Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принятие Россией участия в решении проблем региональной и международной безопасности



2015-11-27 577 Обсуждений (0)
Принятие Россией участия в решении проблем региональной и международной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок




Лафуткина Виталия Александровича

Шифр: 07-16

 

 

Торбеево 2015

Содержание

1. Попытка переворота в СССР____3

2. Принятие Россией участия в решении проблем региональной и международной безопасности _5

3. Тест №6____________________17

4. Список использованных источников____________________________19

 

Попытка переворота в СССР.

4 августа 1991 г. М.С.Горбачев, несмотря на тревожную обстановку в стране, отбыл в отпуск в президентскую резиденцию в Форосе (Крым). Он должен был вернуться в столицу к моменту подписания союзного договора 20 августа. В его отсутствие 19 августа 1991 г. в Москве группа членов политбюро ЦК КПСС предприняла попытку государственного переворота.

Утром 19 августа по радио и телевидению было сообщено о введении в стране чрезвычайного положения и о том, что «по состоянию здоровья» президент М.С.Горбачев не может исполнять свои обязанности, которые временно «принял на себя» так называемый государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с Г.И.Янаевым, которым был в тот момент вице-президентом СССР. Вслед за этим последовало заявление председателя Верховного совета СССР А.И.Лукьянова, в котором говорилось о невозможности подписания союзного договора в том варианте, в котором он был согласован 23 июля 1991 г.

Реагируя на события в Москве, на следующий день 20 июля 1991 г. Верховный совет Эстонии принял решение о введении в силу декларации независимости, принятой 8 мая 1991 г. 21 августа аналогичное решение принял парламент Латвии. Распад СССР становился фактом.

Незаконные действия ГКЧП вызвали протестную реакцию в Москве. На улицах стихийно возникали демонстрации, участники которых стали стекаться к зданию Верховного совета РСФСР («белому дому»), в котором находился президент РСФР Б.Н.Ельцин, {?} отказавшийся признать власть ГКЧП и призвавший граждан России не подчиняться его приказам. Б.Н.Ельцин издал указ об объявлении ГКЧП вне закона на территории Российской Федерации. Фактически Б.Н.Ельцин и Верховный совет России возглавили сопротивление организаторам переворота. Президента РСФСР поддержали как широкая коалиция демократических сил, так разноплановые антикоммунистические группы – от монархистов и националистов до анархистов.

В руководстве вооруженных сил СССР произошел раскол. Большая часть армейского командования отказалась подчиняться приказам ГКЧП и использовать войска против народа. Вокруг «белого дома» образовалось живое кольцо противников переворота, которые намеревались защищать здание в случае попытки его штурма сторонниками ГКЧП. Среди организаторов переворота тоже не было единства по вопросу о применении силы против несогласных. На улицах города имели место случайные столкновения между введенными в столицу по приказу ГКЧП войсками и оппозиционно настроенными гражданами, в результате которых погибло три человека. Рядовые военнослужащие не хотели применять силу против народа. К 21 августа 1991 г. стало ясно, что переворот не удался. Армейское командование окончательно отказалось подчиняться ГКЧП.

Б.Н.Ельцин перешел к решительным действиям. Члены ГКЧП были арестованы. В Москву был доставлен освобожденный из-под ареста в Форосе президент СССР М.С.Горбачев. Попытка государственного переворота, который фактически был сорван сопротивлением Б.Н.Ельцина, нанесла непоправимый ущерб престижу М.С.Горбачева. Б.Н.Ельцин фактически выдвинулся на положение главной политической фигуры страны. После августовского путча КПСС была окончательно дискредитирована. 24 августа 1991 г. М.С.Горбачев сложил с себя полномочия генерального секретаря ЦК КПСС и предложил ЦК самораспуститься. Президент Ельцин издал указ о запрещении деятельности КПСС. Все учреждения КПСС были закрыты.

 

Принятие Россией участия в решении проблем региональной и международной безопасности.

События, происходящие сегодня в мире, требуют переоценки роли международного права. Мировой порядок, основанный на общеобязательных международных нормах, был разрушен еще в 1999 году в результате нападения стран-членов НАТО на Югославию. Новая, а на наш взгляд ложная, система международных отношений основывалась на отрицании таких главных документов как Устав ООН, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству и др. Фактически НАТО присвоили себе функции Совета Безопасности ООН. Осуществляя бомбардировки территории Югославии, НАТО нарушило помимо названных документов свои уставные нормы. Ведь согласно Североатлантическому договору, применение военной силы возможно только в случае вооруженного нападения на одну из стран альянса или в пределах его региональной ответственности. Югославия не угрожала странам НАТО и не входила в Североатлантический регион.

При "новой" системе существенно усилилась роль США, которые неоднократно игнорировали международные органы ООН.

Применение силы может иметь место в случае угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии по решению Совета Безопасности ООН. Это распространяется и на региональные организации, которые не имеют права предпринимать принудительные действия без санкции СБ ООН. Военные действия НАТО против Югославии нарушили сложившийся мировой правопорядок.

Если отходит на задний план существующий правопорядок, базирующийся на Уставе ООН, это означает, что "игнорируется право человека на жизнь, и вообще на международный порядок, при котором его права и свободы могли бы полностью осуществляться. Современный международный правопорядок – это объективно существующий порядок отношений между участвующими в них государствами и другими действующими лицами, который сложился в итоге длительного неоднозначного опыта межгосударственного общения, непростых процессов формирования и применения общепризнанных норм международного права".

Главным в доктрине НАТО является не "мир во всем мире", а " защита интересов стран-членов НАТО" во всем мире. Такой военной доктрине можно противопоставить идею "многополюсного мира". Речь идет о том, что действовать следует в рамках ООН, строго придерживаясь принципов ее Устава. Поскольку ООН является основой современного правопорядка, нарушать ее принципы означает нарушать существующий правопорядок.

"Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире".

Вопрос о соотношении права и силы должен решаться в пользу первого. Нужно осознать, что единственно верной альтернативой является примат международного права во взаимоотношениях государств между собой.

Новый порядок должен учитывать новую реальность. В ходе поисков новой системы безопасности не должны нарушаться такие незыблемые принципы международного права как принцип невмешательства во внутренние дела и принцип суверенитета.

Директор СИПРИ А. Ротфельд считает, что "соотношение между принципами суверенитета и невмешательства должно получить новое толкование или определение в свете нового принципа международной солидарности. Существует также настоятельная потребность заново определить соотношение между принципами целостности государства и правом на самоопределение".

Однако не следует забывать, что право на самоопределение не является правом на отделение и создание отдельного государства. Целостность государств и их суверенное равенство должны оставаться основой международного права.

Весьма важным аспектом, на наш взгляд, является выявление проблем, а также поиск задач и возможных путей их решения. В качестве приоритетного направления взаимодействия следует выделить: борьбу с международным терроризмом, нераспространение оружия массового поражения и контроль над вооружениями, урегулирование внутренних конфликтов. Данные проблемы не могут не вызывать тревоги и обеспокоенности.

С появлением новых угроз безопасности вопрос применения двойных стандартов продолжает играть важную роль в укреплении стабильности и безопасности в мире.

Специфическая европейская политика в отношении международного терроризма (существование баз исламских фундаменталистов на территории Европы в лице косовских албанцев, многие из которых являются наемниками в Чечне), основанная на применении двойных стандартов, позволяет сделать вывод, что уже в ближайшее время Европа лично столкнется с этим злом. Заигрывание с террористами, попытки использовать ситуацию в своих целях могут привести к серьезным проблемам в будущем.

Также не является секретом роль США в судьбе многих международных террористов, в том числе и Бен Ладена.

Многим государствам следовало бы пересмотреть свои взгляды на чеченскую проблему. Примером может служить факт признания того, что Россия ведет в Чечне борьбу именно с террористами. Хотя до 11 сентября 2001 года Россия считалась монстром, подавляющим “ борцов за свободу”. Более того, события, произошедшие в Москве в период с 23 по 26 октября 2002, требуют признания многих лидеров чеченских боевиков международными террористами.

В прошлогодней резолюции Сената США чеченские боевики назывались повстанцами. Очень жаль, что последовала запоздалая реакция Совета Федерации РФ. Следовало бы живее реагировать и сразу пресекать подобные действия. При таких подходах ни о какой международной координации в решении существующих проблем речи быть не может.

Этот отрицательный опыт следует навсегда исключить из практики международных отношений. Необходимость применения единых стандартов нацеливает мировое сообщество на более сбалансированный подход к интересам различных стран.

Следующая проблема- стремление некоторых стран к однополярной системе международных отношений при явном доминировании США. Однако, “стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка”.

Позиция РФ заключается в формировании многополярной системы международных отношений на основе взаимных учетов интересов. Предпочтение отдается механизму коллективного решения основных проблем на основе принципов международного права. Многополюсная система позволяет учитывать мнение как больших, так и малых государств.

Структура миропорядка, основанная на однополярной системе международных отношений, не может обеспечить международную безопасность. Попытки установления однополюсного мира бесперспективны, что мы наблюдаем на современном этапе. Эти попытки чреваты негативными последствиями, которые могут привести к противостоянию, а следовательно резко ухудшат обстановку в мире. Продолжение навязывания однополярного мира, негативно отражается на всей системе международной безопасности и уже встречает большее сопротивление.

В связи с этим приветствуются любые направления в формировании многополярной системы, опирающейся на принципы ООН.

В многополюсном мире ядерное сдерживание становится более проблематичным. Проблема предотвращения распространения оружия массового уничтожения остается актуальной.

Распространение оружия массового поражения, средств его доставки, а также новейших технологий военного производства приобретает серьезные масштабы и является, согласно Военной доктрине РФ, основным внешним источником военной опасности для России.

При этом, Россия, при решении данной проблемы, опирается на использование как политических, так и экономических средств на основе существующей международной договорной базы.

“Что касается применения военной силы в целях предотвращения распространения указанных видов оружия, то, по нашему мнению, этот вопрос можно рассматривать только в исключительных случаях и с санкции СБ ООН”.

Развитие технологий могут привести к дальнейшему распространению ядерного оружия, что приведет к появлению новых государств, обладающих ядерным оружием. В связи с этим ведущие мировые державы должны прилагать максимальные усилия для прекращения этих тенденций. Так, начавшейся гонке вооружений в Азии не уделяют должного внимания. Существенно снизился контроль за другими видами оружия массового поражения. Так, производство химического и бактериологического оружия становится более доступным.

Оружие массового уничтожения является в большей степени средством политического давления или средством достижения политических целей. Однако для некоторых государств цель другая. Так, между Индией и Пакистаном не прекращается конфликт вокруг Кашмира. Реальное продолжение распространения ядерного оружия – заявление Северной Кореи о наличии ядерного оружия – требует сотрудничества государств в укреплении режима нераспространения и ставит вопрос о предотвращении распространения оружия массового уничтожения, материалов его доставки в ряд особо важных.

В последнее десятилетие на первый план вышли внутригосударственные конфликты, в которые другие страны страны не имеют права вмешиваться. Решение этой проблемы требует координации политических, социальных, военных усилий. Именно здесь необходимо участие ООН и других организаций коллективной безопасности регионального характера, поскольку, задействовав свои механихмы, они имеют действенную возможность влиять на процесс урегулирования.

Следствием слабости государств, которая проявляется в невозможности контроля всей своей территории, являются кризисы и конфликты, носящие внутренний характер. Число внутренних конфликтов значительно превосходит конфликты, имеющие международный характер. Проблема разрастания внутренних конфликтов характерна, в основном, для многонациональных государств. Такие конфликты опасны не только для отдельных стран, но и всего международного сообщества, так как могут выходить за национальные пределы. Такие конфликты приостанавливают развитие государств, существенно подрывая экономику стран. Государствам приходится направлять свои силы не на наращивание благополучного потенциала страны, а на ликвидацию очагов возникшего конфликта.

Изменения, произошедшие с момента распада СССР, обусловливают актуальность данной проблемы. На территории бывшего СССР существует более 180 территориально-этнических споров. Такая ситуация требует обладания всеми способами урегулирования конфликтов. Сегодня уже недостаточно адекватно реагировать на конфликты. Следует учиться ими совместно управлять.

19 января 1996 года Советом глав государств СНГ была принята Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территориях государств-участников СНГ. Также завершается подготовка проектов Соглашения о специальном представителе по предотвращению и урегулированию конфликтов на территориях государств-участников СНГ и Соглашения о социальных и правовых гарантиях персоналу Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ.

Эти позитивные шаги в данном направлении позволяют надеяться на скорейшее разрешение затянувшихся локальных конфликтов на пространстве СНГ.

Конфликты являются благоприятной средой для терроризма

Самый крупный за всю историю человечества террористический акт 11 сентября 2001 года окончательно определил еще одну угрозу коллективной безопасности в новом веке. Главным вызовом всей системы международной безопасности является международный терроризм.

21 октября 2001 года в Шанхае В. Путин обозначил проблему: “... мы не можем точно сказать, что такое международный терроризм.”

Так как международный терроризм является не просто уголовным преступлением, а преступлением против человечества, то меры должны быть адекватны масштабам угрозы. Согласно ФЗ № 99528-3 “О внесении изменений и дополнений в заключительные акты РФ” сам факт сбора средств для совершения террористических преступлений является достаточным основанием для привлечения к уголовной ответственности. Этот закон предусматривает также внесение некоторых дополнений к УК РФ и УПК РФ.

Международный терроризм – это не просто проблема отдельно взятых государств, а общая долгосрочная угроза для всех. Особая угроза заключается в том, что террористы пытаются найти доступ к биологическому и ядерному оружию.

“Мир находится в состоянии пониженной безопасности.” Очевидно, не все государства и международные организации могут отслеживать и контролировать происходящие в мире процессы, что несомненно является дестабилизирующим фактором, разрушающим политические и экономические структуры.

Методы борьбы с этим злом должны быть не только военного и политического, а также социального и информационного характера.

Только международные организации, такие как ООН, ОБСЕ правомочны формулировать и обеспечивать технологию борьбы с терроризмом.

Россия и НАТО могли бы проявить инициативу по трансформации бездействующего Военно-штабного Комитета ООН в Специальный Комитет ООН по борьбе с терроризмом.

Международный терроризм не имеет ни национальности, ни границ. Однако борьба с ним не должна заключаться только в ликвидации террористических группировок и поимке отдельных террористов. Следует выявлять и бороться с причинами, порождающими это страшное явление.

Сегодня наблюдается укрепление материальной базы террористов, увеличение количества террористических организаций, повышение их численности, улучшение уровня подготовки исполнителей. Поэтому одной из первоочередных мер, которые должны быть приняты, является выявление и пресечение каналов финансовой поддержки терроризма. Основным международным документом в этой области следует считать, подписанную многими странами Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма 1999 года, которая привлекает внимание к важной составляющей терроризма – финансовой базы.

Следовало бы обратить внимание на предложения России в Докладе Контртеррористическому комитету Совета Безопасности ООН в соответствии с резолюцией 1373 СБ ООН по созданию международной базы данных о лицах и структурах, оказывающих финансовую поддержку терроризму; по организации регулярного обмена информацией об источниках и каналах контрабандного ввоза и вывоза валюты, представляющих повышенную опасность ядерных материалов, химических и биологических веществ, оружия, наркотиков. а также таможенных и иных правонарушениях в оффшорных зонах, а также предложения по проведению встречных проверок экспортно-импортных контрактов в целях предотвращения хищений валютных средств и сокрытия их в иностранных банках.

Незаконный оборот оружия и наркотиков также являются мощным источником поддержки террористических организаций. Ответственность за поставку оружия террористам предусматривается ст.222 УК РФ: “Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.”

Связь международного терроризма с наркомафией является способом расширения влияния и получения террористами существенных финансовых средств. Упрощенная система блокирования имущества лиц и организаций, связанных с терроризмом позволит более оперативно привлекать различного рода организации к ответственности за поддержку террористической деятельности.

Следующей немаловажной проблемой является социальная база терроризма. Причина состоит в процессе глобализации, последствия которой – вытеснение многих стран, а то и целых регионов за пределы современной цивилизации. но особая опасность заключается в том, что происходит глобализация преступности, которая за последние10 лет выросла в 4 раза.

Наряду с указанными проблемами, сегодня все еще сохраняются различные подходы в оценке действий террористов отдельными странами.

Отказ ряда европейских государств и США от политики двойных стандартов будет являться еще одним шагом к контролю терроризма, а следовательно и к обеспечению коллективной безопасности. “... Иллюзия заключается в том, что террорист для одной демократии является другом борца за свободу для другой демократии”,- пишет Пол Уилкинсон.

Следует выработать новый подход к этой проблеме.

Военная операция США в Афганистане не достигла поставленной цели: “террорист №1” не пойман, а “Аль-Каида” не уничтожена. Более того, хотя талибы свергнуты, новое правительство не контролирует всю территорию страны. США, демонстрируя силовое решение проблемы, не склоняются к выработке коллективных методов, которые бы отразили наиболее приемлемые решения на основе политического, экономического и военного сотрудничества.

Правительство США считает себя в праве навязывать свои интересы ООН и некоторым странам, независимо от того, одобряются такие действия другими или нет. Открыто игнорируя ООН, США заявили, что военные акции будут вестись и против других стран. На каком основании? Где доказательства? Эти вопросы не получают четких, юридически обоснованных ответов.

США явно используют события 11 сентября для достижения своих геоэкономических интересов.

Негативным фактором является введение в международные политические отношения таких понятий как “ось зла”, “страны изгои”, “кто не с нами, тот против нас”. Следует обратить внимание на то, что эти фразы исходят от “самой демократичной” страны мира.

Наряду с такими признаками международного терроризма как отсутствие конкретных требований, крупномасштабность осуществления, массовые человеческие жертвы, неопределенная субъектность исполнителей, основной целью является нанесение максимального вреда. Поэтому, государства свою основную цель должны видеть в объединении против этого зла.

Что касается антитеррористического сотрудничества между странами-участниками СНГ, то еще в 1991 году в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, а в 2000 году Совет глав государств СНГ утвердил до 2003 года Программу по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Страны СНГ выступают за формирование глобальной системы безопасности, готовой противостоять новым угрозам и вызовам при центральной роли СБ ООН. Эта позиция нашла отражение в заявлении от 28 сентября 2001 года, принятом Советом глав правительств СНГ в Москве.

Однако основная проблема состоит в различии “ в общей международно-политической ориентации, взглядах на перспективы интеграции на пространстве Содружества”.

Резолюция 1373 предложила механизм контроля за антитеррористической деятельностью в виде Комитета Совета Безопасности. Это обеспечивает взаимодействие в борьбе с терроризмом на всех уровнях. Несоблюдение мер, содержащихся в Резолюции, влечет ответственность в виде санкций СБ ООН.

 

Тест 6

1. Социально-экономические последствия экономических реформ в период перестройки
а) резкий рост производства
б) увеличение доходов населения
в) нерешенность социальных проблем
г
) усиление социального расслоения общества

2. В период перестройки КПСС …
а) переживала раскол
б) укрепила свое положение
в) была переименована

3. Причины, вызвавшие перестройку в СССР
а) сокращение масштабов развития экономики
б) ухудшение снабжения населения
в) падение авторитета власти и закона

4. Новые органы власти, созданные в период перестройки
а) съезд народных депутатов СССР
б)Государственная Дума
в) съезды народных депутатов республик

5. Изменения в системе государственного управления во время перестройки
объединение полномочий партийных и советских органов
а) изменение в структуре органов государственного управления
б) введение многопартийности
в) расширение содержания 6 статьи Конституции СССР
Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти

ФАМИЛИИ ПЕРИОДЫ

А) Ю.В.Андропов 3 1) 1953-1964гг.
Б) Н.С.Хрущёв 1 2) 1964-1982гг.
В) М.С.Горбачёв 4 3) 1982-1984гг.
4) 1985-1991гг.

 

Список использованных источников

1. Бобров И.В. Курс лекций по новой и новейшей истории / И.В.Бобров. - Тюмень: ТГУ, 2004. - 110 с.
2. Волошина В.Ю. Советский период российской истории (1917-1993) / В.Ю.Волошина, А.Г.Быкова. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - 207 с.
3. Жуков В.Ю. Новейшая история России: Перестройка и переходный период. 1985-2005: Учеб. пособие для студ. всех специальностей и форм обучения/ СПбГАСУ, - СПб., 2006. - 187с.
4. Орлов А.С. История России. Учебник / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Дякина- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. - 568 с.
5. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001. От Горбачева до Путина / В.В.Согрин. - М.: Весь Мир; ИНФРА-М, 2001. - 262 с.
6. Ветрова К.Н.Хрестоматия по истории России. От СССР к Российской Федерации 1985-2001 гг. / Под ред. А.Б.Безбородова. - М.: Социально-политическая мысль (Пушкино), 2005. - 329 с.
7. Шубин А.В. Парадоксы Перестройки: неиспользованный шанс СССР / А.В.Шубин. - М.: Вечер, 2005. - 477 с.

 



2015-11-27 577 Обсуждений (0)
Принятие Россией участия в решении проблем региональной и международной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принятие Россией участия в решении проблем региональной и международной безопасности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)