Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование первоначального навыка связного говорения



2015-11-27 843 Обсуждений (0)
Формирование первоначального навыка связного говорения 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел состоит из двух этапов:

1. Формирование связной речи практическими методами.

2. Знакомство детей с правилами построения связной речи (т.е. связного рассказа).

 

Валентина Константиновна Воробьёва подчёркивает, что связную речь необходимо именно формировать и только в целенаправленном процессе, а не развивать, так как она не появляется спонтанно у детей с особыми потребностями, в отличие от диалогической речи.

Что означает «формировать практическими методами»?

Это значит – без опоры на определённые знания или правила, закономерности.

Цель этого этапа: развитие мотивационной сферы связной речи (т.е. развитие у ребёнка таких мотивов, которые побуждают его или пробуждают у него интерес как к содержательной стороне, к внутреннему смысловому плану, так и к выбору языковых средств). Поэтому перед логопедом стоит трудная задача – развивать у детей мотивы двух групп:

 Познавательные;

 Лингвистические (языковые).

 

Эта задача реализуется системой специальных игр.

1-ый тип игр: игры на восстановление порядка сюжетных картин серии, с последующим составлением по ним рассказа или его фрагмента.

Важным принципом является расположение заданий в пошаговой отработке каждого навыка. Это может быть следующая система предъявления задания в рамках этих игр.

1) Расположить серии картинок в правильной последовательности к рассказу, прочитанному логопедом.

Данные картинки ребёнок может отобрать среди других фоновых, не относящихся к этому рассказу. Т.е. он как бы прослеживает логико-фактическую линию рассказа, самостоятельно обнаруживает какую-то последовательность. И только затем логопед начнёт формировать речевые навыки у детей.

2)Восстановить заданный порядок картинок, события по ранее прочитанному рассказу, т.е. по памяти. Он вытаскивает эту цепочку из долговременной памяти.

3) Найти ошибку логопеда в расположении картинок, т.е. восстановить порядок в картинках (этот вид упражнений формирует соревновательные мотивы). А это стимуляция учебной деятельности. В итоге мы учим активнее думать, быстрее решать учебные задачи. Ребёнок в этих условиях делает всё в ускоренном темпе.

4) Расположить картинки серии соответственно опорным словам логопеда. Сначала такими словами являются глагольные слова (играл, упал, заплакал) или глагольные словосочетания. Постепенно логопед начнёт предъявлять имена существительные. Имена существительные маркируют каждый новый объект в серии.

5) Найти лишнюю картинку среди заданных картинок, а оставшиеся расположить в логико-фактологической последовательности.

6) Самостоятельно расположить картинки в логической последовательности и придумать по ним рассказ с определённой эмоциональной нагрузкой (например: забавный, смешной, грустный, печальный). Логопед для данного упражнения подбирает такую серию, при расположении которой возможны варианты.

7) Найти ошибку логопеда в чтении рассказа через правильное расположение картинок.

При составлении рассказа детьми логопед не фиксирует внимание ребёнка на грамматических, лексических и фонетических недочётах (не поправляет ребёнка). Такое требование необходимо для того, чтобы «не убить», не снизить мотив деятельности ребёнка. На этом этапе логопед следит только за целостностью рассказа, за логико-фактологической последовательностью.

2-ая группа игр: игры эвристического, поискового характера. Они направлены на выбор недостающего элемента ситуации среди предложенных вариантов ребёнку.

1) Найти пропавшую картинку среди фоновых картинок и определить её место среди заданных.

2) Выстроить последовательность события по одной заданной картинке (среди фоновых картинок отобрать те, которые являются адекватными первой картинке).

3) Распутать две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов серии. Учитывая уровень снижения произвольного внимания и восприятия у детей, логопед сначала предлагает детям разобрать набор картинок, включающий диаметрально-противоположные события по грубым дифференцировкам (например, действие происходит летом, а другое – зимой). Далее переходим к картинкам, похожим по сюжету (например, действие происходит летом, но в одном случае на рыбалке – увидел рыбу и спас её, а в другом случае увидел белку и стал кидать в неё шапкой).

4) Подобрать к первой сюжетной картинке (уже не к серии, а к одной) из набора предметных картинок только те, которые относятся к ней одной, и расположить их в соответствии с последовательностью рассказа.

5) Подобрать из набора предметных картинок соответствующие каждой серии.

3-я группа игр: игры на формирование замысла. 1) Игра-пантомима «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

2) Научить детей придумывать событие, случай с опорой на предложенную денотативную программу, программу, обозначенную предметными картинками:

1. мальчик;

2. телевизор;

3. окно;

4. рисунок;

5. кошка;

6. собака;

7. краски;

8. клякса.

 

Не надо говорить: «Составьте рассказ!»

А надо: «Кто придумает интересный случай, событие, а эти картинки вам помогут».

3) Приём – развитие замысла.

Научить детей придумывать случай с опорой на цепочку заданных слов, но обязательно через них должна прослеживаться определённая ситуация.

4) Научить ребёнка из банка предметных картинок (из 12-14 предложенных картинок) отбирать только те, на основе которых можно придумать то или иное событие, случай. При этом ребёнок сам располагает в определённой последовательности картинки.

4-ая группа игр: ассоциативные словесные игры. Формируем у ребёнка процесс выбора слов из долговременной памяти. Учим на слово, заданное логопедом, называть первое слово, которое приходит на память ребёнку. К одному слову, заданному логопедом, подобрать несколько слов.

5-ая группа игр: чтение как специальный приём связной речи. В подготовительной группе мы формируем два навыка. Первый навык – это научить детей придумать продолжение рассказа по зачину, началу. Второй навык – научить детей на слух различать образцы связной речи по жанру:

 стихотворение – от рассказа;

 загадку – от стихотворения;

 сказку – от загадки.

 



2015-11-27 843 Обсуждений (0)
Формирование первоначального навыка связного говорения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование первоначального навыка связного говорения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (843)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)