Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение и экономическая сущность затрат торговых предприятий



2015-11-27 778 Обсуждений (0)
Определение и экономическая сущность затрат торговых предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.

Издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

Издержки обращения характеризуются суммой и уровнем. Уровень в розничном товарообороте определяется в процентах к розничному товарообороту, а в оптовой – в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах, в массовом питании – в процентах к валовому товарообороту. Уровень издержек обращения – важный качественный показатель торговой деятельности предприятий. По этому показателю судят с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 руб. товарооборота, с другой стороны – о доле торговых расходов в розничной цене, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Классификация издержек обращения позволяет контролировать и анализировать их по разновидностям, следить за динамикой, выявлять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация издержек обращения дает возможность сопоставлять их не только с затратами внутри торгового предприятия, но и с затратами по другим предприятиям.

Издержки обращения классифицируются по отраслям коммерческой деятельности, по видам и статьям расходов, по товарам и т.д.

 

Единая для всей сферы обращения номенклатура издержек обращения включает 15 статей:

 

1. Расходы на ж/д, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки.

2. Расходы на оплату труда.

3. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря.

4. Амортизация основных фондов.

5. Отчисления и затраты на ремонт основных средств.

6. Износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды и приборов.

7. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.

8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

9. Расходы на торговую рекламу.

10. Проценты на пользование кредитом и займом.

11. Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации.

12. Расходы на тару.

13. Отчисления на социальные нужды.

14. Налоги, отчисления, сборы, включаемые в издержки обращения

15. Прочие расходы.

 

Классификация издержек обращения по отраслям коммерческой деятельности предусматривает учет и планирование издержек:

 

♦ По розничному товарообороту, оптовому товарообороту;

♦ По завозу, длительному хранению и оптовой реализации овощей и фруктов (в рублях на тонну продукции).

♦ Издержек по заготовке с/х продукции (по растениеводству – в рублях на тонну заготовленной продукции; по животноводству – в процентах к закупочной стоимости; в потребительской кооперации – в процентах к объему заготовленной продукции).

 

Потоварная классификация издержек обращения связана с различиями в уровне затрат, вызванными неодинаковой издержкоемкостью товаров. В основе потоварной классификации лежит сумма расходов, приходящаяся на рубль товарооборота. С помощью специальных наблюдений выявлено, что уровень издержек обращения по товарным группам имеет весьма широкий диапазон колебаний. По непродовольственным товарам уровень издержек обращения составляет 9-15%, по продовольственным товарам – 6-15%, по плодоовощным товарам – 11-12% и т.д.

Помимо вышеперечисленных способов классификации затраты, включаемые в состав издержек обращения, классифицируются по различным признакам.

По участию в образовании стоимости все издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.

Чистые издержки обращения – это затраты предприятий по обслуживанию акта купли-продажи товара и смены форм собственности. Эти затраты общественно необходимы, по своей сути они непроизводительны и не создают потребительную стоимость, не увеличивают стоимость товара. К ним относятся расходы, связанные с рекламой, обслуживанием покупателей, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п.

Дополнительные издержки обращения – это затраты предприятий по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п. В ходе выполнения этих операций товар как потребительная стоимость сохраняется, преобразуется и доводится до потребителя, одновременно увеличивается его стоимость.

Таким образом, дополнительные издержки возмещаются за счет вновь созданной на предприятии стоимости, а чистые издержки – за счет вновь созданной стоимости и части стоимости, которую уступает торговому предприятию производитель за осуществление реализации товаров потребителям.

В настоящее время доля чистых издержек обращения в общей сумме возрастает, что диктуется требованиями рынка к повышению культуры обслуживания покупателей и конкурентоспособности предприятий.

По способу отнесения на отдельные товары и товарные группы издержки обращения делятся на прямые и косвенные.

Прямые издержки обращения – это затраты, которые на основании первичных документов напрямую могут быть отнесены на ту или иную товарную группу.

Косвенные издержки обращения невозможно напрямую без предварительных расчетов распределить между товарными группами пропорционально какому-либо показателю (торговой площади, объему товарооборота, заработной плате торгово-оперативных работников и т.п.).

Данный способ классификации издержек обращения имеет важное значение для определения издержкоемкости реализации отдельных товаров (затрат на единицу товарооборота по товару или товарной группе), что, в свою очередь, необходимо для обоснования уровня торговой надбавки и исчисления рентабельности продажи отдельных товаров и товарных групп.

По составу различают простые и комплексные издержки обращения. К простым относятся издержки, представляющие собой экономически одноэлементные расходы, неразложимые на разнородные составные части. Комплексные издержки обращения состоят из различных элементов затрат (например, прочие расходы включают командировочные расходы, износ нематериальных активов, налоги и обязательные платежи и т.п.).

По рациональности использования все расходы можно разделить на производительные и непроизводительные. Производительные расходы дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение прибыли. Непроизводительные расходы полезного результата не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятием коммерческой деятельности. Это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. Торговое предприятие должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров.

По степени зависимости от изменения объема товарооборота издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные. Под постоянными издержками обращения понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается, и наоборот. Постоянные издержки могут быть остаточными и стартовыми.

К остаточным издержкам относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещения, коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

К стартовым издержкам обращения относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на эл. энергию, на уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и т.п.). В случае, если предприятие прекращает работу на длительный срок, остаточные издержки следует снижать за счет сокращения численности работников, отказа от аренды помещений и т.п.

Переменные издержки могут быть пропорционально-переменными, дегрессивно-переменными и прогрессивно-переменными.

Пропорционально-переменные издержки изменяются в том же направлении и темпе, что и объем товарооборота. Поэтому их сумма изменяется, а уровень остается без изменения.

Дегрессивно-переменные издержки обращения изменяются в относительно меньшей пропорции, чем объем товарооборота, поэтому их уровень несколько снижается с увеличением товарооборота и возрастает в связи с его сокращением.

Прогрессивно-переменные издержки обращения изменяются в относительно большей пропорции, чем объем товарооборота, поэтому их уровень незначительно возрастает с ростом товарооборота и снижается в результате снижения его объема.

Деление издержек на переменные и постоянные носит условный характер, поэтому их чаще называют условно-переменными и условно-постоянными.

Практическая ценность деления затрат на переменные и постоянные состоит в следующем:

♦ Такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения издержек при росте выручки от реализации.

♦ Такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, т.е. запас финансовой прочности предприятия.

♦ Выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинальной прибыли (ВД – переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.

К условно-постоянным издержкам обращения относятся:

 

♦ Отчисления и затраты на ремонт основных средств.

♦ Износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды и приборов.

♦ Расходы на торговую рекламу.

♦ Амортизация основных средств.

♦ Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала.

♦ Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря.

 

К условно-переменным издержкам обращения относятся:

 

♦ Расходы на ж/д, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки.

♦ Расходы на оплату труда торгово-оперативного персонала.

♦ Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.

♦ Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

♦ Проценты за пользование кредитом и займами.

♦ Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации.

♦ Расходы на тару.

♦ Отчисления на социальные нужды.

♦ Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки.

♦ Прочие расходы (50%).

По видам затрат издержки обращения подразделяются на элементы и статьи, номенклатура и содержание которых установлены Положением о составе затрат на производство продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Группировка затрат по экономическим элементам рекомендуется данным Положением, поэтому она едина и обязательна для всех предприятий. В каждый элемент включаются расходы на конкретный вид ресурсов. Группировка затрат производится по следующим экономическим элементам:

 

♦ Материальные затраты.

♦ Затраты на оплату труда.

♦ Отчисления на социальные нужды.

♦ Амортизация основных фондов.

♦ Прочие затраты.

 

На основе Положения о составе затрат разрабатывается номенклатура статей издержек обращения (для торговли) или калькуляция (для предприятий массового питания и сферы услуг). Если группировка по экономическим элементам едина для всех предприятий, то номенклатура статей затрат носит ярко выраженный отраслевой характер.

Все затраты, предусмотренные Положением о составе затрат, могут быть включены в издержки обращения. Тем самым предприятие получает реальное представление об истинной величине затрат и прибыли. Однако некоторые виды затрат государство по-прежнему регулирует путем их нормирования. К их числу относятся:

 

♦ Затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков на приобретение товаров.

♦ Командировочные расходы.

♦ Представительские расходы.

♦ Расходы на рекламу.

♦ Расходы на подготовку кадров.

 

По этим статьям суммы затрат относятся в полном объеме на издержки обращения, однако превышение фактических затрат над нормативными не должно уменьшать налогооблагаемую прибыль, т.е. на сумму превышения затрат налогооблагаемая прибыль увеличивается.

В рыночных условиях хозяйствования, когда торговые предприятия осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополученной прибыли).

В этой связи следует выделить новые виды затрат, которые могут быть использованы при принятии управленческих решений с целью их оптимизации.

В торговых предприятиях, где велика доля частной собственности и собственники принимают участие в производственном процессе, наряду с явными издержками, полностью отражаемыми в БУ и принимающими форму денежных платежей, некоторые издержки носят и неявный характер.

Неявные (имплицитные) издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам предприятия. Такие издержки не отражаются в БУ, но от этого они не становятся менее реальными. (Например, предприятие может использовать помещение, принадлежащее владельцу предприятия, без оплаты за аренду. Следовательно, неявные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого помещения кому-либо в аренду.).

И, наконец, при принятии управленческих решений о расширении предприятия, изменении товарного профиля и т.п. необходимо учитывать так называемые вмененные затраты и приростные затраты и доходы.

Вмененные издержки возникают в условиях ограниченности ресурсов, когда во имя реализации альтернативного варианта А приходится ограничивать или полностью отказаться от решения Б. (Например, в условиях ограниченности торговых площадей для расширения продажи товара А необходимо сократить площадь, занятую под товаром Б, в результате чего сократится его реализация и прибыль. Поэтому, когда будет подсчитываться прибыль от расширения реализации товара А, необходимо ее уменьшить на сумму потери прибыли от сокращения продажи товара Б. Полученное значение потерь и будет представлять собой вмененные издержки).

При принятии управленческих решений о расширении деятельности предприятия за счет увеличения торговых площадей или в случае освоения нового для предприятия рынка товаров необходимо исходить из величины приростных затрат и доходов. Приростные (инкрементные) затраты и доходы являются дополнительными появляются в результате продажи дополнительных единиц товаров.

Действующая в РФ классификация издержек обращения в разрезе статей ориентирована на затратный принцип ведения хозяйства. Дальнейшее совершенствование номенклатуры издержек обращения целесообразно связывать с ее приближением к номенклатуре, применяемой в развитых европейских странах, и разукрупнением статей.



2015-11-27 778 Обсуждений (0)
Определение и экономическая сущность затрат торговых предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение и экономическая сущность затрат торговых предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (778)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)