№№
| Форма организации
| Название
| Цель
|
1.
| Занятия в студиях ИЗО и ДПИ
|
|
|
2.
| Мастер-классы по ИЗО и ДПИ
|
|
|
3.
| Выставки
|
|
|
4.
| Проекты (арт-проекты)
|
|
|
5.
| Художественные события (акции, презентации, флешмобы, хэппенинги, перфомансы и т.д.)
|
|
|
6.
| Художественные фестивали
|
|
|
7.
| Интерактивные экскурсии и музейные программы
|
|
|
8.
| Гостиные, мастерские, клубы по искусству
|
|
|
9.
| Временные творческие коллективы
|
|
|
10.
| Олимпиады
|
|
|
Посетить занятие и мастер-класс, проанализировать деятельность педагога и сделать вывод о сходстве и различии в проведении данных форм организации художественно-творческой деятельности детей
Задание.Пронаблюдать за деятельностью педагога по подготовке и проведению учебного занятия в системе дополнительного художественного образования. Результаты наблюдения занести в таблицу. Сделать выводы о результативности занятия и особенностях технологии (методики), которую использует педагог.
Элементы занятия
| Описание
| Примечания
|
1. Видизобразительного или декоративно-прикладного искусства
|
|
|
2. Место занятия в программе педагога
|
|
|
3. Тема.
|
|
|
4. Цель занятия.
|
|
|
5. Задачи для педагога
(какие задачи педагог ставит перед собой – чему обучает, какое место оставляет для свободного поиска детей)
|
|
|
6. Задачи направленные на выявление особенностей, расширение, углубление эмоционального и социального опыта ребенка
|
|
|
7. Задачинаправленные на выявление особенностей, расширение, углубление интеллектуального опыта ребенка
|
|
|
8. Задачинаправленные на выявление особенностей, расширение, углубление практического опыта художественной деятельности
|
|
|
9. Формулировка художественно-изобразительной задачи
Как педагог ставит перед детьми задачу (можно дословно)
|
|
|
10. Описание хода занятия
1) Особенности проведения занятия
2 ) Время, в течение которого дети заняты деятельностью и имеют к ней повышенный интерес
3) Специфика взаимодействия педагога и ребенка на занятии (в чем проявляется)
|
|
|
11. Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса
1) Музыкальный, литературный, визуальный ряд (достаточно или недостаточно)
2) Дидактические таблицы, схемы, примеры на доске
|
|
|
12. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
|
|
|
13. Результат занятия(чем заканчивается занятие, как педагог подводит итог, просмотр работ, доведены ли все работы до конца)
|
|
|
РЕЗЮМЕ И ВЫВОДЫ:
Задание.Пронаблюдать за деятельностью педагога по подготовке и проведению мастер-класса в системе дополнительного художественного образования. Результаты наблюдения занести в таблицу. Сделать выводы о разнице в технологии (методики) организации мастер-класса и учебного занятия.
Элементы мастер-класса
| Замечания эксперта
| Примечания
|
1. Название мастер-класса, автор
|
|
|
2. Вид мастер-класса
Обучающий, развлекательный, мастер-шоу*
|
|
|
3. Продолжительность мастер-класса
|
|
|
1. Характеристика
Массовый, индивидуальный, разовый, один из серии и т.д.
|
|
|
5. Особенности организации рабочего места и материально-техническое обеспечение процесса мастер-класса (наличие оборудования для мастер-класса, какого, на сколько человек).
|
|
|
6. Особенности процесса привлечения внимания к данной деятельности(как и с помощью чего автор мастер-класса привлекает внимание клиентов к своему процессу)
|
|
|
7.Задачи, которые автор ставит перед собой (чему собирается учить клиентов) и клиентами (чему предлагает научиться им)
|
|
|
8. Описание хода мастер-класса(специфика взаимодействия автора и клиентов во время мастер-класса)
|
|
|
9. Методическое и дидактическое обеспечение мастер-класса
(наличие или отсутствие дидактических таблиц, схем, примеров, видеофильмов, фотографий и прочих наглядных материалов)
|
|
|
10. Результативность мастер-класса(качество представленного результата, настроение клиента в конце мастер-класса, оценка клиентом своей работы или работы мастера, удовлетворенность своей работой и работой мастера)
|
|
|
Итого
0 - признак не проявлен,
1 - проявлен частично или как ответ на вопрос,
2 - проявлен полностью
|
|
* Обучающий мастер-класс предполагает обучение клиента, передачу технологии, получение достойного результата, демонстрирующего полученные навыки;
Развлекательный мастер-класс предполагает ознакомление клиента с технологией, показ основных приемов, получение любого результата, в котором главное – хорошее настроение клиента;
Мастер-шоу или демонстрационный мастер-класс предполагает показ автором выполнения какой-либо работы, изделия, приемов и не предполагает участие клиентов, результат – мастерски выполненная вещь и восхищение клиентов
РЕЗЮМЕ И ВЫВОДЫ:
3. Проанализировать литературные источники по описанию форм организации художественно-творческой деятельности детей. Составить аналитическую справку по изученным формам по предложенному ниже плану.
Список рекомендуемой литературы
1. Макарова Е. Освободите слона.
2. Макарова Е. В начале было детство.
3. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее.
4. Калинина Т.В. Акционизм и педагогика. Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/131
5. Акционизм (хэппенинг, перформанс, ролевая игра). http://uchebnikionline.ru/kulturologia/kulturologiya_-_matvyeyeva_ll/aktsionizm_hepening_perforkans_rolova_gra.htm
6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М., Академия, 2005г. (примеры арт-проектов в приложении).
7. Сельвикаева Е.В. Центр эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея» как составляющая часть системы непрерывного художественного образование социокультурного пространства города Магнитогорска
8. Галянт И. Организация художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитания, 2013г., №1, с.97.
План составления аналитической справки
1. Дать определение терминам «акционизм», «художественная акция», «хэппенинг», «перфоманс» на основе изучения литературы по современным формам организации художественно-творческой деятельности (искусства).
2. Изучить книги Макаровой Е., описать особенности технологии ее работы с детьми (как работает над созданием художественного образа?).
3. Изучить форму «педагогический проект», описать возможности педагогического проектирования в художественном творчестве.
4. Изучить форму «интерактивные экскурсии и музейные программы» (воспользоваться предложенным списком литературы и ресурсами интернет). Описать особенности данной формы организации детской художественно-творческой деятельности.
4. Задание: моделирование занятия или мастер-класса. Для моделирования используйте таблицы из задания 2.
Элементы занятия
| Описание
| Примечания
|
1. Видизобразительного или декоративно-прикладного искусства
|
|
|
2. Место занятия в программе педагога
|
|
|
3. Тема.
|
|
|
4. Цель занятия.
|
|
|
5. Задачи для педагога
(какие задачи педагог ставит перед собой – чему обучает, какое место оставляет для свободного поиска детей)
|
|
|
6. Задачи направленные на выявление особенностей, расширение, углубление эмоционального и социального опыта ребенка
|
|
|
7. Задачинаправленные на выявление особенностей, расширение, углубление интеллектуального опыта ребенка
|
|
|
8. Задачинаправленные на выявление особенностей, расширение, углубление практического опыта художественной деятельности
|
|
|
9. Формулировка художественно-изобразительной задачи
Как педагог ставит перед детьми задачу (можно дословно)
|
|
|
10. Описание хода занятия
1) Особенности проведения занятия
2 ) Время, в течение которого дети заняты деятельностью и имеют к ней повышенный интерес
3) Специфика взаимодействия педагога и ребенка на занятии (в чем проявляется)
|
|
|
11. Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса
1) Музыкальный, литературный, визуальный ряд (достаточно или недостаточно)
2) Дидактические таблицы, схемы, примеры на доске
|
|
|
12. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
|
|
|
13. Результат занятия(чем заканчивается занятие, как педагог подводит итог, просмотр работ, доведены ли все работы до конца)
|
|
|
Элементы мастер-класса
| Замечания эксперта
| Примечания
|
1. Название мастер-класса, автор
|
|
|
2. Вид мастер-класса
Обучающий, развлекательный, мастер-шоу*
|
|
|
3. Продолжительность мастер-класса
|
|
|
2. Характеристика
Массовый, индивидуальный, разовый, один из серии и т.д.
|
|
|
5. Особенности организации рабочего места и материально-техническое обеспечение процесса мастер-класса (наличие оборудования для мастер-класса, какого, на сколько человек).
|
|
|
6. Особенности процесса привлечения внимания к данной деятельности(как и с помощью чего автор мастер-класса привлекает внимание клиентов к своему процессу)
|
|
|
7.Задачи, которые автор ставит перед собой (чему собирается учить клиентов) и клиентами (чему предлагает научиться им)
|
|
|
8. Описание хода мастер-класса(специфика взаимодействия автора и клиентов во время мастер-класса)
|
|
|
9. Методическое и дидактическое обеспечение мастер-класса
(наличие или отсутствие дидактических таблиц, схем, примеров, видеофильмов, фотографий и прочих наглядных материалов)
|
|
|
10. Результативность мастер-класса(качество представленного результата, настроение клиента в конце мастер-класса, оценка клиентом своей работы или работы мастера, удовлетворенность своей работой и работой мастера)
|
|
|
Итого
0 - признак не проявлен,
1 - проявлен частично или как ответ на вопрос,
2 - проявлен полностью
|
|