для подготовки бакалавров
СТАТИСТИКА
Практикум
Для подготовки бакалавров Всех направлений
Москва 2012
Пенгрина Т.Н. Статистика. Практикум.- М.: Российский университет кооперации, 2012 г.- 50 с.
Практикум по дисциплине «Статистика» для направлений подготовки бакалавров разработан в соостветствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по напрвлению подготовки, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. №544, и учебным планом, утверждённым учёным советом Российского университета кооперации от 22 марта 2011 г., протокол №4.
Рецензент: к.э.н. Е.А.Саенко
Практикум рекомендован к изданию решением кафедры финансов и статистики от_12 ноября 2012 г. протокол № 3
Зав. кафедрой
© АНО ВПО ЦС РФ “Российский университет кооперации», 2012 © Пенгрина Т.Н., 2012
Введение
В системе экономических наук статистика является одной из фун- даментальных дисциплин, формирующих профессиональный уровень спе- циалистов. Роль статистики в развитии общества огромна. Она разрабатывает систему обобщающих показателей и обеспечивает информацией, необхо- димой для функционирования рыночного механизма на разных уровнях управления, прогнозирования социально – экономических процессов. Целью преподавания статистики является овладение студентами ме- тодами статистического анализа, расчетами обобщающих статистических показателей. В практикум по дисциплине «Статистика» включены темы трех ос- новных разделов: теория статистики, социально-экономическая ста- тистика и статистика финансов. По каждой теме выделены цели проведе- ния практических занятий. Практикум рассчитан на проведение аудиторных практических заня- тий. Для решения задач, приведенных в практикуме, необходимо владеть методами расчета относительных и средних величин, показателей вариа- ции, индексным методом, методом группировок, вариационным, корреля- ционным и регрессионным методами анализа; уметь обобщать полученные результаты анализа. Дидактической целью практикума является закрепление ранее при- обретенных знаний и формирование практических умений и навыков по дисциплине «Статистика».
Раздел 1 Теория статистики
Тема 1.1 Статистическое наблюдение. Сводка и группировка статистических материалов
Цель занятия: формирование у студентов практических навыков для проведения статистического наблюдения, овладение методами сводки и группировки.
Задача 1.Для изучения состава студентов … курса сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте проект первичного статисти- ческого бланка.
Задача 2.Проведите обследование успеваемости студентов … курса … факультета … университета. Укажите объект наблюдения, единицу на- блюдения, совокупности.
Задача 3.В таблице приведены данные о товарообороте 20 магази- нов района за конкретный период:
Товарооборот торговых предприятий района Таблица 1
1. Сгруппируйте магазины по размеру фактического товарооборота, выделив следующие группы: - магазины с товарооборотом до 20 млн.руб. - магазины с товарооборотом от 20 млн.руб. до 50 млн.руб. - магазины с товарооборотом свыше 50 млн. руб.
2. По каждой группе и в целом определите % выполнения плана, сумму превышения или недовыполнения плана товарооборота, сделайте выводы.
Задача 4. За отчетный период имеются следующие данные о произ- водственных показателях предприятия отрасли промышленности:
Таблица 2
Для изучения зависимости между стоимостью основных производст- венных фондов и выпуском валовой продукции произведите группировку предприятий по стоимости основных производственных фондов, образовав 4 группы с равными интервалами. По каждой группе и совокупности заво- дов подсчитайте: 1. Число заводов. 2. Стоимость основных производственных фондов (всего и в среднем на одно предприятие). 3. Стоимость валовой продукции (всего и в среднем на одно пред- приятие).
Результаты представьте в виде таблицы. Проведите анализ данных таблицы и сделайте выводы.
Тема 1.2 Абсолютные и относительные статистические величины. Статистические графики
Цель занятия:формирование у студентов умений и навыков по рас- чету условно-натуральных единиц измерения, относительных величин. Построение статистических диаграмм.
Задача 5.Имеются данные о выпуске отдельных видов продукции:
Таблица 3
Определите общий объем производства путем выражения отдельных видов продукции в условных единицах. Примечание: для пересчета отдельных видов продукции в условных единицах используйте следующие соотношения: Таблица 3.1
Задача 6.По двум трикотажным фабрикам производственного объе- динения имеются следующие данные о количестве и качестве производст- венной продукции:
Таблица 4
Определите: 1. Объем всей продукции и продукции высшего сорта в целом и по объединению в первом и во втором кварталах и за полугодие. 2. Удельный вес каждой фабрики: - в общем объеме продукции высшего сорта в первом квартале; - в объеме всей продукции во втором квартале. 3. Динамику общего выпуска продукции и продукции высшего сорта по каждой фабрики в целом по объединению.
Задача 7.Имеются следующие данные о работе за два квартала (млн.руб.): Таблица 5
Определите: 1.Процент выполнения плана товарооборота для каждого квартала по видам товарооборота и в целом. 2. Плановую и фактическую структуру товарооборота. 3.Отношение собственной продукции и покупных товаров для каж- дого квартала.
4. Динамику товарооборота в целом и по видам товарооборота. 5. Изобразите графически динамику товарооборота в целом и по ви- дам товарооборота.
Тема 1.3 Средние величины и показатели вариации
Цель занятия:формирование у студентов умений и навыков по рас- чету средних величин, показателей вариации, показателей центра распре- деления асимметрии и эксцесса, графическое изображение рядов распре- деления. Компьютерный анализ с использованием ЭТ EXCEL.
Задача 8.Имеются следующие данные:
Таблица 6
Определите: 1. Средний процент выполнения плана по двум фабрикам. 2. Средний процент стандартной продукции.
Задача 9Имеются данные о посевной площадке и урожайности пшеницы: Таблица 7
Определите:
1. Среднюю урожайность пшеницы по всем бригадам в базисном и отчетном периодах. 2. Изменение средней урожайности пшеницы в отчетном периоде по сравнению с базисным в абсолютных и относительных величинах. 3. Дайте обоснования применения формул для расчета средних вели- чин.
Задача 10.Имеются данные о розничном товарообороте магазинов за отчетный период в двух микрорайонах города:
Таблица 8
Определите: 1.Средний процент выполнения задания по розничному товарообо- роту для каждого микрорайона. 2. Сумму превышения фактической реализации товаров по сравне- нию с планом по каждому микрорайону. 3. Дайте обоснование применения формул для расчета средних вели- чин.
Задача 11.Имеется следующее распределение предприятий по стоимости основных производственных фондов:
Таблица 9
Определите: 1. Средний размер основных производственных фондов.
2. Показатели центра распределения (моду и медиану). 3. Показатели вариации (абсолютные и относительные). 4. Изобразите ряд графически. 5. Сделайте выводы.
Задача 12.Имеются следующие данные о распределении магазинов по размеру месячного товарооборота: Таблица 10
Определите: 1.Средний товарооборот в расчете на один магазин традиционным способом и способом «моментов». 2. Моду и медиану. 3. Показатели вариации: размах вариации, среднее линейное откло- нение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение; Коэффициенты: вариации, осцилляции, равномерности и относительного линейного откло- нения. 4. Коэффициенты асимметрии (по Пирсону) и эксцесс. 5. Поясните экономический смысл рассчитанных показателей. Сде- лайте выводы.
Задача 13.Бригада рабочих цеха, состоящая из 10человек, к концу месяца имела следующие показатели по выполнению норм выработки:
Таблица 11
Определите: 1. Групповые дисперсии.
2. Межгрупповую дисперсию. 3. Общую дисперсию (обычным способом и по правилу сложения дисперсий). 4 .Эмпирическое корреляционное отношение.
Тема 1.4 Ряды динамики
Цель занятия: формирование у студентов умений и навыков по рас- чету показателей рядов динамики, определения общей тенденции развития (тренда).
Задача 14.Имеются данные о товарообороте предприятия в старых и новых границах района (тыс. руб.): Таблица 12
Приведите ряд динамики к сопоставимому виду.
Задача 15.Имеются данные о товарообороте розничного торгового предприятия: Таблица 13
Определите:
1. Абсолютные приросты (базисные и цепные), темпы роста и при- роста (базисные и цепные), темпы наращивания, абсолютное значение 1% прироста. Результаты оформите в таблице. 2 .За период с 2006 по 2011 год определите следующие средние го- довые показатели: средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста. 3. Проведите аналитическое выравнивание ряда товарооборота по прямой линии и определите размер розничного товарооборота на 2016 год методом экстраполяции ряда динамики на основе параметров уравнения прямой, выражающих общую тенденцию (тренд) данного ряда.
Задача 16.Расходы компании «Алекс» по сбыту продукции изме- няются ежемесячно и ежегодно, о чем свидетельствуют следующие данные (тыс.руб.): Таблица 14
1. Преобразуйте исходные данные путем укрупнения периодов вре- мени в квартальные уровни. 2. Изобразите графически квартальные уровни. 3 .Произведите сглаживание квартальных уровней методом скользя- щей средней. 4. Нанесите на график квартальные уровни сглаженные уровни. 5. Рассчитайте показатели динамики. 6. Составьте уравнение линейного тренда.
7. Сделайте выводы.
Задача 17.Имеются следующие данные о выпуске продукции (тыс.руб.): Таблица 15
Определите: 1.Индексы сезонности выпуска продукции. 2.Изобразите графически сезонную волну выпуска продукции. 3.Сделайте выводы.
Тема 1.5 Индексы
Цель занятия: формирование у студентов умений и навыков расчета индивидуальных и общих индексов (агрегатных, гармонических, средне- арифметических), средних индексов (переменного, постоянного состава и структурных сдвигов). Факторный анализ, обобщение результатов анализа.
Задача 18.Имеется следующая информация о продаже продуктов:
Таблица 16
Определите: 1.Индивидуальные индексы цен, физического объема товарооборота. 2. Общие индексы цен, физического объема товарооборота в факти- ческих (действующих) ценах.
3. Покажите взаимосвязь между общими индексами. 4. Определите абсолютное изменение товарооборота в действующих ценах в отчетном периоде по сравнению с базисным, в том числе: за счет изменения цен и количества проданных овощей, сделайте выводы. 5. Общие индексы средней цены овощей: переменного, постоянного состава и структурных сдвигов. Покажите взаимосвязь между ними. Рас- кройте экономический смысл рассчитанных индексов, сделайте выводы.
Задача 19.Товарооборот и изменения цен на товары характеризуют- ся следующими данными: Таблица 17
Определите: 1. Общие индексы цен, физического объема товарооборота, товаро- оборота в фактических ценах. Покажите взаимосвязь между ними. 2. Абсолютное изменение товарооборота в фактических ценах, в том числе: за счет изменения цен и количества проданных товаров. 3. По результатам анализа сделайте выводы.
Задача 20.Имеются данные о выпуске продукции:
Таблица 18
Определите:
1. Общий индекс физического объема выпуска продукции. 2 .Абсолютное изменение выпуска продукции под влиянием измене- ния количества произведенной продукции. 3. Сделайте выводы.
Задача 21.Имеются следующие данные о производстве одноимен- ных изделий и их себестоимости по двум предприятиям: Таблица 19
Определите: 1. Общий индекс затрат на производство. 2. Общий индекс себестоимости. 3. Общий индекс выпуска продукции. 4. Покажите взаимосвязь между рассчитанными индексами. 5. Абсолютное изменение затрат в отчетном периоде по сравнению с базисным, в том числе за счет: - изменения себестоимости; - изменения выпуска продукции; 6. Сделайте выводы.
Задача 22.Используя условия задачи 5.4, определите индексы сред- ней себестоимости: переменного, постоянного состава и структурных сдвигов. Покажите взаимосвязь между ними, сделайте выводы.
Задача 23.По следующим данным определите базисные и цепные индивидуальные индексы объема продаж: Таблица 20
Покажите взаимосвязь между исчисляемыми индексами. Сделайте выводы. Тема 1.6 Статистическое изучение связи между явлениями
Цель занятия:формирование у студентов умений и навыков уста- новления связей между явлениями, расчета коэффициентов регрессии, эла- стичности, линейного коэффициента корреляции, эмпирического и теоре- тического корреляционных отношений, коэффициента детерминации.
Задача 24.Имеются следующие данные по десяти однородным предприятиям: Таблица 21
Определите: 1. Параметры теоретического уравнения регрессии (форма корреля- ционной связи прямая). 2. Линейный коэффициент корреляции. 3. Сделайте выводы.
Задача 25.Имеются следующие данные по 10 торговым предпри- ятиям: Таблица 22
Определите тесноту связи между товарооборотом и издержками об- ращения с помощью коэффициента рангов Спирмэна.
Задача 26.По 8 рабочим завода имеются следующие данные:
Таблица 23
Определите: 1. Теоретическое корреляционное отношение. 2. Коэффициент детерминации. 3. Сделайте выводы.
Тема 1.7 Выборочное наблюдение
Цель занятия: формирование у студентов умений и навыков по рас- чету ошибок выборки для количественного и альтернативного признаков (выборочной средней и доли), построение доверительных интервалов. Оп- ределение необходимой численности выборки.
Задача 27.При изучении покупательского спроса произведено 10% выборочного обследования продажи игрушек. При случайном бесповтор- ном способе отбора получены следующие данные распределения игрушек по возрастному признаку: Таблица 24
Определите: 2. С вероятностью 0,997 возможные пределы значения среднего воз- раста детей, для которых покупаются игрушки. 2. С вероятностью 0,954 возможные пределы значений доли продажи игрушек для детей от 3-15 лет; Задача 28.Из общего числа (25000) вкладчиков сберегательных касс города произведено выборочное обследование 2000 вкладчиков, ото- бранных методом случайного бесповторного отбора. По результатам вы- борки построен следующий ряд распределения: Таблица 25
1. Пределы значения среднего вклада всех вкладчиков с вероятно- стью 0,683. 2. Пределы значений доли рабочих среди вкладчиков с вероятностью 0,997.
3. Необходимую численность выборки при определении среднего вклада, чтобы с вероятностью 0,683 предельная ошибка выборки не пре- вышала 50 руб. 4. Необходимую численность выборки при определении доли рабо- чих среди вкладчиков, чтобы с вероятностью 0,954 предельная ошибка вы- борки не превышала 2%.
Задача 29.Произведено выборочное 5% обследование качества пар- тии поступающего товара. При механическом способе отбора в выборку взято 400 единиц, из которых 80 штук оказались нестандартными, средний вес одного изделия составил 12 кг, а среднеквадратическое отклонение ± 0,3 кг. Определите: 1.С вероятностью 0,954 пределы, в которых находится генеральная доля нестандартной продукции. 2. С вероятностью 0,997 пределы, в которых находится средний вес одного изделия во всей партии товара.
Задача 30.При изучении производительности труда работников тор- говли произведено 10% выборочное обследование выполнения норм выра- ботки кассирами-операционистами магазинов торговой ассоциации. В ре- зультате механического отбора получены следующие данные о распреде- лении выборочной совокупности по выполнению норм выработки:
Таблица 26
Определите: 1. С вероятностью 0,954 пределы значения доли кассиров, выпол- няющих нормы выработки.
2. С вероятностью 0,997 пределы, в которых находится процент вы- полнения кассирами норм выработки.
Задача 31.В цехе завода 2000 рабочих. Для определения затрат времени на изготовление одной детали проведено выборочное обследова- ние. Установлено, что среднее квадратическое отклонение затрат времени на изготовление составляет 10 минут. Определите при случайном отборе, какое количество рабочих необ- ходимо отобрать, чтобы с вероятностью 0,954 ошибка выборки не превы- шала 2-х минут.
Раздел 2. Социально-экономическая статистика Тема 2.1 Статистика населения и рынка труда Цель занятия: формирование у студентов умений и навыков по рас- чету показателей воспроизводства и механического движения населения, среднесписочной численности работников, показателей движения рабочей силы.
Задача 32.Имеются данные о численности населения посёлка
Известно также, что в течение года родилось 30200 человек, умерло 28600 человек. Определите: 1. Среднегодовую численность населения. 2. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, жизненного, механического и общего прироста.
Задача 33.Численность населения гпосёлка на начало года составляла 203480 человек, на конец года 211300 человек. Коэффициент естественно- го прироста населения за год составил 9,8%.
Определите коэффициенты механического и общего прироста насе- ления.
Задача 34.Показатели естественного движения населения города (в ‰) за прошедший год составили: коэффициент рождаемости - 16, коэф- фициент смертности – 10, коэффициент механического прироста населения области в данном году составил 5‰. Определите общий абсолютный прирост населения города за год, если известно, что среднегодовая численность населения города составила 500 тыс.чел.
Задача 35.На 1 января 2006 года численность населения города со- ставляла 720 тыс.чел. На 1 января 2009 года численность населения соста- вила 740,2 тыс.чел. Спрогнозируйте численность населения города на 1 января 2013 года.
Задача 36.Имеются следующие данные за месяц по предприятию: 1. Фактически обработано за месяц – 32200 чел./дн. 2. Выходные и праздничные дни – 11420 чел./дн. 3. Очередные отпуска – 240 чел./дн. 4. Неявка на работу по болезни и в связи с родами – 610 чел./дн. 5. Неявки, разрешенные законом – 80 чел./дн. 6. Неявки, связанные с выполнением государственных обязанностей – 36 чел./дн. 7. Зарегистрировано прогулов – 26 чел./дн. 8. Целодневные простои – 44 чел./дн. 9. Неявки с разрешения администрации – 120 чел./дн. Определите: 1. Максимально возможный, табельный и календарный фонды рабо- чего времени. 2. Коэффициенты использования максимально возможного, табель- ного и календарного фондов рабочего времени.
Задача 37.Имеются данные по организации: 1. Численность работников по штату – 4400 чел. 2. Численность работников на начало года – 3820 чел. 3. В течение года принято на работу – 210 чел. 4. Уволено в течение года – 160 чел., в том числе:
- по собственному желанию – 86 чел. - за нарушение трудовой дисциплины – 8 чел. - за растраты и хищение – 4 чел. - выбыли на учебу, пенсию и призваны в вооруженные силы – 62 чел. Определите коэффициенты по приему, выбытию (увольнению), те- кучести кадров, общего оборота и обеспеченности кадрами. Объясните смысл этих показателей.
Тема 2.2 Статистика национального богатства
Цель занятия:формирование у студентов практических навыков по расчету показателей, характеризующих состояние, воспроизводство и ис- пользование основных фондов; методов статистического анализа, основ- ных и оборотных фондов.
Задача 38.Имеются данные о выпуске продукции и основных фон- дах по двум заводам отрасли (млн.руб): Таблица 27
Определите: 1. Уровни фондоотдачи основных производственных фондов за каж- дый год: а) по каждому заводу; б) по двум заводом. 2. Индексы фондоотдачи постоянного, переменного состава и струк- турных сдвигов. 3. Проанализируйте полученные результаты.
Задача 39.Имеются следующие данные: Таблица 28
Определите: 1. Показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности за каждый период. 2. Индексы фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности. 3. Прирост товарной продукции всего, в том числе: а) за счет изме- нения стоимости основных производственных фондов; б) за счет измене- ния фондоотдачи. 4.Сделайте выводы.
Задача 40.Валовая продукция промышленного предприятия в со- поставимых ценах в базисном периоде составила 754 млн.руб., в отчетном периоде – 980 млн.руб. основные производственные фонды предприятия возросли на 20%. Определите: 1. Как изменилось использование основных производственных фон- дов.
2 .Прирост валовой продукции всего, в том числе за счет: а) увеличе- ние стоимости основных производственных фондов; б) изменение фондо- отдачи.
Задача 41Имеются следующие данные по производственному объе- динению за год (млн. руб.): - основные фонды с учетом стоимости износа на начало года – 49,0; - сумма износа основных фондов на начало года – 21,0; - введено в действие новых основных фондов – 20,0; - капитальный ремонт основных фондов – 2,5; - выбыло основных фондов в течение года по полной стоимости – 8,0;
- стоимость выбывших фондов с учетом износа – 0,8; - общая годовая стоимость амортизации – 7,6; - валовая продукция в оптовых ценах предприятия– 114,0 Определите: 1. Полную стоимость основных фондов на конец года.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |