Задача 1 (профессиональный уровень)
Проблема: Учет гендерных особенностей в процессе обучения и профессиональной деятельности 1) Проанализируйте содержащуюся в таблице 1 информацию об отличительных особенностях в способах мышления и деятельности девочек и мальчиков (материал подготовлен на основе статьи: Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 30-35). Таблица 1 Гендерные особенности в способах мышления и деятельности мальчиков и девочек
Указанные в таблице гендерные особенности оказывают влияние на развитие математического мышления учащихся, результаты освоения ими математики. Приведите примеры из собственной жизненной практики, демонстрирующие влияние гендерных особенностей на результаты изучения тех или иных учебных предметов. 2) Психологи определяют разные причины отличительных особенностей в математическом мышлении девочек и мальчиков. Например, Р. Гэр объясняет различия в математическом мышлении учащихся тем, что у мужчин мозг на 10% больше, чем у женщин. Однако это не обеспечивает их общее интеллектуальное преимущество. Различия наблюдаются только в пространственной ориентации. Это связано с тем, что при относительном равенстве серой массы женский мозг уступает мужскому в количестве белого вещества, отвечающего за ориентацию. Ученые Бергенского университета объясняют причину различий в математическом мышлении уровнем притязаний (самооценки) у учащихся (более высокой математической Я-концепцией у мальчиков по сравнению с девочками). Оказывается, причина кроется в различном воспитании тех и других, что и сказывается на формировании умений самооценки. Проанализировав представленные выше позиции ученых, определите систему дисциплинарно-учебных требований к ребенку в семье с учетом гендерных особенностей. 3) Проанализируйте следующий подход к объяснению причин гендерных различий в мышлении женщин и мужчин: Структура математического мышления, по данным психологических исследований включает в себя 5 основных пересекающихся подструктур, среди которых всегда существует главная – доминантная. Поясним это на задачах. Укажите среди приведенных ниже фигур лишнюю или лишние:
Возможны различные варианты ответов, по которым можно судить о доминантной подструктуре математического мышления: 0, т.к. эта цифра единственная, которая представляется в виде замкнутой ломаной; 1 и 2, т.к. они не похожи на буквы; 1, т.к. в начертании нет параллельных отрезков; 1, т.к. цифра состоит из двух, а не четырех отрезков, как остальные; 1, т.к. остальные можно преобразовать друг в друга (перекомбинировать). Каждый из ответов имеет право на существование. Дело в том, что при изучении различных математических объектов человек вычленяет в них, прежде всего, отношения в зависимости от преобладающей подструктуры своего математического мышления (см. табл. 2). С самого раннего детства девочек и мальчиков воспитывают по-разному, а потому формируют у них разные интересы, потребности и особенности мышления. От девочек в первую очередь требуют аккуратности и исполнительности. Вместе с тем считается, что самой мужской природе эти качества противоречат. Мальчишки по природе – бунтари, от них ждут неожиданностей, избирательности, неординарности. По результатам проведенного И.Я. Каплуновичем исследования можно утверждать, что у девочек формируются, прежде всего, топологическая, метрическая и порядковая подструктуры. У мальчиков развивается и преобладает конструктивное мышление (разбирают и собирают машинки, играют с конструктором). Таким образом, в дальнейшем у них будут преобладать алгебраическая и проективная подструктуры (см. табл. 2). Таблица 2 Подструктуры математического мышления
Таблица 3 Сравнительная характеристика особенностей мышления мальчиков и девочек
Проанализировав представленный материал, ответьте на следующие вопросы: а) Можно ли утверждать, что алгебраическая и проективная подструктуры более весомы для математической и др. видов естественно-научной деятельности, чем те, которые обычно развиваются у девочек (топологическая, метрическая, порядковая)? б) Согласны ли Вы с мнением, что снижению успеваемости у девочек по математике по сравнению с мальчиками способствуют учителя-женщины? Обоснуйте ответ, проанализировав следующее доказательство: Учительницы строят свои объяснения с явной опорой на топологические, порядковые и метрические подструктуры, наиболее развитые у них самих. Такие объяснения более понятны девочкам, поэтому на первых порах девочки быстрее «схватывают» и усваивают материал, часто опережая мальчиков. Учащимся предъявляются «женские» требования, а именно: высокое качество оформления работы, обязательное доведение решения до числового ответа, соблюдение жесткой последовательности в решении, обязательная проверка решения. Для мальчиков такие требования являются сложными для выполнения, а девочкам данная работа дается легко. Однако в старших классах и, особенно, в вузе, где преподавателей-мужчин больше, многие формальные требования снижаются. Тогда наступает «звездный час» юношей, а девушки начинают замечать свое «отставание» (хотя не столько отстают девушки, как более быстро развиваются математические способности юношей). Как Вы думаете, может ли снижаться интерес к математике у мальчиков в силу применения учителями «женских требований»? в) Как можно стимулировать развитие алгебраической и проективной подструктур мышления у девочек? г) Целесообразно ли снижение требований по оформлению решения задач по отношению к мальчикам и по решению задач на генерацию идей по отношению к девочкам? д) Нужно ли создавать отдельные классы для мальчиков и для девочек или, наоборот, целесообразнее создавать смешанные группы и включать мальчиков и девочек в совместную учебную деятельность?
е) Какое мышление «мужское» или «женское» лучше для Вашей будущей профессиональной деятельности? Согласны ли Вы с утверждением, что ни одно из представленных типов мышления не лучше и не хуже – они просто разные и дополняют друг друга? 4) Какие гендерные особенности детей надо учитывать в семейном воспитании? Определите наиболее эффективные пути и способы умственного развития девочек и мальчиков в семье с учетом их гендерных особенностей. 5) При организации учебных занятий с персоналом или разрешении воспитательных проблем в процессе профессиональной деятельности надо ли учитывать гендерные различия сотрудников? Если надо, то – какие и каким образом? Поясните на примерах из сферы будущей профессии.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (920)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |