Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Межцивилизационный диалог



2015-11-27 792 Обсуждений (0)
Межцивилизационный диалог 0.00 из 5.00 0 оценок




Содействие взаимоуважительному и плодотворному диалогу наций и конфессий – безусловный приоритет российской политики как внутри страны, так и на международной арене. Усилия, предпринимаемые в этих целях отечественной дипломатией, имели особое значение на нынешнем переходном этапе в мировых делах, когда возрастают риски углубления межцивилизационных, межкультурных и межрелигиозных разломов. Работа на данном направлении выстраивалась с опорой на разделяемое большинством партнеров понимание, что цивилизационное и культурное многообразие современного мира представляет собой не разъединяющий фактор, а важный ресурс глобального развития.

Отстаивали российские подходы к формированию современной парадигмы межцивилизационного общенияна 6-м Форуме действующего под эгидой Генерального секретаря ООН Альянса цивилизаций (о.Бали, август), центральной темой которого было «Единство в многообразии: празднуя разнообразие во имя общих ценностей». Оказана необходимая политико-дипломатическая поддержка ряду отечественных НПО, принявших участие в этом мероприятии. Россия вошла в число соавторов резолюции Генассамблеи ООН «Поощрение межрелигиозного и межкультурного диалога, взаимопонимания и сотрудничества на благо мира» (декабрь).

Последовательно проводили линию на закрепление позиций Совета Европы в качестве уникальной общеевропейской платформы для обсуждения и выработки консолидированной позиции по тематике межкультурного диалога, в том числе его религиозного измерения. Неизменное внимание уделяли задачам сохранения религиозного наследия как важного носителя культуры, недопущения дискриминации по религиозному признаку, продвижения принципов свободы вероисповедания и убеждений, составляющих одну из основ современного светского демократического общества. Российское видение модальностей сотрудничества на этом треке получило высокую оценку в ходе состоявшегося в сентябре в Баку Форума Совета Европы «Межкультурный диалог: взаимодействие между культурой и религией».

Активно участвовали в деятельности Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», который прочно утвердился как площадка неангажированного анализа динамичных процессов в глобальной политике. В фокусе внимания 12-й сессии форума, состоявшейся в октябре на о.Родос (Греция), находились вопросы, связанные с необходимостью учета трагического опыта двух мировых войн в усилиях по снижению конфликтности в различных регионах, оздоровлению международной обстановки.

За прошедшие годы важной частью экспертных дискуссий по стержневым проблемам современности стали санкт-петербургские Международные Лихачевские научные чтения – авторитетный форум представителей научной и творческой интеллигенции, видных общественных деятелей, политиков из России и зарубежных стран. В мае 2014 г. он собирался в 14-й раз для обмена мнениями по тематике диалога культур и партнерства цивилизаций.


ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Пространство СНГ

Продвижение всестороннего сотрудничества и развитие интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ) оставалось ключевым приоритетом внешней политики Российской Федерации.

С 1 января 2014 г. в права страны-председателя СНГ вступила Украина, при сопредседательстве Белоруссии и Казахстана, однако уже 20 марта официальный Киев направил в Исполнительный комитет Содружества ноту о решении сложить с себя полномочия. В соответствии с предусмотренной процедурой функции председателя взял на себя Минск, возглавив работу Организации второй год подряд.

Несмотря на непростую ситуацию в мире и драматические события на Украине, политика России была направлена на то, чтобы «сцементировать» Содружество и его структуры, обеспечить бесперебойную работу всех механизмов Организации. Способствовали налаживанию диалога и сглаживанию имеющихся противоречий между государствами-участниками в интересах достижения общих интересов, продвижения проектов и программ, направленных на углубление интеграционных процессов. Плодотворная совместная работа (в течение года только на уровне глав государств и правительств было принято около 70 документов) охватывала широкий круг актуальных вопросов и задач, включая противодействие новым вызовам и угрозам, обеспечение региональной безопасности, углубление взаимодействия в экономической, гуманитарной и правоохранительной сферах.

Особое внимание уделялось повышению авторитета Организации на международной арене, расширению ее взаимодействия с другими региональными интеграционными объединениями.

Первостепенное значение придавалось дальнейшему развитию евразийской экономической интеграции. Ключевым событием на этом треке стало подписание 29 мая в Астане президентами России, Белоруссии и Казахстана Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который предусматривает проведение странами-участницами скоординированной, согласованной и единой политики в ключевых отраслях экономики. Этот шаг зафиксировал переход трех стран к следующему после Таможенного союза и Единого экономического пространства этапу интеграции. 1 января 2015 г. ЕАЭС официально начал свою работу в качестве полноценной международной организации, обладающей международной правосубъектностью. В течение года были приняты решения о присоединении к ней Армении, существенно продвинули процесс присоединения к ЕАЭС Киргизии.

Евразийский экономический союз – это общее пространство свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы с населением более 180 млн. человек, совокупным объемом ВВП более 2,4 трлн. долл. США и территорией 20 млн. кв. км. При создании ЕАЭС учтены лучшие практики как мирового опыта интеграционного строительства и работы в рамках глобальных механизмов сотрудничества, включая ВТО, так и специфика наших стран, имеющих богатую историю дружбы, добрососедства и совместного решения масштабных задач.

Интерес к проекту евразийской интеграции отмечается не только у государств постсоветского пространства, но и далеко за его пределами. Ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Создана профильная совместная исследовательская группа с Израилем, принято решение о создании аналогичных исследовательских групп с Индией и Египтом. Около 40 стран официально выразили заинтересованность в создании зон свободной торговли с евразийским интеграционным объединением.

В преддверии начала функционирования ЕАЭС было принято решение о ликвидации созданного в 2001 г. Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 10 октября главы государств-членов ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) подписали договор о прекращении деятельности ЕврАзЭС с 1 января 2015 г.

После завершения в течение 2014 г. необходимых процедур девятым участником зоны свободной торговли СНГ стал Узбекистан.

Расширению взаимодействия правоохранительных органов по различных аспектам обеспечения безопасности, в том числе на внешних границах Содружества, призваны способствовать документы, одобренные на встрече глав государств-членов СНГ (Минск, октябрь). Среди них: Протокол о внесении изменений в Соглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств-участников СНГ от
5 декабря 2012 г.; Заявление глав государств-участников СНГ о сохранении и укреплении международной системы контроля над наркотиками; Соглашение о порядке формирования и применения совместных групп специалистов (экспертов) пограничных ведомств для быстрого реагирования на угрозы пограничной безопасности на внешних границах государств-участников СНГ; Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии торговле людьми; Решение о Программе сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2015-2019 гг. В мае 2014 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный Закон № 87-ФЗ «О ратификации Договора
государств-участников СНГ о межгосударственном розыске лиц».

Особое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности внешних границ Содружества в Центрально-Азиатском регионе, в том числе с учетом вывода из Афганистана основного контингента Международных сил содействия безопасности (МССБ). Главами государств СНГ был принят ряд международно-правовых документов, нацеленных на укрепление таджикско-афганского участка границы, в частности, решение Совета глав государств-участников СНГ «Об оказании помощи Республике Таджикистан для укрепления пограничной безопасности на
таджикско-афганском участке внешних границ государств-участников СНГ» (июнь).

В фокусе внимания оставалась тематика противодействия новым вызовам и угрозам. По линии МИД стран Содружества состоялись тематические консультации (Москва, июнь). Заметный вклад в антитеррористическое взаимодействие на постсоветском пространстве вносил Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ. Велась работа по повышению международного профиля его деятельности.

Проводили последовательную линию на расширение отношений в военно-политической сфере. На заседании Совета глав правительств СНГ (Астана, май) подписаны Соглашение о сотрудничестве в области топогеодезического и навигационного обеспечения вооруженных сил государств-участников СНГ, а также Соглашение о сотрудничестве инженерных войск вооруженных сил государств-участников СНГ. Одновременно с выполнением положений действующей Концепции военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2015 г. шла подготовка к разработке нового проекта Концепции на период до 2020 г.

Плодотворно развивалось взаимодействие в гуманитарной области. В преддверии празднования в 2015 г. 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на саммите СНГ (Минск, октябрь) принято Обращение глав государств-участников к народам стран Содружества и мировой общественности, в котором выражается обеспокоенность попытками пересмотра итогов войны, осквернения памяти павших в войне и реабилитации нацистских преступников, а также содержится призыв к противодействию героизации нацистского движения, реанимации идеологии фашизма, пропаганде ксенофобии и расизма. Документ подписали все государства-участники Содружества, за исключением Молдавии и Украины.

Способствовать сохранению исторической памяти о самой разрушительной в истории человечества войне призвана реализация Плана основных мероприятий по подготовке и празднованию 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, утвержденного Решением Совета глав государств (СГГ) СНГ (февраль), который наряду с вопросами социальной защиты ветеранов и увековечения памяти советских воинов предусматривает проведение международных научных конференций и молодежных слетов, активизацию мемориально-поисковой работы, издание мемуаров, информационно-энциклопедической литературы и публицистических материалов.

Продолжалась реализация крупных проектов в рамках межгосударственных программ «Культурные столицы Содружества» и «Сетевой университет». Предварительное одобрение на заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) СНГ в Минске (октябрь) получил проект Плана приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ на 2015-2016 гг., в который, наряду с мероприятиями основных сфер гуманитарной направленности, вошли разделы, посвященные Году ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и Году образования.

В сфере межпарламентского взаимодействия значительное внимание уделялось совершенствованию системы мониторинга электоральных процессов. Наблюдатели от Межпарламентской Ассамблеи (МПА) СНГ приняли участие в мониторинге выборов депутатов Парламента Республики Казахстан (январь). В октябре в Санкт-Петербурге прошел первый Молодежный межпарламентский форум СНГ.

Председательство в 2014 г. в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Россия использовала для концентрации усилий по повышению уровня взаимодействия государств-членов Организации в целях более оперативного реагирования на современные вызовы и угрозы, включая противодействие наркотрафику, незаконной миграции, преступлениям в информационной сфере, терроризму и организованной преступности.

Одним из ключевых инструментов такого реагирования остаются Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Укреплению их эффективности способствовал ряд совместных учений, в том числе с участием антинаркотических ведомств и служб, внутренних войск и органов внутренних дел, выделенных в состав формирований специального назначения КСОР ОДКБ.

В августе на территории Казахстана прошли учения
«Взаимодействие-2014». В рамках мероприятий по повышению боевого и миротворческого потенциала Организации на территории России проведены учения с национальными формированиями Коллективных сил быстрого развертывания «Рубеж-2014» (июль) и учения на территории Киргизии «Нерушимое братство-2014» (июль-август) с миротворческими силами ОДКБ.

В рамках Региональной антинаркотической операции «Канал» проведены специальная операция «Канал-Южный капкан» и локальная операция «Канал-Долина» с участием сотрудников уполномоченных ведомств Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, а также наблюдателей от Афганистана, Ирана, Китая и Пакистана. Впервые в практике ОДКБ в рамках операции «Канал» отработано взаимодействие служб и ведомств государств-членов Организации непосредственно на таджикско-афганской границе.

В работе по развитию миротворческих сил ОДКБ особое внимание уделялось проработке возможностей их подключения к операциям по поддержанию мира под эгидой ООН.

Продолжалось институциональное развитие Организации: стартовала работа по созданию на ее базе Центра антинаркотических операций, а также по формированию Консультационно-координационного центра по вопросам реагирования на компьютерные инциденты. Принято решение о создании Коллективных авиационных сил ОДКБ. Регулярный характер приобрели рабочие встречи министров иностранных дел стран ОДКБ «на полях» крупных международных мероприятий, продолжена и расширена практика принятия совместных заявлений.

Активизировалось парламентское измерение деятельности ОДКБ, особенно в вопросах сближения национальных законодательств
государств-членов. Состоялась встреча Президента Российской Федерации с руководителями парламентов государств-членов ОДКБ, а также
стран-наблюдателей при ПА ОДКБ – Сербии и Афганистана (ноябрь).

Дальнейшее развитиероссийско-белорусских отношений опиралось на тесное взаимодействие по широкому кругу вопросов, прежде всего – в рамках Союзного государства как наиболее совершенной в настоящее время формы межгосударственной интеграции на постсоветском пространстве. Поддерживался плотный политический диалог на высшем уровне. Число личных встреч глав государств в 2014 г. достигло десяти (в том числе
«на полях» различных мероприятий), четыре встречи провели главы правительств. Cохранялась тесная координация действий двух государств в сферах внешней политики, обороны и безопасности, продолжалось активное межведомственное сотрудничество, взаимодействие в социальной и гуманитарной областях.

В ходе очередного заседания Совета Министров Союзного государства (Минск, октябрь) были утверждены ближайшие задачи развития, а также бюджет на 2015 г., объем которого остался на прежнем уровне (4,87 млрд. рублей). В расходной части документа значительная доля ассигнований (около 85%) предназначена для финансирования 9 союзных программ и 28 мероприятий, в том числе в области промышленности, сельского хозяйства, строительства, энергетики, транспорта, связи и информатики (42%), социальной политики, здравоохранения, физической культуры, образования, экологии, культуры, СМИ и ликвидации чрезвычайных ситуаций (26%), военно-технического сотрудничества, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности (17%).

По линии межпарламентского взаимодействия проведены 46-я (Брест, июнь) и 47-я (Сочи, декабрь) сессии Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России. Регулярный характер приобрела практика проведения министерствами и ведомствами двух стран совместных коллегий.

Фиксировали дальнейшее сокращение объемов двустороннего товарооборота, который в 2014 г. составил 37,6 млрд. долл. США
(39,7 млрд. долл. США в 2013 г.). Весомым элементом двустороннего торгово-экономического сотрудничества остаются льготные поставки Минску российских энергоносителей с учетом договоренностей в рамках Союзного государства и Единого экономического пространства.

Россия сохраняет лидерство по объему накопленных иностранных инвестиций в белорусской экономике (около 5,5 млрд. долл. США). Крупнейшим двусторонним инвестиционным проектом остается строительство Белорусской АЭС, завершение которого намечено на 2020 г. Продолжалась проработка ряда новых инвестиционных проектов в сфере промышленности, включая сельскохозяйственное машиностроение.

Важный вклад в развитие всего комплекса торгово-экономических отношений вносят налаженные межрегиональные связи, в которые вовлечены все 6 белорусских областей и Минск с одной стороны и подавляющее большинство субъектов Российской Федерации – с другой. Их продвижению способствовал первый Форум регионов России и Белоруссии «Эффективное развитие агропромышленных комплексов Беларуси и России – важнейшее условие продовольственной безопасности Союзного государства» (Минск, июнь).

Обеспечению военной безопасности Союзного государства, сохранению мира и стабильности в Восточно-Европейском регионе способствовал высокий уровень военного и военно-технического сотрудничества. Планомерно осуществлялась реализация Программы развития ВТС на 2013-2016 гг.

Глубоким кризисом для российско-украинских отношений обернулся вооруженный государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г. Захватившие власть радикально настроенные националистические силы провозгласили курс на форсированную интеграцию Украины в евроатлантическое пространство и сворачивание всего комплекса двусторонних отношений с Россией, чем нанесли серьезный, а в некоторых аспектах критический, ущерб национальной экономике.

Приостановлена деятельность Российско-Украинской межгосударственной комиссии и ее структурных подразделений, заморожены крупные совместные проекты в реальных секторах экономики. По инициативе новых властей в Киеве полностью прекращены контакты с Россией в научно-технической, гуманитарной и культурной сферах, свернуто межрегиональное и военно-техническое сотрудничество. Объем товарооборота между двумя странами сократился на треть (до
27,9 млрд. долл. США).

Произошедший в столице Украины захват власти, сопровождавшийся призывами к введению наказания за использование русского языка, проведению люстраций и запрету неугодных политических партий, вызвал резкое неприятие во многих регионах страны. В марте в Крыму состоялся референдум, на котором жители полуострова практически единодушно заявили о своем желании присоединиться к России. По итогам референдума, проведенного в полном соответствии с нормами международного права, легитимный крымский парламент провозгласил независимость Республики Крым и обратился с просьбой о вступлении в состав Российской Федерации. Эта просьба была удовлетворена. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией стало актом восстановления исторической справедливости, отражающим волю народов.

На встрече с представителями Евросоюза (Брюссель, июнь) украинской стороной было подписано соглашение об ассоциации с ЕС. Большая часть положений документа вступила в силу 1 ноября 2014 г., в то время как раздел о создании зоны свободной торговли должен начать действовать с 1 января 2016 г.

Обозначенное руководством Республики Молдова стремление заключить соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Евросоюзом оказывало негативное влияние на двусторонние отношения. Заблаговременно предупреждали молдавских партнеров о том, что Россия будет вынуждена предпринять шаги по защите своего рынка и пойти на принятие мер торгово-экономического характера с неизбежными негативными последствиями для всего комплекса двусторонних связей. Несколько раундов экспертных консультаций использовали для детального донесения российской позиции по данному вопросу до официального Кишинева. Состоявшееся в июне подписание соглашения об ассоциации с ЕС (подразумевающее приведение молдавского законодательства в соответствие с европейским и открытие национального рынка для европейских товаров) привело к заметному – на 30% – снижению в 2014 г. российско-молдавского товарооборота.

Российская Федерация по-прежнему выступала в поддержку молдавской государственности, сохранения суверенитета и нейтрального статуса страны. Молдавию посетил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, сопредседатель российско-молдавской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Д.О.Рогозин (август). Состоялся визит в Москву Министра экономики Республики Молдова А.Канду (сентябрь). Дважды (в апреле и сентябре) встречались министры иностранных дел С.В.Лавров и Н.М.Герман, поддерживались межмидовские контакты.

Внимательно следили за прошедшими в стране парламентскими выборами (ноябрь). Сохраняли готовность к конструктивному прагматичному взаимодействию с широким спектром политических сил в Кишиневе, особенно учитывая тот факт, что значительное число проголосовавших на ноябрьских выборах молдавских граждан высказалось за сочетание восточного и западного векторов развития во внешней политике Молдавии, подключение страны к набирающим силу процессам интеграции на евразийском пространстве.

В духе стратегического партнерства выстраивались
российско-армянские отношения
. Отмечаем высокую интенсивность политического диалога: состоялись четыре встречи глав государств (май, август, ноябрь, декабрь), в их числе – трехсторонняя встреча президентов России, Азербайджана и Армении по поиску путей урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе (Сочи, август). Плодотворно прошли встречи глав правительств (май, июль).

В течение года Армению с рабочими визитами посетили более
40 российских делегаций и рабочих групп, в том числе возглавляемых руководителями федеральных ведомств. Успешно функционирует Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству.

Насыщенная повестка дня двусторонних контактов на межведомственном уровне органично дополнялась плодотворным взаимодействием на многосторонних площадках, прежде всего в ООН, СНГ, ОДКБ, ЧЭС. Ереван в целом последовательно выступал в поддержку российских подходов в контексте ситуации на Украине.

Приверженность руководства Армении курсу на участие в проекте евразийской интеграции выразилась в конкретных шагах. «На полях» заседания СГГ СНГ (Минск, октябрь) подписан Договор о присоединении Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 2 января 2015 г.

Тем самым открываются дополнительные возможности для расширения многогранных двусторонних связей и в первую очередь для наращивания торгово-экономического взаимодействия. В 2014 г. Россия оставалась ведущим экономическим партнером Армении, обеспечивая 23,5% всей внешней торговли страны и более 40% всех зарубежных инвестиций. Отмечена позитивная динамика товарооборота – в период с января по ноябрь рост составил 8,2%.

Договорно-правовая база пополнилась за счет подписания Соглашения о порядке пребывания граждан России на территории Армении и граждан Армении на территории России (июль), а также межправсоглашения о сотрудничестве в продлении срока эксплуатации 2-го энергоблока Армянской АЭС (декабрь).

Позитивный импульс российско-азербайджанским отношениям придавал интенсивный политический диалог на высшем уровне. В течение года состоялись три встречи Президента Российской Федерации В.В.Путина с Президентом Азербайджанской Республики И.Г.Алиевым (февраль, август, сентябрь).

Уверенный рост продемонстрировали показатели двустороннего товарооборота: по данным за январь-ноябрь 2014 г. его объем вырос на 11,5%. Укреплению экономического взаимодействия призвано способствовать межправительственное Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, подписанное в ходе IV Каспийского саммита (сентябрь).

Под патронатом президентов двух стран прошел 4-й Бакинский международный гуманитарный форум (октябрь), состоялся 5-й российско-азербайджанский форум «Межрегиональное сотрудничество: новые возможности роста» (июнь), 14-е заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству (сентябрь).

Несмотря на отсутствие дипломатических отношений с Грузией, продолжали курс на дальнейшую нормализацию и развитие двустороннего взаимодействия. Постепенное снятие в предшествующие годы ограничений по доступу грузинских товаров на российский рынок оставалось фактором роста товарооборота, который в 2014 г. достиг 786 млн. долл. США
(686 млн. долл. США в 2013 г.).

По сути, единственным каналом официального диалога с Тбилиси оставались встречи статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина со спецпредставителем Премьер-министра Грузии по вопросам взаимоотношений с Россией З.Абашидзе. В течение года стороны провели ряд телефонных переговоров, а также три встречи (апрель, июль, октябрь).

В свете подписания Грузией соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Европейским союзом (июнь) состоялся первый раунд экспертных консультаций (Прага, июль) для анализа новых факторов, возникших в двусторонних торгово-экономических отношениях.

Возобновлено регулярное воздушное сообщение (на первом
этапе – между двумя столицами). Укреплялись гуманитарные и деловые контакты. Положительно расцениваем участие грузинских спортсменов в зимней Олимпиаде в Сочи.

Стороны высоко оценили взаимодействие МЧС России и Департамента по чрезвычайным ситуациям МВД Грузии в преодолении последствий схода селя на совместной границе, нарушившего движение по Военно-Грузинской дороге (май).

В рамках Женевских дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье совместно с абхазскими и югоосетинскими партнерами продолжали последовательную работу в целях оформления юридически обязывающего режима неприменения силы между Грузией с одной стороны и Абхазией и Южной Осетией – с другой.

Планомерно содействовали становлению АбхазиииЮжной Осетии как современных демократических государств, развитию их международных связей, обеспечению безопасности и социально-экономического восстановления республик.

Пост главы государства в результате досрочных президентских выборов в Абхазии занял Р.Хаджимба (август). Его встречи с В.В.Путиным (Москва, август; Сочи, ноябрь) подтвердили приверженность сторон поступательному и взаимовыгодному развитию отношений. Магистральные направления взаимодействия в экономической, социальной, гуманитарной сферах, вопросах обороны и безопасности определяет подписанный в ноябре Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Абхазия.

Встреча руководителя Администрации Президента Российской Федерации С.Б.Иванова с Президентом Южной Осетии Л.Х.Тибиловым (Москва, март) позволила предметно обсудить различные аспекты двусторонних отношений.

Эффективно действовали механизмы межправительственных комиссий по социально-экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Абхазия (Сухум – май, Дагомыс – ноябрь) и Республикой Южная Осетия (Москва – март, Цхинвал – июнь,
Москва – декабрь).

Регулярный диалог поддерживали министерства иностранных дел. Проведены российско-абхазские и российско-югоосетинские консультации по линии МИД (Москва, апрель).

Сотрудничество с государствами Центральной Азии носило многоплановый характер, выстраивалось в духе стратегического партнерства и союзнических отношений.

Важное место в общем массиве сотрудничества России с государствами Центральной Азии занимали вопросы противодействия новым вызовам и угрозам (распространение терроризма, исламского экстремизма, организованная преступность, наркотрафик и нелегальная миграция), что не в последнюю очередь продиктовано осложнением ситуации на Ближнем Востоке, в Северной Африке и вокруг Афганистана. В ходе неформальной встречи руководителей внешнеполитических ведомств государств ОДКБ «на полях» 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, сентябрь) принято совместное заявление о Договоре о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии.

Подготовлены проекты двусторонних межправительственных соглашений с Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном об организованном наборе трудящихся мигрантов.

Обеспечение прав и защита интересов проживающих в регионе соотечественников (около 6 млн. человек), сохранение их духовной и культурной связи с исторической родиной оставалось предметом постоянного внимания отечественной дипломатической службы.

Характер стратегического партнерства носили отношения с Казахстаном. Этому в значительной степени способствовали высокая интенсивность политического диалога на высшем и высоком уровнях, налаженные каналы диалога на межведомственном уровне.

Успешно проведены 11-й Форум межрегионального сотрудничества с участием глав государств (Атырау, сентябрь), 17-е заседание Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (Астана, декабрь) и второе заседание Российско-Казахстанской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур» (Байконур, ноябрь). Эффективный характер носило двустороннее взаимодействие на площадках ООН, ОДКБ, ШОС.

Вступил в силу (июль) Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке.

Положительную динамику сохраняли отношения с Таджикистаном. Регулярные контакты высшего политического руководства двух стран дополнялись взаимодействием в торгово-экономической, гуманитарной, военно-технической и других сферах. Состоялся визит в Душанбе Председателя Совета Федерации Федерального Собрания В.И.Матвиенко (март).

Вступление в силу (февраль) Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания 201-й российской военной базы (РВБ) на территории Республики Таджикистан позволило завершить процесс формирования достаточной правовой основы для ее стабильного функционирования и развития на период до 2042 г.

Вступили в силу межгосударственное Соглашение о порядке пребывания граждан Таджикистана на территории России (январь).

Регулярный политический диалог на высшем уровне способствовал поддержанию дружественных отношений с Киргизией. В течение года президенты двух стран провели пять встреч (февраль, май, август, октябрь, декабрь).

Важнейшим событием стало подписание киргизской стороной Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Москва, декабрь). Полноформатное подключение Киргизии к работе ЕАЭС ожидается в течение 2015 г. Для более успешной адаптации экономики будущего партнера по евразийскому интеграционному проекту Россия приняла на себя значительные финансовые обязательства, общий объем которых достиг 1,2 млрд. долл. США. Соответствующие договоренности закреплены в двусторонних межправительственных соглашениях об экономическом сотрудничестве в условиях евразийской интеграции (май) и об учреждении Российско-Киргизского Фонда развития (ноябрь). В декабре подписана межправительственная программа экономического сотрудничества на
2014-2017 гг. с Киргизией.

Вступила в практическую фазу реализация совместных стратегических проектов в сферах гидроэнергетики (строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС) и развития газового комплекса Киргизии. Вышла на завершающий этап работа по подготовке технико-экономического обоснования для другого крупнейшего проекта – Камбаратинской ГЭС-1.

Значительный вклад в дальнейшее развитие отношений с Узбекистаном внесла работа двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, два заседания которой прошли в Москве (январь) и Ташкенте (ноябрь).

В ходе официального визита Президента Российской Федерации в Узбекистан (декабрь) подписаны важные межправительственные соглашения об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015 – 2019 гг. и об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств.

Подтверждением позитивной динамики развития отношений России и Узбекистана служит объем двустороннего товарооборота, который в 2014 г. практически достиг 4 млрд. долл. США. Россия занимает первое место среди торгово-экономических партнеров Узбекистана, в стране работает около
900 предприятий с участием отечественного капитала.

Продолжали поступательно развиваться российско-туркменские отношения. В ходе встречи В.В.Путина и Г.М.Бердымухамедова «на полях» IV Каспийского саммита (сентябрь) состоялось обсуждение ключевых вопросов двусторонней повестки дня.

Значительный вклад в развитие двустороннего взаимодействия внесли работа Межправительственной Российско-Туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству (январь), а также диалог по линии внешнеполитических ведомств. Поддерживались межрегиональные и культурные связи.

Европа

Отношения со странами Европы в 2014 г. подверглись серьезным испытаниям в контексте глубокого внутриполитического кризиса на Украине, выступившего катализатором обострения ранее накопленных противоречий, и спровоцировавшего появление новых точек расхождения позиций.

В ходе саммита Россия-ЕС (Брюссель, 29 января) наши партнеры выказывали заинтересованность в продолжении диалога в регионе «общего соседства». Однако вскоре после этого Евросоюз выступил с бездоказательными обвинениями в отношении России в связи
с внутриукраинским кризисом и взял курс на оказание, в тесной координации с США, политического и экономического давления на нашу страну. Была приостановлена работа на большинстве направлений сотрудничества, поэтапно введены односторонние санкции в отношении ряда отечественных компаний, финансовых учреждений и общественно-политических деятелей, а также секторальные экономические ограничения. Россия, в свою очередь, была вынуждена сформировать сопоставимый по количеству и уровню «стоп-лист» в отношении конкретных лиц из различных институтов Евросоюза и его стран-членов, ввести ограничительные меры на поставку сельскохозяйственной продукции из ряда стран ЕС сроком на один год, а также пересмотреть некоторые аспекты взаимодействия в области энергетики. Все это предсказуемо привело к росту взаимных претензий и снижению товарооборота между Россией и ЕС, которое по итогам года достигло 9,7% (с 417,7 млрд. долл. США в 2013 г. до 377,3 млрд. долл. США в 2014 г.) при сохранении положительного для России внешнеторгового сальдо (экспорт – 258,8 млрд. долл. США, импорт – 118,5 млрд. долл. США). Вместе с тем, Россия пока остается третьим по значимости торговым партнером ЕС (после США и Китая), а ЕС – крупнейшим российским внешнеторговым партнером (48,2% в объеме внешней торговли России).

Евросоюз продолжал наращивать усилия по реализации программы «Восточное партнерство», несмотря на то, что развитие украинского сюжета со всей очевидностью продемонстрировало несостоятельность попыток ее дальнейшего пр



2015-11-27 792 Обсуждений (0)
Межцивилизационный диалог 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Межцивилизационный диалог

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (792)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)