_______
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№3-4
Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.
Цель работы:
· изучить свойства сложных неорганических веществ
Приборы и реактивы:
· пробирки, штативы.
· Растворы: HCl, NaOH, K2CO3, CH3COOH, CaO, Fe(OH)3, H2SO4, BaCl2, KOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, CuSO4, FeCl3, K2S, K3PO4, CaCl2, Na3PO4,
· гранулы цинка,
· индикаторы.
Теоретическая часть
Гидролиз –это процесс взаимодействия ионов соли с водой , приводящий к образованию слабого электролита . Все соли можно разделить на 4 группы:
- Соль образована сильным основанием и сильной кислотой К2 SО4, Na NO3,)– гидролиз не идет , среда нейтральная рН = 7 .
- Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al 2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7 , гидролиз идет по катиону и аниону:
- Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (например : Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СОО Li ) -гидролиз протекает в щелочной среде рН >7 , гидролиз идет по аниону.
- Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2, ..) - гидролиз протекает в кислой среде рН< 7 , гидролиз идет по катиону.
Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается)
Если продукты гидролиза летучи ,или нерастворимы , то он необратим.
Ход работы
Опыт
| Результат
| |
Испытание растворов индикаторами
| В одну пробирку налейте 3-4 мл соляной кислоты, во вторую – столько же раствора гидроксида натрия, в третью – карбоната калия.
| При помощи кислотно-основных индикаторов определите состав каждой пробирки.
1 пробирка ____
Цвет индикатора________________________________
2 пробирка ____
Цвет индикатора________________________________
3 пробирка ____
Цвет индикатора________________________________
|
Взаимодействие кислот с металами.
| Поместите в пробирку немного цинковых стружек, прилейте к ним соляной кислоты и нагрейте.
| Наблюдается __
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:
____________
____________
____________
____________
|
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
| В пробирку поместить оксид железа (II), прибавить HCl.
| Наблюдается __
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________
____________
____________
____________
|
Взаимодействие кислот с основаниями
| В пробирку поместить гидроксид железа (III) Fe(OH)3 и прилить НСl.
| Наблюдается _
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________
____________
____________
____________
|
Взаимодействие кислот с солями
| В пробирку поместить H2SO4 и добавить BaCl2.
| Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________
____________
____________
____________
|
Взаимодействие щелочей с солями
| В чистую пробирку поместить 1 мл раствора FeCl3 и прилить столько же NaOH. Наблюдать появление осадка красно-бурого цвета Fe(OH)3 . Добавить к осадку раствор НСl до растворения его.
| Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________
____________
____________
____________
____________
____________
____________
|
Разложение нерастворимых оснований
| В пробирку поместить Mg(OH)2 и осторожно нагревать.
| Наблюдается __
Уравнение реакции в молекулярном виде
____________
____________
|
Взаимодействие солей с металлами
| Внесите гранулу цинка в пробирку с раствором сульфата меди (II), объясните наблюдаемое.
| Что наблюдаете?______________________________
Уравнение реакции в молекулярном виде, определите тип реакции
____________
____________
____________
|
Взаимодействие солей друг с другом
| В пробирку поместить Na3PO4 и прибавить столько же раствора CaCl2. Наблюдать появление осадка.
| Наблюдается _
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________
____________
____________
____________
|
Гидролиз солей различного типа
| В пробирку поместить 0,5 мл раствора K2S, а во вторую – 0,5 мл K3PO4 и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина.
| Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________
_____________
Напишите уравнение реакции.
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
Определите реакцию среды растворов _____________
_____________
|
| В пробирку поместить 0,5 мл раствора CuSO4 и добавить 1 каплю метилоранжа.
| Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________
_____________
Напишите уравнение реакции.
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
Определите реакцию среды растворов _____________
_____________
|
Общий вывод:_
_______
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№5
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
Цель работы:
· изучить реакции замещения, присоединения, обмена.
Приборы и реактивы:
· растворы: медного купороса (CuSO4 · 5 H2O), BaCl2, H2SO4, NaOH, HCl, NaHCO3 (хлебная сода), скрепка или кнопка, фенолфталеин, раствор азотной кислоты; раствор уксусной кислоты; раствор карбоната натрия; раствор нитрата серебра, раствор медного купороса, CuO (II) (порошок);
· пробирки, пипетки, спиртовка, штатив
Ход работы
Опыт
| Результаты
| |
1. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса
| Налейте в пробирку 2—3 мл раствора медного купороса (сульфата меди (II)) и опустите в него стальную кнопку или скрепку.
| Наблюдается _______________________
___
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
___
___
___
___
|
Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды
| В две пробирки прилейте по 1—2 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в каждую 2—3 капли раствора фенолфталеина. Затем прилейте в первую пробирку раствор азотной кислоты, а во вторую — раствор уксусной кислоты до исчезновения окраски.
| После добавления фенолфталеина в пробирки наблюдается _______________
____
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
____
____________________
|
| В две пробирки прилейте по 2 мл раствора карбоната натрия, а затем добавьте: в первую — 1—2 мл раствора соляной кислоты, а в другую — 1—2 мл раствора уксусной кислоты.
| Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
____
____________________
|
| К 1—2 мл соляной кислоты в пробирке добавьте несколько капель раствора нитрата серебра.
| Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
____
____________________
|
| В две пробирки прилейте по 1 мл раствора медного купороса, а затем добавьте в каждую столько же раствора гидроксида натрия.
| Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
____
_____________
|
| К 1 мл раствора серной кислоты в пробирке добавьте 5—10 капель раствора хлорида бария.
| Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
____
________________
|
Изучение влияний на скорость химических реакций.
Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.
| В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1 мл соляной кислоты (1:3), в другую – столько же этой кислоты другой концентрации (1:10).
| Укажите, в какой из пробирок реакция протекает более интенсивно. _______
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
____
____________
|
Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.
| В 3 пробирки (подписанные, под номерами) прилить по 3 мл раствора НCl и внести в каждую из пробирок навески опилок одинаковой массы: в первую - Mg, во вторую - Zn, в третью – Fe.
| В какой пробирке реакция протекает быстрее? (или вообще не протекает)?
________
Напишите уравнения реакций. Какой фактор влияет на скорость реакции? ______________________
|
Зависимость скорости взаимодействия оксида меди с серной кислотой от температуры.
| В 3 пробирки (под номерами) налить по 3 мл раствора Н2SO4 (одинаковой концентрации). В каждую поместить навеску CuO (II) (порошок). Первую пробирку оставить в штативе; вторую - опустить в стакан с горячей водой; третью - нагреть в пламени спиртовки.
| В какой пробирке цвет раствора меняется быстрее (голубой цвет)? ________
Что влияет на интенсивность реакции?________________________________ Напишите уравнение реакции.
____________________
|