ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в
Русское военное искусство второй половины XVIII в. достигло вершины в деятельности полководца Александра Васильевича Суворова и флотоводца Федора Федоровича Ушакова, причем значение разработанной ими стратегии и тактики выходило за национальные рамки. Суворов прошел путь от рядового солдата до генералиссимуса. Боевое крещение он получил в 28-летнем возрасте, участвуя в чине подполковника в Семилетней войне. С тех пор он дал множество сражений на открытой местности, в горах, при осаде и штурме крепостей и ни одного не проиграл. Он опирался на опыт предшествовавших ему русских полководцев, прежде всего П. А. Румянцева. Но заслуга Суворова состоит в том, что находившиеся в зародыше новшества в стратегии и тактике он довел до совершенства, придав им суворовские черты. В Западной Европе в это время господствовала кордонная стратегия, суть которой состояла в том, что войска распределялись равномерно по всей линии фронта, используя в качестве опорных пунктов крепости. Главным способом ведения войны считалось маневрирование на коммуникациях противника. Румянцев и Суворов кордонную стратегию заменили сосредоточением основных сил на главном участке сражения, а целью войны считали не маневрирование и истощение ресурсов противника, а уничтожение его живой силы. Эту мысль Суворов формулировал афоризмами: «Дерево срубишь — сучья сами упадут»; «Уничтожена армия — крепости сами падут». Овладение полем боя противника полководец считал неудачей. «Оттеснен противник — неудача, уничтожен — победа». Отсюда главный вид боевых действий — наступление, стремительная атака, переходящая в штыковой удар. Эти высказывания Суворова на много лет упредили взгляды Наполеона, который писал: «Я вижу только одно — массы неприятельских войск. Я стараюсь их уничтожить, будучи уверен, что все остальное рухнет вместе с ними». Кордонная система находила воплощение в линейной тактике: | резерву отводил роль ударной силы, направляемой на тот учас- !> ток сражения, где решалась его судьба, либо на обеспечение безопасности флангов. \ Суворов считал, что на исход операций оказывали воздейст- ] вие три фактора: глазомер, быстрота и натиск. Под глазомером понималось умение быстро ориентироваться в обстановке, опре- нуть в его планы. Быстрота — умение действовать внезапно, что го, как снег на голову Закружится у него голова! Атакуй с чем пришли, с чем бог послал!» Под натиском подразумевались решительные действия: нельзя останавливаться на полпути, надо преследовать противника до его полного уничтожения. Мысли Суворова о стратегии и тактике изложены в многочисленных его приказах, наставлениях, письмах и высказываниях, переданных современниками. Главным трудом в его теоретическом наследии является «Наука побеждать», в которой об- общен богатый боевой опыт командования войсками и участия в сражениях. Оригинален язык этого сочинения, в нем мысли отточены в афоризмах, понятных как офицеру, так и солдату: «Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко»; «Голод — лучшее лекарство» и т. д. Особое место в «Науке побеждать» занимает солдат, его вос- питание и обучение. Некоторые высказывания Суворова не утра- тили значения и сейчас: главным он считал воспитание патриотизма, выносливости, храбрости, решительности и т. д. Военное искусство Суворова опережало время. Это определило непонимание правящими кругами России гения великого полководца и вызывало частые недовольства двора, когда заслуженные почести сменялись опалами и даже травлей. Суворов говорил, что он был ранен 32 раза: «дважды на войне, десять раз дома и двадцать у двора». И это несмотря на то, что Суворов был горячим сторонником монархического режима и отдал свои полководческие дарования его укреплению. Выдающегося флотоводца Ф. Ф. Ушакова называли морским Суворовым. У Ушакова с Суворовым было много общего: он тоже опирался на опыт морских сражений своего предшественника Г. А. Спиридова, героя битв в Хиосском проливе и в Чесменской бухте. Как и Суворов, Ушаков не знал поражений, подобно ему, он считал главной задачей сражения разгром противника, уничтожение неприятельских кораблей, прежде всего флагманского корабля с помощью сосредоточения всего огня на одной цели. Ушаков руководствовался таким же отношением к матросу, как Суворов к солдату, считая важнейшей обязанностью командиров воспитание таких качеств, как патриотизм, храбрость, смекалка, умение быстро ориентироваться в боевой обстановке и принимать решения. Ушаков блестяще маневрировал кораблями во время сражений. Такого можно было достичь только слаженными действиями экипажей, их высокой боевой выучкой. Суворов и Ушаков заняли выдающееся место в истории русского военного искусства. Их школы дали стране немало талантливых военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина, Лазарева и других на флоте. Глава XX. КУЛЬТУРА И БЫТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIIIв.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1065)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |