Процесс, этапы и механизм социализации личности
Стадии социализации – распространение социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым,но в отечественной соц псих-акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).На протяжении всего процесса социализации индивид расширение «каталога» деятельностей, т.е. освоением всё новых и новых видов деятельности. При этом происходит ещё три чрезвычайно важных процесса: 1) это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами, через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности.Как следствие это- 2) центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нём и соподчинения ему всех остальных деятельностей 3) это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Агенты социализации– институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, называют агентами социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести: нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей,своеобразные трансляторы социального опыта- институты социализации. Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация протекает в кругу близких и родных, вторичная социализация – в рамках формальных институтов (школа, институт, производство)
40.Основное содержание работы Личко А. Е. «ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ»
Акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий. Степени тяжести психопатий: · тяжелая, · выраженная · умеренная. Степени акцентуаций: · явная · скрытая. Происхождение невротических заболеваний А. Е. Личко связал не столько с врожденной неполноценностью нервной системы, как это прежде делали многие исследователи, сколько с соотношением патогенной ситуации и индивидуальных особенностей характера: Если попытаться обобщить все сказанное о психопатиях и психопатоподобных нарушениях поведения у подростков, то можно выделить три узловых вопроса. Во-первых, это разграничение психопатий как формы патологии от примыкающих к ним крайних вариантов нормы, названных нами акцентуациями характера. Во-вторых, это разграничение между основными типами психопатий и акцентуаций характера, выделение типов аномальных и девиантных характеров, изучение их взаимосвязи, возможностей трансформации одного типа в другой в силу конституциональных закономерностей или средовых воздействий.В-третьих, это разграничение конституциональных психопатий от психопатоподобных расстройств, обусловленных или органическими изменениями в мозге, возникшими в раннем онтогенезе, когда формирование мозга еще не завершено, или вследствие эндогенных психических заболеваний. В некоторых случаях умеренных степеней психопатии и особенно при акцентуациях уже создание психологического фона оказывается достаточным для того, чтобы подросток сам, без специальных социо-психотерапевтических влияний справился с трудностями и адаптировался к ситуации. Систематика исходит из классификаций типов психопатий по П. Б. Ганнушкину (1933) и Г. Е. Сухаревой (1959) и типов акцентуированных личностей у взрослых по К. Leonhard (1968). Однако наша систематика отличается от предыдущих двумя особенностями. Во-первых, она предназначена специально для подросткового возраста; все типы описываются такими, какими они в этом возрасте предстают. Гипертимный тип. Гл черта — почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. Лишь изредка омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии, склонны к групповым формам делинквентного поведения,алкоголизация, подвижность, общительность, болтливость, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношении ко взрослым. Циклоидные подростки. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. Чаще она проявляется апатией и раздражительностью. В период подъема выступают те же слабые места, что при гипертимном типе: непереносимость одиночества, однообразной и размеренной жизни, кропотливого труда, неразборчивость в знакомствах. (Типичные циклоиды – ближе к гипертимам: вялость, усталость, упадок сил, в течение фазы 1-2 недели, Лабильные – плохое настроение в течение фазы 1-2 дня) Лабильные подростки Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и сон, и аппетит, и трудоспособность , ипохондризация. Сенситивные подростки -«чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности» проявл. в 16-19. Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации, обидчивость, чувствительность, застенчивость; Астеноневротический-повыш.утомляемость,раздражительность,беспокойный сон, склонность к ипохондрии, капризность. Психастенические подростки – нерешительность, склонность к рассуждательству, возникновение обсессий – навязчивых страхов, ритуалов, педантизм. Истероиды –беспредельный эгоцентризм, жажда внимания к себе, суицидальные демонстрации. Эпилептоидные подростки Аффективная взрывчатость и усиление и аномалии влечений. Аффекты всегда спровоцированы извне, отличаются бурной вспышкой и быстрым истощением, гнев и ярость легко сменяются слезами и жалобами. Встречаются садистские стремления. Вязкость, инертность. Шизоидные подростки. Замкнутость, чудаковатость, странность сочетаются с недоразвитием моторики, неловкостью, сравнительно невысоким интеллектом и в то же время «заумностью», витиеватостью мышления. Неустойчивый – безвольность, нецелеустремленная криминальность, стремление высбодиться из-под родительской опеки ,повышенная тяга к развлечениям, плохая переносимость одиночества. Конформные подростки. Принцип – жить как все, готовность подчиниться большинству, неинициативность 41.Основное содержание отрывка из работы А. Анастази. «Дифференциальная психология»
Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями при оплодотворении. Среда включает в себя сумму всех стимулов, на которые реагирует индивид с момента оплодотворения до смерти. Можно выделить три основных метода исследования действия факторов наследственности и среды на развитие поведения: искусственная селекция по поведенческим признакам, варьирование условий воспитания и статистическое исследование сходств и различий психологических черт в семье.
.
42.Основное содержание работы П. Сорокина «Национальный вопрос как проблема социального равенства»
Нация=национальность-группа, союз людей, обладающие теми или иными признаками, объединенных той или иной связью. 1) «единство крови», или, иначе, единство расы; 2) единство языка; 3) религия, общность экономических интересов, единство правящей династии или «единство исторических судеб», единство морали, права и нравов,единство мировоззрения (однако автор ставит все эти признаки под сомнение); 4). «осознание своей принадлежности к определенному политическому телу» Условия национальности: 1)Религия; 2)Язык; 3)Сословность; 4)Эконом положение. Национал вопр- одна из главного общего учения о правовом неравенстве членов одного и того же гос-ва. Т.к. неравенство в правах осталось. Основания неравенства: 1)Религия(евреи-поляки-католики); 2)Пространств положение родины=совокупность людей; 3)Имущественное положение; 4)Образов, профессия; 5)Язык; 6)Бытовые усл(неравенство, развитие); 7)Сослов, профессионал происходжение(дворяне, купцы, крестьяне).
43. Основное содержание работы Л. Гумилева «Психологическое несходство этносов». В некоторых случаях этническое несходство можно объяснить разнообразием географических условий, но ведь оно наблюдается и там, где климат и ландшафты близки между собою. В самом деле, разные народы возникали в разные эпохи и имели разные исторические судьбы, которые оставляли следы столь же неизгладимые, как личные биографии, которые формируют характер отдельных людей. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями (этническим окружением) – свою, культурные воздействия, религия – имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам, как к любым явлениям природы. Проявление его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |