Управление персоналом (квалификация «бакалавр»)
Частное образовательное учреждение высшего образования «Русско-Британский Институт Управления» (ЧОУВО РБИУ)
УТВЕРЖДАЮ Первый проректор ___________ М.В. Усынин «____»___________2015 г.
ПРОГРАММА итоговой государственной аттестации выпускников по направлению подготовки Управление персоналом (квалификация «бакалавр») на 2015/2016 учебный год
1. Нормативно-правовые документы, положенные в основу ИГА: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 59 «Итоговая аттестация»); 2) Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом от 24декабря 2010 г. № 2073; 4) Положение об итоговой государственной аттестации выпускников (приказ ректора ЧОУВО РБИУ от 06.06.2012 № 10-01-04/64).
2. Вид итоговой государственной аттестации – защита выпускной квалификационной работы по управлению персоналом – бакалаврской работы. Выпускная квалификационная работа является заключительным этапом по направлению подготовки «Управление персоналом» и должна соответствовать совокупному ожидаемому результату образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО в целом на основании портфолио студента и индивидуального мониторинга качества результатов образования. Защита ВКР проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии. Итоговая государственная аттестация проводится в виде устного представления ВКР, прорецензированной специалистам в области управления персоналом и персонал-технологий, и последующими устными ответами на вопросы членов Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) в соответствии с положением института по защите ВКР и дипломных работ. Доклад и/или ответы на вопросы членов ГЭК могут быть на иностранном языке.
3. Результаты освоения основной образовательной программы, выявляемые выпускной квалификационной работой – бакалаврской работой В соответствии с ФГОС к итоговой государственной аттестации выпускника по направлению 38.03.03 Управление персоналом,требования к ВКР задаются совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций, которыми выпускник должен обладать для решения профессиональных задач организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской деятельности. Квалификационные требования, выносимые на ГИА: Общекультурные компетенции: ОК-5 владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-6 умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; ОК-8 готовность к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладанием навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других.
Профессиональные компетенции: Организационно-управленческая и экономическая деятельность: ПК-1 знание основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации и умением применять их на практике; ПК-2 знание основ стратегического управления персоналом и умением применять их на практике; ПК-3 знание основ кадрового планирования и умением применять их на практике; ПК-4 знание основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умением применять их на практике; ПК-5 знание основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала и умением применять их на практике; ПК-6 знание основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала и умением применять их на практике; ПК-7 владение методами деловой оценки персонала при найме и готовностью применять их на практике; ПК-8 знание основ профориентации персонала и умением применять их на практике; ПК-9 знание принципов формирования системы адаптации персонала, разработки и внедрения программ адаптации и умением применять их на практике; ПК-10 знание основ научной организации и нормирования труда, владением навыками анализа работ и проведения анализа рабочих мест и умением применять их на практике; ПК-11 способность эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды; ПК-12 знание видов, форм и методов обучения персонала; ПК-13 знание основ управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала и умением применять их на практике; ПК-14 знание основ организации работы с кадровым резервом и умением применять их на практике; ПК-15 умение определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки персонала (в том числе аттестации) в соответствии со стратегическими планами организации; ПК-16 умение разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала (в том числе аттестации) и владением навыками проведения текущей деловой оценки (в том числе аттестации) различных категорий персонала; ПК-17 знание принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала, в том числе оплаты труда, и умением применять их на практике; ПК-18 знание порядка применения дисциплинарных взысканий; ПК-19 знание основ политики организации по безопасности труда и умением применять их на практике; ПК-20 знание основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчеты продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умением применять их на практике; ПК-21 владение технологиями управления безопасностью труда персонала; ПК-22 знание Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; ПК-23 знание процедуры приема, увольнения, перевода на другую работу и перемещения персонала в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, владением навыками оформления сопровождающей документации. ПК-24 знание нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда; ПК-25 знание Кодексаоб административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов в части определения ответственности за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; ПК-26 знание Гражданского кодекса Российской Федерации в части, относящейся к деятельности кадровой службы; ПК-27 знание содержания основных разделов Социального права, Миграционного права - касающихся социально-трудовой сферы, содержания основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ и др.); ПК-28 знание основ разработки и внедрения корпоративных стандартов в области управления персоналом; ПК-29 владение навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры; ПК-30 владение навыками разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках и пр.); ПК-31 знание основ разработки и внедрения кадровой и управленческой документации, оптимизации документооборота и схем взаимодействия между подразделениями; ПК-32 владение навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (составляет документы о поощрениях и взысканиях); ПК-33 знание основ разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений и сопровождающую документацию; ПК-34 владение навыками ознакомления сотрудников организации с кадровой документацией и действующими локальными нормативными актами; ПК-35 умение вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, знанием основы кадровой статистики, владением навыками составления кадровой отчетности; ПК-36 знание требования и владением навыками по обеспечению защиты персональных данных сотрудников; ПК-37 владение навыками работы с внешними организациями (Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Государственной инспекцией труда Российской Федерации, кадровыми агентствами, службами занятости населения); ПК-38 владение навыками ведения взаимодействия по кадровым вопросам с Национальным союзом кадровиков, профсоюзами и трудовым коллективом; ПК-39 знание основ возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умеет применять их на практике; ПК-40 владение навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению.
Информационно-аналитическая деятельность: ПК-41 владение навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала; ПК-42 умение рассчитывать численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации; ПК-43 владение навыками анализа конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала; ПК-44 умение составлять описания функционала сотрудников и подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции); ПК-45 владение методами оценки и прогнозирования профессиональных рисков; ПК-46 владение методами анализа травматизма и профессиональных заболеваний; ПК-47 знание основ оценки социально-экономической эффективности разработанных мероприятий по охране труда и здоровья персонала; ПК-48 владение навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области работы с персоналом; ПК-49 владение навыками и методами сбора информации для выявления потребности и формирования заказа организации в обучении и развитии персонала; ПК-50 владение навыками получения обратной связи и обработки результатов обучения и иных форм профессионального развития персонала; ПК-51 умение оценить эффективность текущей деловой оценки (в том числе аттестации) персонала, владением навыками получения обратной связи по результатам текущей деловой оценки персонала; ПК-52 знание основ оценки качества управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и работы с кадровым резервом и умением применять их на практике; ПК-53 владение навыками контроля за использованием рабочего времени; ПК-54 умение формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение; ПК-55 знание основ подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и умением использовать их на практике; ПК-56 знание и умением применять на практике методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования в организации; ПК-57 владение навыками анализа и диагностики состояния социальной сферы организации; ПК-58 способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений; ПК-59 владение важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей; ПК-60 знание основ проведения аудита и контроллинга персонала и умением применять их на практике; ПК-61 владение методами и программными средствами обработки деловой информации, навыками работы со специализированными кадровыми компьютерными программами и способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы при решении задач управления персоналом; ПК-62 знание корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации, владением навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций; ПК-63 способность провести исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации.
Социально-психологическая деятельность: ПК-64 способность целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом; ПК-65 способность и готовностью участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации; ПК-66 способность и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат); ПК-67 умение применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива; ПК-68 владение навыками диагностики организационной культуры и умением применять их на практике; ПК-69 умение обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации; ПК-70 владение навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами; ПК-71 способность обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания; ПК-72 владение навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам;
Проектная деятельность: ПК-73 знание основ организационного проектирования системы и процессов управления персоналом, умением осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования; ПК-74 способность вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом; ПК-75 готовность к разработке процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала; ПК-76 знание основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом и готовностью использовать их на практике; ПК-77 знание основ проведения и методов оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала; ПК-78 способность участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям.
4. Сроки проведения ИГА Сроки проведения итоговой государственной аттестации,согласно учебному плану подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом, в 2015-2016 учебном году – с 01.06.2015 по 28.06.2015г.
5. Объём времени на подготовку и проведение ИГА Время на подготовку и проведение государственной итоговой аттестации по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом регламентируется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ 24 декабря 2010 г. (рег. № 2073). Объём времени на проведение государственной итоговой аттестации, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы по управлению персоналом – бакалаврской работы, составляет 8 недель; защита выпускной квалификационной работы – 4 недели. Согласно учебному плану основой образовательной программы по направлению подготовки 38.03.03 и годовому календарному графику учебного процесса в 2015-2016 учебном году устанавливаются следующие этапы, объем времени и сроки проведения ИГА (представлены в табл. 1). Таблица 1 – Сроки проведения основных этапов ИГА в 2015-2016 учебном году
*указывается в соответствии с годовым календарным графиком учебного процесса
Процедура подготовки государственной итоговой аттестации включает организационные меры, отраженные в табл. 2.
Таблица 2 – Процедура подготовки ИГА в 2015-2016 учебном году
Организация выполнения студентами и защиты ВКР (дипломных работ) осуществляется по графику, согласно табл. 3 и 4. (Приложение 5).
Таблица 3 – План-график этапа «Выполнение ВКР»
*указывается в соответствии с годовым календарным графиком учебного процесса
Таблица 4 – План-график этапа «Контроль за выполнением студентами ВКР и оценка качества результатов»
6. Требования к содержанию выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) Бакалавр по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом получает форму технического задания на подготовку выпускной квалификационной работы – бакалаврской работы, направленной на решение профессиональных задач в рамках организационно-управленческой, экономической, информационно-аналитической, социально-психологической и проектной деятельности. Содержание выпускной квалификационной работы (ВКР) студента-выпускника вуза и его соотнесение с совокупным ожидаемым результатом образования в компетентностном формате по ООП ВПО в целом представлено в таблицах 5 и 6. Содержание выпускной квалификационной работы (набор предъявляемых к защите компетенций) определяется совместно студентом и его научным руководителем на этапе формирования и согласования Технического задания на ВКР по следующему алгоритму. Минимальный набор компетенций, который может быть проявлен выпускной квалификационной работой студента, – 10 компетенций из списка в п. 3 настоящей Программы. А. В сентябре-октябре проводится определение тем ВКР и закрепление руководителей-консультантов. Студент получает Программу ИГА, включающую список компетенций и алгоритм оценивания результата их освоения в ВКР. Б. В январе-феврале студентом совместно с научным руководителем проводится формирование Технического задания на ВКР, исходя из академических достижений и портфолио студента с ориентировкой на содержание отобранных для защиты компетенций. На заседании кафедры менеджмента утверждается Техническое задание каждому выпускнику. Таким образом, уровень притязаний студента отражается в содержании сопровождающей документации (Техническое задание, форма внешней рецензии и отзыва руководителя на ВКР) (пункты 10 и 13, приложения), а также, в последующем, учитывается в ходе Защиты ВКР (пункт 11). Уровень притязаний студента, а также качество достигнутых результатов определяют оценку ВКР (пункт 13 и приложения). Для проведения аттестационных испытаний выпускников по направлению 38.03.03 Управление персоналом устанавливается общая тематика выпускных квалификационных работ, позволяющая наиболее полно оценить уровень и качество подготовки выпускника в ходе решения и защиты им комплекса взаимосвязанных вопросов. Список тем может быть расширен (по согласованию с заведующим кафедрой менеджмента) по инициативе преподавателей кафедры менеджмента или студентами совместно с представителями организаций-работодателей, заинтересованными в разработке каких-либо тем. Обязательным требованием для выпускной квалификационной работы является соответствие ее тематики содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и предъявление к оценке освоенных студентом компетенций. Закрепление темы выпускных квалификационных работ за студентами и назначение руководителей ВКР осуществляется путем издания приказа ректора ЧОУВО РБИУ. Предложенная в 2015-2016 учебном году, тематика ВКР, соответствует следующим требованиям: 1) соответствие современному уровню и перспективам развития науки, техники, производства, экономики и культуры; 2) создание возможности реальной работы с решением актуальных практических задач и дальнейшим использованием, внедрением материалов работы в сферу коммерции; 3) предоставление студентам возможности выбора темы в соответствии с индивидуальными склонностями и способностями. Выпускная квалификационная работа может быть по своему характеру четырех видов: 1) выпускная квалификационная работа теоретического характера, 2) выпускная квалификационная работа опытно-практического характера, 3) выпускная квалификационная работа опытно-экспериментального характера, 4) выпускная квалификационная работа проектного характера. Тематика выпускных квалификационных работ представлена в Приложении. Таблица 5. Содержание заданий ВКР студента-выпускника менеджера по персоналу
Таблица 6. Матрица соотнесения содержания заданий ВКР студента-выпускника с совокупным ожидаемым результатом образования в компетентностном формате по ООП ВПО в целом
(0.011 сек.) |