Обследование процесса восприятия
Зрительное восприятие (зрительно-предметное восприятие) Узнавание предметов в условиях наложения_______ Узнавание предметов в неполном изображении ________________ Условия реального изображения____ Условия силуэтного изображения_____ Условия контурного изображения_____ Условия пунктирного изображения _______________ Условия точечного изображения ________________ Исследование восприятия по Гольдштальду ________________ Исследование сукцессивного гнозиса________ Соотнесение элементов изображения с целым__________ (матрица Равена) Восприятие цвета Представление о цвете (есть / отсутствует)_____ Сличает цвета ________________ Различает цвета (выделяет по слову) ________________ Знает и называет основные цвета___________ Знает и называет оттенки_________ Восприятие величины Представление о величине ________________ Соотносит предметы по величине ________________ Дифференцирует предметы по величине ________________ Называет величину________ (выделяет по слову) Восприятие формы Представления о форме (есть / нет)_________________ Соотносит предметы по форме ________________ Различает геометрические формы ________________ Называет геометрические формы: Плоские ________________ Объёмные_______ Восприятие пространственных представлений Знание частей тела_______________________________ Знание частей лица______________________________ Ориентировка в сторонах собственного тела____________ Зеркальное отображение__________________________ Дифференцирование пространственных понятий Выше-ниже __________________дальше-ближе_______ Справа-слева ________________впереди-сзади _______ в центре________ целостный образ предмета ________________ собрать предмет из функционально значимых частей__________ (чайник: носик, крышка, ручка, ёмкость для воды) Складывание разрезных картинок из 2-3-4 частей (по вертикали, горизонтали) ________________ Временные представления Части суток ________________ Времена года ________________ Исследование тактильного восприятия (стереогнозис) («Чудесный мешочек») Угадывание предмета по контуру ________________ Угадывание одинаковых предметов по дифференциальным признакам_______ Слуховое восприятие_____ (опознание и дифференцировка шумов) Речеслуховое восприятие______ (связывает ли каждое услышанное слово с конкретным предметным значением) Исследование произвольного запоминания Без нацеливания на запоминание ________________ Смешанный ряд ________________ Линейный ряд ________________ Исследование непроизвольного запоминания С установкой на запоминание Исследование после нарушения порядка предметов_______ Исследование после изменения количества предметов_______ Добавление предмета в линейный ряд_____________ Уменьшение предметов в линейном ряду____________ Обследование процесса мышления Обследование операции обобщения 1 ур. Обобщение словом ________________ 2 ур. Группировка по субъективным признакам (синкретизм)_____ 3 ур. Формирование родовидовых обобщений______ Обследование операции сериации Расположение предметов в ряду (3-4, составная матрёшка) На основе нарастания признака________ На основе убывания признака ________________ Сопоставление двух рядов на основе нарастания признака________ Обследование операции сравнения ________________ VII. Особенности развития игровой и перцептивной деятельности: Интерес к игрушкам · Интерес к игрушкам не проявляет: с игрушками никак не действует. В совместную игру с взрослым не включается. Самостоятельной игры не организует · Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам · Проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам Адекватность употребления игрушек · Совершает неадекватные действия с предметами: нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия · Игрушки использует адекватно (предметы использует адекватно в соответствии с их назначением) Характер действий с предметами-игрушками · Неспецифические манипуляции: со всеми предметами действует одинаково, стереотипно постукивает, тянет в рот, сосёт, бросает · Специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предметов · Предметные действия: использует предметы в соответствии с их функциональным назначением процессуальные действия_____________________ цепочка игровых действий ____________ игра с элементами сюжета ____________ сюжетно-ролевая игра ____________ Складывание матрёшки (3-составная: 3-4 года; 4-х составная: 4-5 лет) Действия: неадекватные __________ адекватные _________ Способ выполнения задания: действие с силой____ перебор вариантов _ целенаправленные пробы ___________________________ примеривание _____ зрительное соотнесение (N к 6 г.) _____________________ Складывание пирамидки (до 4-х лет – 4 кольца; с 4-х лет – 5-6 колец) Действия неадекватные __________ адекватные __________
Способ выполнения задания без учёта величины колец____________________________ целенаправленные пробы ___________________________ С учётом величины колец пробы____________ примеривание _____ зрительное соотнесение _____________________________ Кубики-вкладышы Действия неадекватные _______ адекватные ____________ Способ выполнения задания действие с силой ___ перебор вариантов __ целенаправленные пробы ____________________________ примеривание _____ зрительное соотнесение (N к 6 г.) ______________________ «Почтовый ящик» Действие силой (допустимо в N до 3,5 лет) ______________ перебор вариантов _ примеривание _____ зрительное соотнесение (N к 6 г.) Парные картинки (выбор по образцу 2-х, 4-х, 6-ти картинок) Конструирование Конструирование из строительного материала по подражанию ____ по образцу ________ по представлению __ Складывание фигур из палочек по подражанию ____ по образцу _________ по представлению __ Обучаемость. Использование помощи (во время обследования) Помощь не использует. Нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания · Обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднён · Ребёнок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (N) VIII. Обследование артикуляционного аппарата: Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные, достаточно подвижные: «трубочка» __ «улыбка» ____ попеременно _____________ Зубы: редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы: верхние, нижние ________________ Прикус: открытый передний/боковой: двусторонний/односторонний, глубокий, мелкий, нормальный ________________ Челюсти: норма, прогения, прогнатия ________________ Подвижность нижней челюсти ________________ Нёбо: узкое, высокое («готическое»), плоское, низкое, куполообразное, субмукозная расщелина. Мягкое нёбо: подвижное, малоподвижное, парез ________________ Язык: форма и размер: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка___________ Кончик языка: истончённый, широкий, раздвоенный ________________ Подъязычная связка: норма, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области ________________ Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении
Тонус: норма, повышен, понижен _____________________ Подвижность: достаточная, недостаточная, тремор, отклонения в сторону (вправо, влево) _____________________________ Движения: вперёд __________назад _________ вверх ___ вниз ___________вправо ___________ влево ____________ Кинестетическая апраксия (невозможность произвести произвольно артикуляционное движение) _________________________ Переключаемость: достаточная, недостаточная ________ Саливация: норма, повышенная ______________________ Щёки: тонус ____________ надуть ______ втянуть ______ надуть попеременно щёки ____________________________ Дыхание: ключичное, ключично-грудное, косто-абдоминальное________________________________ Носовое дыхание: норма, затруднено, отсутствует ______ Ротовой выдох: сформирован, не сформирован ________ При фонации выдох: ротовой, смешанный ____________ Голос: тихий, слабый, глухой, сдавленный, сиплый, неполётный,нормальный ______________________________ Речь: назализованная, с незначительной назализацией, смазанная,разборчивая, неразборчивая, разборчивость снижена, выразительная________________________________ Темп речи: норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (степеньзаикания, форма)_________________ Ритм речи: норма, растянутый, скандированный ________ Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры: не наблюдается, синкинезии при артикуляции звуков _____________________ X. Общая характеристика речи: Понимание обращённой речи (импрессивная речь) и воспроизведение______ Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки _____________________ Исследование, сфомированное предметной соотнесённостью (исследование предметного гнозиса): показать, взять, отдать предмет ______________________ Игрушки: кукла _______мишка ____________мяч ____________ Посуда: чашка _______ тарелка __________ложка ___________ Одежда: шапка ______ пальто ________ ботинки ___________ Мебель: стол ___________стул ________шкаф ______________ Домашние животные: собака _________ кошка _____________ петух __________________ Растения: дерево _______ цветок ______ листочки __________ Фрукты: яблоко _______ груша ________ персик ____________ Овощи: морковь ______ огурец _________помидор __________ Транспорт: машина ________ автобус _______ метро ________ Части тела животного: голова _____лапы _____хвост _______ Действия: улыбаться______ есть ____ одеваться ____________ рисовать ___________ читать _____________ Положение предмета: близко ________ далеко ______________ Исследование звукоподражания: Как тикают часы? _________Как капает дождь? _____________ Как лает собака? __________Как кричит петух? _____________ Лексико-семантические особенности речи: Полисемантизм (слова или «осколки» слов обозначают различные предметы или явления), диффузность (потеря словом своего конкретного значения, чаще глагола). Вербальные парафразии: слова, трудные по семантике, заменяются более простыми; замена слов, трудных для произношения Выполнение поручений: Найди мяч Возьми книжку и положи её на стол Возьми куклу, заверни и положи в коляску Характер экспрессивной речи I уровень речевого развития · Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения · Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания · Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний · Использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов)
II уровень речевого развития · Пользуется простой фразой · Аграмматичная, структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже – глаголов, прилагательных. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена III уровень речевого развития · Пользуется развёрнутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные Особенности речи · Проявляется склонность к эхолалии · Наличие речевых штампов (речь «пустая», часто не соотносится с выполняемым действием, не отражает интеллектуальные возможности) Обследование звукопроизношения: отсутствие, искажение, замены, смешения, вариативные замены, простой звук заменяется сложным
Предъявляется соответствующий лексический материал для обследования звуков А И О У Э Ы М Н НЬ П ПЬ Т ТЬ Д ДЬ Ф В Г К Х Й Л ЛЬ Р РЬ Изолированное произнесение _______________________ В составе слога _______________________ В составе слова _______________________
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (689)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |