Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАСПАД СССР И ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА НОВОГО ТИПА



2015-11-27 685 Обсуждений (0)
РАСПАД СССР И ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА НОВОГО ТИПА 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблемагосударственного устройства РСФСРв составе СССР

Если главнейшей задачей руководства СССР на последнем этапе его существования было сохранение единого государства или хотя бы союза государств на его территории в любой фор­ме, то лидерам РСФСР пришлось одновременно решать две по существу равнозначные задачи: Россию надо было сделать, на­ряду с другими республиками, субъектом федерации в рамках СССР и создать федерацию на ее собственной территории.

Присущий Российской империи унитаризм стараниями власть предержащих сохранялся на ее просторах в течение всего совет­ского периода. О наличии в ее названии прилагательного «фе­деративная» по-настоящему вспомнили лишь в конце 80-х годов XX века. В условиях надвигающегося распада СССР Россия мог­ла бы и подождать с решением второго вопроса, но, думается, сам того не желая, союзный центр запустил процесс дезинтег­рации и в ней. Еще не собирались съезды народных депутатов РСФСР, она еще не имела своего лидера, предложившего рес­публикам «глотать» суверенитет, еще не было Декларации о су­веренитете РСФСР, когда на первом Съезде народных депутатов СССР в конце мая 1989 года М. С. Горбачевым был поставлен вопрос о расширении прав союзных и автономных республик. В его развитие осенью того же года на пленуме ЦК КПСС, по­священном национальной политике партии, он заговорил о при­дании автономиям нового статуса, предложив переименовать их в союзные республики. В соответствии с решениями очередно­го Съезда народных депутатов СССР Верховный Совет СССР 26 апреля 1990 года принял закон «О разграничении полномо­чий между Союзом ССР и субъектами федерации», которым по существу выравнивался статус союзной и автономной респуб-


лик!. Казалось бы, такое действие властей надо оценить только положительно — еще бы, автономные республики наконец-то дождались обещанного им на заре советской власти! — однако руководство РСФСР оказалось в ситуации незавидной. Автоном­ные республики, поименованные в этом законе государствами, получили право передавать свои полномочия СССР, минуя рес­публики, в состав которых входили. Более того, все автономные образования, входящие в союзные республики, должны были строить свои отношения с последними на договорных началах. С одной стороны, это осложняло отношения российского цент­ра со своими республиками, а с другой — ставило последние в преимущественное положение по сравнению с административ­но-территориальными образованиями, входившими в состав РСФСР, занимавшими более половины ее территории и имев­шими зачастую больший экономический потенциал. На обще­союзном уровне были приняты и другие акты, подталкивающие автономии к дезинтеграции.

На вполне законных основаниях лидеры автономных респуб­лик пожелали подписать, наряду с РСФСР, новый союзный до­говор. Случись это, «Россия утратила бы не только конституци­онно-правовое единство, но и территориальную целостность»2.

Вышеперечисленные коллизии стали поводом для дискуссии об ущербности административно-территориального деления Рос­сии, о месте в нем национального вопроса — действительно, границы автономных республик, созданных по национальному принципу, не отражали реального расселения народов. Появи­лись проекты: губернизации РСФСР; отмены существующих гра­ниц с последующими референдумами по регионам с вопросом о том, в какой республике вы хотели бы жить, после проведе­ния которых должно было состояться переселение народов; уменьшения территории некоторых республик за счет выделения их частей с нетитульной нацией; сокращения числа российских областей и т. п.3 Оценка этих проектов, хотя бы в силу их нере­альности (например, проекта, связанного с переселением наро­дов), очевидна, но в оправдание их авторов следует сказать, что возникли они в ситуации чрезвычайной.

В декабре 1990 года на Внеочередном (втором) Съезде народ­ных депутатов РСФСР Б. Н. Ельцин поставил вопрос о государ­ственном устройстве России. Заявив о том, что идет процесс оп­ределения статуса автономий, он сказал, что назрела «необходи­мость более четко определиться с тем, что представляют из себя края, области. Пришло, наконец, время определить статус наро­дов, не имеющих своих национальных образований, тем более


что в их числе оказался и русский народ, давший имя респуб­лике. Государственное устройство России должно максимально точно отражать ее особенности, многообразие и масштабы»4. Такой постановкой проблемы лидер России, вольно или неволь­но, инициировал дискуссию, продолжающуюся и поныне, о со­здании на ее территории русской республики и одновременно подталкивал процесс государственного строительства в сторону актуализации именно национального вопроса. В последнем слу­чае это была стратегическая ошибка. Во-первых, подходил к концу по существу беспрецедентный и неудачный эксперимент «национально-государственного строительства» в СССР (перене­сенный позднее в Чехословакию и Югославию), во-вторых, в условиях либерализации общественно-политической жизни в СССР во второй половине 80-х годов региональная партийная элита почувствовала себя полноправным участником политичес­кого процесса в масштабах всего государства. В национальных республиках, припомнив все прегрешения центральных влас­тей, из массы проблем на первый план она поставила вопрос национальный, хотя в действительности нарушение прав наци­ональных образований в России было всегда вторичным в срав­нении с нарушением прав человека вообще. Региональной на­циональной элите удалось найти поддержку у части населе­ния — постоянное пренебрежение правами человека породило разрушительную силу в форме этнического национализма и се­паратизма.

Вслед за принятием Декларации о суверенитете РСФСР на­чался процесс суверенизации и на ее территории. Первой свою декларацию о суверенитете приняла 20 июля 1990 года Северо-Осетинская АССР. Во второй половине 1990 — начале 1991 года из 31 автономии (16 АССР, 5 автономных областей, 10 автоном­ных округов) 25 приняли решение о преобразовании своего ста­туса. 15 автономных республик приняли декларации о своем су­веренитете, из 15 автономных областей и округов 8 приняли решения о преобразовании в автономные республики, а 2 — в автономные области5. Таким образом, еще до распада СССР та­кая проблема стала актуальной и для РСФСР. В то же время руководство СССР, прилагая все усилия для его сохранения, способствовало дальнейшему ее обострению. Так, в информации о начале работы подготовительного комитета по разработке но­вого союзного договора6 председатели Верховных советов быв­ших автономий бьши названы руководителями союзных респуб­лик. Некоторые из них при обсуждении вопроса о создании ор­ганов на переходный период (до принятия новой Конституции)


 


на пятом Съезде народных депутатов СССР потребовали своего представительства в них. В проекте Договора о Союзе Суверен­ных Государств7 — конфедеративном образовании, в Совете рес­публик (органе ССГ) предусматривалось представительство рес­публик РСФСР. С распадом СССР у России отпала проблема борьбы за собственный статус. Было покончено и с состоянием «средней матрешки», когда она, будучи государством и имея в своем составе государства, входила в третье государство.



2015-11-27 685 Обсуждений (0)
РАСПАД СССР И ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА НОВОГО ТИПА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАСПАД СССР И ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА НОВОГО ТИПА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (685)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)