Уровень
| Название уровня
| Основной диагностический признак
| Дополнительные диагностические признаки
|
|
|
|
|
| Отсутствие интереса.
| Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал).
| Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.
|
| Реакция на новизну.
| Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории).
| Оживляется, задаёт вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет.
|
| Любопытство.
| Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач).
| Оживляется и задаёт вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает.
|
| Ситуативный учебный интерес.
| Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач).
| Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.
|
| Устойчивый учебно-познавательный интерес.
| Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала).
| Охотно включается в процесс выполнения, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.
|
| Обобщённый учебно-познавательный интерес.
| Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач.
| Является постоянной характеристикой ученика; ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов.
|
Уровень
| Название уровня
| Основной диагностический признак
| Дополнительные диагностические признаки
|
|
|
|
|
| Отсутствие цели.
| Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающие промежуточных целей) требования.
| Плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделять промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.
|
| Принятие практической задачи.
| Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется.
| Осознаёт, что надо делать и что он уже сделал в процессе решения практической задачи и может ответить на соответствующие вопросы; выделяет промежуточные цели; в отношении теоретических задач не может дать отчёта о своих действиях и не может осуществлять целенаправленных действий.
|
| Переопределение познавательной задачи в практическую.
| Принимает познавательную задачу, осознаёт её требование, но в процессе её решения подменяет познавательную задачу практической.
| Охотно включается в решение познавательной задачи и отвечает на вопросы о её содержании; возникшая познавательная цель крайне неустойчива; при выполнении задания ориентируется лишь на практическую его часть и фактически не достигает познавательной цели.
|
| Принятие познавательной цели.
| Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; чётко выполняется требование познавательной задачи.
| Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя её (не подменяя практической задачей и не выходя за её требования), чётко может дать отчёт о своих действиях после выполнения задания.
|
| Переопределение практической задачи в познавательную.
| Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней.
| Невозможность решить новую практическую задачу объясняет именно отсутствием адекватных способов; чётко осознаёт свою цель и структуру найденного способа и может дать о них отчет.
|
| Самостоятельная постановка новых учебных целей.
| Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой-либо стимуляции извне, в том числе и со стороны новой практической задачи; цели выходят за пределы требований программы.
| По собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы; учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях.
|