Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прогресс и его критерии



2015-11-27 1043 Обсуждений (0)
Прогресс и его критерии 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема № 23 Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы жизни общества

 

Как уже отмечалось, общество представляет собой определенную целостность, социальный организм.

Целостный характер общества как системы не исключает в то же время его определенной внутренней дифференциации. Дифференциации во многом относительной, но вполне реальной. Общество в данном пла­не распадается на несколько относительно самостоятельных сфер: экономическую, политическую (политико-правовую), социальную и духовную. Основанием для их разграничения служат базовые потребности человека. Каждая сфера по пре­имуществу удовлетворяет какую-то одну из них.

Экономическая сфераслужит удовлетворению материаль­ных потребностей человека, от чего зависит и сама его жизнь. Прежде чем что-то делать и вообще для того чтобы жить, че­ловек должен есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой — таково краткое представление базовой материальной потреб­ности человека. В экономической сфере возникает система экономических отношений, которая воспроизводится в системе материального производства.

Политическая сферавырастает из потребности человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, за­коне и порядке. Она представляет систему политических и правовых отношений, возникающих в обществе, отражающих сущность политической власти и отношение к ней всех членов общества. В политической сфере проявляются отношения между политическими партиями и массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отно­шения между людьми в рамках такого института общества, как государство.

Социальная сфераудовлетворяет потребность человека в контактах, в общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности. Социальная сфера строится на базе социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сфе­ры предполагает рассмотрение дифференциации людей в об­ществе, которые объединяются в большие и малые социаль­ные группы. Важным является изучение природы социального конфликта, социального эгоизма. Данная сфера общества дает представление не только о социальной структуре общества, но и о процессах, протекающих внутри групп и на межгрупповом уровне.

Духовная сфера призвана удовлетворить потребность че­ловека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствова­нии. Таким образом, эта сфера отражает духовно-нравствен­ную жизнь общества, представленную такими явлениями, как культура, искусство, наука, религия, мораль, идеология.

Необходимо отметить, что выделение различных сфер общества продиктовано необходимостью его теоретического осмысления.

Границы между всеми этими сферами легкопреодолимы. В жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависи­мость. Политика, к примеру, есть не только в политической сфере. На нее мы наталкиваемся и в духовной сфере— в мо­рали, искусстве и т. д. Другими словами, каждая сфера так или иначе присутствует во всех остальных. Присутствует, но не растворяется, не теряет узнаваемого содержания, своей веду­щей функции.

Важной задачей обществознания является объяснение причин изменений в обществе и постижение его как целост­ной системы.

 

Прогресс и его критерии

Прогресс (лат. движение вперед; успех) — это направление раз­вития, для которого характерен пере­ход от низшего к высшему, от просто­го к более сложному, движение вперед к более совершенному, передовому, изменение к новому, лучшему. Прогресс более на­глядно проявляется в развитии производительных сил, менее заметен в области культуры, особенно морали и нравственности. Вместе с тем мы можем видеть, как технический прогресс стимулирует развитие науки, а наука, в свою очередь, создает основы развития техники. Из богатства, многообразия народ­ной культуры развивается светская культура, а в настоящее время и массовая. Противоположно прогрессу понятие «рег­ресс» (обратное движение) — такой тип развития, для которо­го характерен переход от высшего к низшему, процессы дегра­дации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Например, упадок ре­месла и торговли на Руси после монголо-татарского нашест­вия, гибель Западной Римской империи после нашествия вар­варов и образования варварских королевств на ее обломках и т. п. Регресс имеет всегда пространственную и временную ха­рактеристику (страна, цивилизация и т. д., продолжительность упадка, поскольку все имеет свой конец). Человечество в це­лом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться — это называ­ется стагнацией.

Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности. Платон, Аристотель, Полибий представляли историю общества как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. Гесиод, Сене­ка рассматривали историю общества как регрессивный про­цесс, направленный по нисходящей линии. Многие древнеки­тайские мыслители считали, что «золотой век» также находится в прошлом. В христианстве впервые сформировалась идея рели­гиозного понимания развития общества как проявление воли Бога, осуществление заранее предначертанного божественно­го плана «спасения» человека. С бурным развитием капита­листических отношений и реальным ускорением обществен­ного развития появились оптимистические представления о всесилии человеческого разума и научного познания, о бес­предельной способности человека к прогрессивному разви­тию. Господствовало мнение, что не нужно оглядываться на древних, необходимо расстаться с «идолами» прошлого и уве­ренно идти вперед.

Важным моментом в обществознании является определе­ние критериев прогресса. Французский философ-просветитель Жан-Антуан Кондорсе (1743—1794) считал критерием про­гресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон (1760—1825) утверждал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. По мнению немецкого философа Шеллинга (1775—1854), прогресс в науке и технике— скорее регресс, а источником прогресса скорее является постепенное прибли­жение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на об­щественный прогресс принадлежит Г. Гегелю (1770—1831). Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы: по мере роста сознания свободы происходит поступательное раз­витие общества. В марксизме критерием прогресса выступало развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и на этой основе добиться соци­альной гармонии и прогресса в духовной сфере. Все эти пози­ции подвергаются критике, поскольку нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в раз­витии разума, морали, сознании свободы), так же как нельзя его найти лишь в сфере материального производства.

Прогресс многомерен: и в том смысле, что идет по многим направлениям во всех областях человеческой деятельности, и в том, что у него есть побочные эффекты, отрицательные последствия. Иными словами, за прогресс тоже надо платить. В поиске общего или единого критерия прогресса важно исхо­дить из того, что критерий не цель, а только средство. Основ­ная цель всей общественной эволюции — человек, его всесто­роннее развитие.

Осмысление трагических реалий природного и социаль­ного бытия в XX в., необходимость решения жизненно важных планетарных проблем человечества, от которых зависит соци­альный прогресс — экологическая, энергетическая и другие глобальные проблемы современности,— актуализируют проб­лему поиска критерия социального прогресса в современных условиях. Налицо диспропорция между прогрессом техники, науки, прогрессом в области квалификации и профессиона­лизма, управления и организации производства, в целом материального производства и потребления и ростом отчуждения человека «в массовом обществе», уровнем духовной культуры общества. Не случайно появление в XX в. различных концепций «конца истории» и всевозможных пессимистических утопий, где обосновываются убеждения, что любые попытки вопло­тить в жизнь справедливый общественный строй сопровожда­ются пагубными последствиями для человечества.

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистически­ми параметрами, характеристиками. Осознание хрупкости че­ловеческого существования обусловливает необходимость гу­манистической стратегии в понимании сущности прогресса. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознании самоценности человеческого существования, соз­дание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие фундаментальные показатели развития общества, как средняя продолжительность жизни че­ловека; детская и материнская смертность; состояние здо­ровья; уровень образования и воспитания; развитие различных сфер культуры и искусства; интерес к духовным ценностям; чувство удовлетворенности жизнью; степень соблюдения прав человека, потребность в общении, отношение к природе и т. п.

Таким образом, вектор общественного прогресса и в XXI в. направлен к гуманистическим ценностям и приоритетам.

 



2015-11-27 1043 Обсуждений (0)
Прогресс и его критерии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прогресс и его критерии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1043)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)