Проблема древнейшей культуры
Вводная часть Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества. Существует огромное количество оснований для классификации и в виду этого огромное количество различных типов культуры. Типологизация культуры - это один из современных методов систематизации гуманитарного знания в области культурологии и истории. Метод основан на выявлении сходства и различия моделей строения и внутреннего содержания отдельно существующих культурных структур. Термин «Восточный тип культуры» - одно из ключевых понятий общемировой типологии культуры. В основу этого понятия заложено сопоставление западного (европейского) и восточного (азиатского) путей развития цивилизации. При таком рассмотрении понятия Запад и Восток предстают не как географические понятия, а прежде всего как понятия социокультурные, отражающие особый характер цивилизационного развития на протяжении значительного отрезка времени. Типология культуры Типология культуры – это классификация культур или выделение самостоятельных исторических типов. Главный вопрос типологии культуры – выбор основания для классификации (критерии выделения основных исторических типов культуры). Можно выделить следующие критерии типологического анализа: 1) временной (хронологический) – деление культуры по эпохам (древнейшая, античная, средневековая, возрождение, новое время, новейшая эпоха); 2) формационный – деление культуры по способу производства (первобытный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический, коммунистический); 3) религиозный (деление культуры на основании мировых религий) 4) территориально-этнический – деление с учетом особенности этноса и место его проживания; 5) цивилизационный – деление культуры на цивилизации (или устойчивые общности со своими политическими, экономическими и духовными и др. особенностями развития); 5) технологический (деление с учетом уровня технологии): доиндустриальная (аграрная) – индустриальная – постиндустриальная. 7) культурологический (мировоззренческий) – деление культуры по ведущему типу мировоззрению – совокупность устойчивых взглядов на мир и человека (мифологическое, религиозное и научное). Данный критерий учитывает (включает): · особое понимание мира (представление о пространстве, времени, смысле жизни и т.д.); · особый тип человеческого поведения (культурная роль человека); · совокупность ценностей, регулирующих взаимоотношения человека с миром, природой, обществом (национальная ценность); · совокупность памятников (культурные знаки), предметно и духовно отражающих идею человека, мировоззрение эпохи. Проблема древнейшей культуры Можно выделить три точки зрения по проблеме места возникновения древнейшей культуры: · территория Древнего Востока (Древняя Япония, Древний Китай, Древняя Индия, государство передней Азии, Древний Египет) – 5-4 тыс. до н.э.; · территория Древнего Запада (майя, ацтеки, инки) – 8 тыс. до н.э.; · «срединная» территория (Атлантида – 15 тыс. до н.э., Аркаим – Урал – 9 тыс. до н.э.). Проблема территории – это проблема иерархии культур, и одновременно проблема о возможности единой человеческой культуры: · если признать лидером Восток или Запад, то поиски Древней культуры необходимо вести на этих территориях и признать соответствующую иерархию; · если признать реальное существование одной общей культуры, то предстоит бесконечное обнаружение данных следов, поиски будут бесконечны; · если признать равноценность культур и общечеловеческую культуру как понятие отражающее универсальную сущность человека, то проблема одного места снимается и возникновение древнейшей культуры предстает как повсеместное зарождение. Изучение древнейших цивилизаций традиционно начинают с рассмотрения древневосточных государств. Можно выделить следующие обытия, знаменующие начала культуры (переход из доистории в историю): 1) появления ирригационной системы (система оросительных каналов в долинах великих рек); 2) открытие письменности; 3) возникновение народов (народ – это устойчивая общность людей, имеющих единый язык, традиции, историю, мифы); 4) образования государств (государство – это высшая форма социальной организации, имеющая свою систему государственных учреждений, право); 5) овладение лошадью (расширение территориального кругозора); 6) мировоззренческий скачек (внутренний отрыв человека от природы и обретение значимости и самостоятельности, обретение человеческого «Я»). Свидетельства скачка: · сюжеты мифов борьбы человека с природой (подвиги Геракла, подвиги Гильгамеша, изгнание из рая Адама и Евы); · обряд инициации (обряд второго социального (культурного) рождения человека или обряд рождения человека в человеке).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |