Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Во второй части занятия — беседа о положительных свойствах



2015-11-27 1880 Обсуждений (0)
Во второй части занятия — беседа о положительных свойствах 0.00 из 5.00 0 оценок




персонажа, показать, что он делает, когда добрый. Обязательно вклю­чать в занятие упражнения с руками, так как руки служат источником опасности и агрессии, именно с руками часто связаны опасные ситуации и страхи (черная рука, рука-невидимка, черная перчатка); используются сказки с участием Дракулы, инопланетян, киллера и иных отрицательных персонажей.

Работа со сказкой обычно связана с проведением праздников, театрализованных представлений, карнавалов персонажей, использо­ванием фрагментов сказок в конкурсах и шоу; проведением литератур­но-художественных мероприятий, выставок рисунков по сказочными сюжетами, семейных вечеров, народных гуляний и др.

Глинотерапия

Глинотерапия — эффективный способ реабилитации, сочетающий комплекс медицинских, валеологических, культуроориентированных, креативных компонентов, имеющий в своей основе работу с пластичес­кими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.)

Издавна известно о лечебных свойствах глины. Российские гли­ны — очень чистые и для лепки идеальные. Повсюду, где выходили на поверхности ее пласты возле озер и рек, они использовались для лечения. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и другие «неприятности». Глина обладает антисепти­ческими, адсорбирующими свойствами.

Многие учреждения используют в обучающем процессе лепку из глины. В Рязани, например, на с 1994 года работает Центр дополни­тельного образования под руководством художника О.В. Шустиной, коллектив которого занимается глинотерапией в целях социокультурной реабилитации инвалидов.

В Центре занимаются инвалиды разного возраста, имеющие раз­личные виды дефектов (ДЦП, органические поражения, с синдромом Дауна, незрячие, глухие, с дефектом речи и другие). Основной вид де­ятельности — изготовление глиняной игрушки. Чтобы ее изготовить, не­обходимо постичь все тайны ее происхождения, смысловое назначение, специфику изготовления. Поэтому практические занятия сочетаются с рассказом об истории возникновения игрушки, сложившихся народных традициях и техники изготовления. Освоение технологии изготовления помогает, например, слепому человеку реконструировать образ того или иного животного, человека, сформировать картину мира, прибли­женную к реальности.

В созданном при Центре музее собрано и представлено множе­ство игрушек различного происхождения: скопинские, калужские, аба-шевские, кораблинские, каргопольские, дагестанские, филимоновские, касимовские, сапожковские, дымковские и другие. Каждая из них имеет свои особенности и заслуживает тщательного изучения.

Необычно производится в Центре процесс росписи игрушки. Здесь используется не только кисть, но и прием пальцевой росписи, об­лив, причем в процедуре росписи участвуют незрячие. Зная, что перед ними находятся две емкости, а значит два цвета, эти художники попе­ременно наносят их на фигурку, ориентируясь на пояснения педагога-руководителя. Получаются затейливые узоры, причем очень сходные с теми, которые на самом деле характерны для росписи игрушки данной местности.

Особо следует отметить положительное влияние цветотерапии. В основном используются положительные энергоемкие цвета — красный, коричневый, желтый, белый, символизирующие цвет солнца, земли, цветов, радости, удивления, восторга, добра. Художники-специалисты отмечают, что дети очень раннего возраста, еще не осознавая увиден­ное, инстинктивно тянутся к глиняной игрушке. Это реакция на яркость росписи, удовлетворение «цветового голода». Цвета должны настраи­вать на определенные положительные эмоции, нести терапевтический эффект. Раскрашивание происходит таким образом, чтобы не было дис­сонансов, чтобы цвета сочетались.

Одинаковых игрушек не бывает, нет штампа. У каждой свое выражение лица, свои одежда, цвет, форма, настроение, которое у мастера отражается в глине. Присутствует элемент сказочности, загадоч­ности, который делает игрушку волшебной, притягательной. Часто иг­рушка рождает ассоциации с конкретным человеком, что мотивирует желание ее приобрести. Работая над игрушкой, инвалид проецирует через нее свой духовный мир.

В ходе изготовления игрушек, посуды, других изделий среди участников занятий возникает атмосфера заинтересованного общения, подчас звучат народные мелодии — полевки, прибаутки, наигрыши, хо­роводы, заклички, органично сочетающиеся с основным делом. В коллек­тиве, таким образом, формируется положительная аура, способствующая созданию гармонии в отношениях, доверия, любви, столь необходимые каждому.

В Центре изучается искусство шитья костюмов и вышивания. Каждый элемент одежды имеет свое толкование и символику, что не­обходимо знать участникам группы, которые, создавая игрушку, не только «надевают» на нее одежду, но и его обыгрывают. Изготовив иг­рушку, автор-инвалид стремится представить ее в сюжете, оживить, придумывает новые модели. Все это развивает фантазию, творческое и ассоциативное мышление.

Занятия в Центре ведутся по программам, рассчитанным на один, два и три года. Их тематика предусматривает повышение степени слож­ности выполнения работ. Это могут быть: животные и птицы, человек и мифический персонаж, пряники и домашняя утварь.

Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат повышение уровня и качества общения инвалидов, развитие их интеллекта, мотивация активного участия в социокультурном простран­стве, повышение самооценки, овладение навыками профессионального мастерства.

Гарденотерапия

Гарденотерапия — это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что инвалиды успешно справляются с работой на земле выращиванием растений и созданием из них различ­ных произведений (чаще всего в засушенном виде). Такая деятельность напрямую связана с положительным терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, свя­занное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает.

Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтичес­кую направленность, что позволяет использовать его при коррекции пове­денческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять интегративно с элементами других техноло­гий социокультурной деятельности — музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.

Использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что продукты деятельности имеют конкретный на­глядный результат и находятся в прямой зависимости от усилий, которые человек вложил в свой труд.

Гарденотерапия — это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения де­тей и взрослых к работе с растениями.

Туротерапия

Туротерапия — это социокультурная реабилитационная техноло­гия, в основе которой положены туристские и экскурсионные виды дея­тельности. Основными функциями туризма с социальной точки зрения являются: воспроизводящая, компенсаторная, восстановительная, реа­билитационная. Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом доступности для людей со специальными нуждами — все это создает равные возможности для осуществления права на отдых, для приобщения к культурным ценностям. Туризм становится стилем жиз­ни современного человека, в том числе многих людей с ограниченными возможностями.

Рассматривать туризм как средство реабилитации позволяют сле­дующие факторы. Туризм — это двигательная активность, которая ком­пенсирует ограниченность движений (гипокинезии). Таким образом осуществляется терапия и профилактика психосоматических заболе­ваний, поддержание физической формы и здоровья. Туризм создает сферу полноценного общения, возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получение поддержки, инте­грацию в общество. Туризм предоставляет возможность осваивать эко-лого-культурные виды деятельности; эстетику природы, архитектуры, памятников. Для эффективного использования технологий туризма в социокультурной реабилитации инвалидов необходимо соблюдать следующие правила:

ü вид туризма подбирается в зависимости от имеющихся физичес­ких нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывать персональный интерес, желание, фи­нансовые возможности, место проживания, ожидаемые реаби­литационные результаты;

ü обеспечение безопасности для туристов и окружения;

ü программа включает осмотр достопримечательностей;

ü наличие некоторой физической подготовки, психологической готовности к трудностям;

ü планируемые нагрузки должны быть адекватны состоянию здо­ровья.

Подготовка туристов подразделяется на физическую, техническую, тактическую, психологическую и специальную (связанную с выполнением прикладных задач — сбор материалов, решением реабилитационных задач, подготовкой волонтеров и др.). Условие успешности — тщатель­ная подготовка участников. На привалах обязательными является орга­низация отдыха, культурной программы.

По окончании маршрута руководитель оформляет соответствую­щие документы, сдает снаряжение. Подготавливается итоговый вечер с показом фотографий, слайдов, видеофильмов, вручаются дипломы, сер­тификаты, удостоверения, призы. В средствах массовой информации публикуются заметки и статьи.

В основе лечебного и оздоровительного туризма лежат маршру­ты, связанные с природными факторами. Среди туристских зон России особенно выделяются Подмосковье, Владимирское Ополье, Ленинград­ская область, Карелия, Ставропольский край, районы Большой Волги, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Выбор маршрута и его продолжительность зависят от цели путе­шествия, от финансовых возможностей, ресурса свободного времени. Выбирается район, пункты следования, составляется график движения по дням (используется географический материал), с постепенным увели­чением нагрузки.

Многофакторное терапевтическое воздействие туризма способ­ствует переключению мышления на саногенное (оздоровительное), когда ситуация не кажется безысходной, и человек находит решение проблем. Сегодня важна и профилактическая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических забо­леваний.



2015-11-27 1880 Обсуждений (0)
Во второй части занятия — беседа о положительных свойствах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Во второй части занятия — беседа о положительных свойствах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1880)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)