Уровни научного познания
Познание Познание— совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание– процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Познание имеет два уровня (две стороны) / виды?: 1) чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) 2) рациональное познание - присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Формы чувственного познания • Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. • Восприятие - чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. • Представление - умственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Формы рационального познания • Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления. • Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. • Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Эмпиризм(от гр. empeiria — опыт) - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Особенности чувственного познания. - непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта; - наглядность и предметность возникающих в результате познания образов; - воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Особенности рационального познания. - опора на результаты чувственного познания; - абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов; - воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений. Цель познания: В современной литературе цель познания усматривается в истине.
Формы (Виды?) познания: Говоря о формах познания, выделяют, прежде всего, научное и ненаучное познание, причём, к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное. Научное: Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности. Особенности научного познания: 1. Руководствуется принципом объективности (оно должно отражать объект таким, каков он есть на самом деле) 2. Обладает рационалистической обоснованностью 3. Системность знания (научное знание не просто упорядочено, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия) 4. Научному знанию свойственна проверяемость (средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логическое рассуждение)
Методы научного познания: Моделирование (в т.ч. математическое) Выдвижение научных гипотез Изучение по аналогии аналогия - в переводе с греческого означает сходство, подобие. Так, свойства колебательных движений сначала были изучены физикой только на примере волн, распространяющихся по поверхности воды. Потом, когда стало выясняться, что звук и свет тоже представляют собой колебания, то было естественно предположить, что у них тоже должна наблюдаться так называемая дифракция (огибание препятствий), причем формулы для ее расчета могут быть получены по аналогии с формулами для поверхностных волн. В дальнейшем это предположение полностью подтвердилось.
4. Синтез (греч. synthesis - соединение)(соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении Синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан, анализ (от греч. analysis - разложение), дедукция (от общего к частному), индукция (от частного к общему) Опора на факты Логичность выводов
Уровни научного познания Выделяют два уровня научного познания: 1) эмпирический (опытный, чувственный) А)Эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов. Б)Содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами (события, физические процессы и т.п.), а также наблюдаемыми связями между ними. В) Методы исследования на эмпирическом уровне: - наблюдение - измерение - описание - сравнение - эксперимент
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1904)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |