Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ



2015-12-04 331 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Античная культура – совокупность различных эпох, стран и народов, состав-х единый культурный тип.

Ценности античной культуры стали основанием для севременной западной культуры, к кот-й в значит-й степени причастна и Россия. 1 ценность: рацион-я гармония мирв и рацион-е основание гармонии Ч. с миром.

Ценности интич-й к-ры как поиск рацион-х оснований гармонии воплотились в архетиктуре и скульптуре. Утверждались ценности гармонии мира ч/з един-во противоречий (скульптура Дискобол Мирона 5 в. до н.э.).

Наряду с гармонией шел поиск ценности, индивидуальности, состизательности (Олимп-е игры). Антич-я фил-я просуществовала 5 тыс.лет (с 6 в. до н.э. по 6 в. н.э.). В 529 г. н.э. император Юстиниан закрыл последнюю Платоновскую Академию.

Ценности современной зап-й к-ры такие как рациональное теоретическое мышление, личная свобода и индивидуальность были заложены в эпоху антич-ти и получили в Антич-й фил-фии рациональное осмысление.

Основные особенности Антич-й фил-ии:

1) здесь впервые произошло самоопределение Ф. в сис-ме духовной к-ры, т.е. Ф. отделилась от мифа и религии; 2) впервые оформилась целостная структура философского знания; 3) сложился категорический язык Ф. Аристотель сформулировал основные категории Ф. и законы формальной логики; 4) были заложены основания Зап-го типа к-ры, утверждались ценности рацион-го мышления.

В развитии Антич-й Ф. можно выделить ряд этапов: 1. Ранняя антич-ть (досократики) 6-5 вв. до н.э. 2. Классич-й 5-3 вв. до н.э. Вершина Антич-й Ф. 3. Эллинизм (3-2-вв. до н.э.). 4. Связан с римским завоеванием Гр. Закат и гибель Римской Империи (2 в. до н.э. – 6 в. н.э.).

На каждом из этих этапов на первый план выходили разные аспекты фолософ-х знаний. Общее: поиск рацион-х оснований устройства мира, его гармонии и поиск рацион-х оснований отношения Ч. с миром.


7. АНТИЧН. УЧЕНИЕ О МИРЕ: МИЛЕТСКАЯ ШК., ГЕРАКЛИТ, ДЕМОКРИТ.

Милетская школа.

Др. гр. ф возникла на зап побережья мал Азии. Здесь раньше развилась раб., торговля. и выросшая на их основе культура. (связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.)

Первые учения - г. Милет 7-6 в. д.н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Полагали, что существует первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением.

ФАЛЕС конец VII - начало VI в. до н. э. Предсказал солнечное затмение в Греции - 585 г. до н. э. Первым сформулировал вопрос: "что есть всё", "что является первоосновой". Всё произошло из воды. (Фалес - монист, т. к. принимал за основу всего сущего одно начало). Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Всё знание надо сводить к одной основе - чувственной видимости.

АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто апейрон из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Чувственный мир является лишь проявлением реального мира, следовательно необходимо выйти за пределы непосредственного наблюдения.

АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности.

Философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. В человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская философия возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Их материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в непрерывном движении и изменении.

Гераклит (540-480). Его труды понять не легко. Не возражает против существования богов, но не они создали мир. Мир вообще не создан никем. Объясн. грозы, молнии, гром, солнечн. свет естеств. образом (гром - столкновение ветров и туч). Понятие о логосе (слове) - это не любое слово, а лишь разумное. Логос- закон всего сущего - универсальный закон. Все возникает по предопределению судьбы Логоса. Онтология Гераклида-Вечный огонь - бог- из него возникает мир чувственно постигаемых вещей. Предание формы вещам- дело Логоса. Г. употребляет термин логос как сущность всех вещей. Огонь характ. подвижность становления, вещь - определенная стабильность. Истинная цена стабильности - смерть. Гибель с целью появления новой жизни. Все появляется из огня и в огне умирает. Рассматривает 3 варианта образования мира из огня: - из огня возникло море, море стало семенем мирообразования; - огонь - воздух - вода - земля; огонь - все живое; -смерть земли - рождение воды; -смерть воды аождение воздуха; -смерть воздуха - рождение огня; и обратно. Космос, возникший из огня, не вечен. Космос сгорает. Душа - единство противоположностей. Чем больше в ней огня, тем душа лучше. Пути очищения души - музыка, усиленное обучение, обуздание страстей.Этика. Люди от природы равны, но они не равны фактически. Т.к. большинство живет не по логосу, а по своему разумению. Они во власти своих желаний. Но желания людей таковы, что людям не сталобы лучше от их исполнения. Диалектика Г.-Центральный з-н - з-н взаимосбегания противоположностей. Это роковой з-н его можно постичь, но уйти от него нельзя. Живое переходит в мертвое и наоборот. Мы живем смертью одних, а умираем жизнью других (едим мясо. растет яблоко). В борьбе противоположносей не может одна победить другую, они обе падут. Смерть- основа для новой жизни. Гносеология Г.Низшее, высшее знание. Чувственное познание, познание Логосом. Познание- сложный . тонкий процесс. Имея уши можно не слышать, а чтобы слышать - нужно знать, что слышать. Цель познания - познание логоса. Смысл - найти в себе логос.

Демокрит (460-370). из Абдеры, ученик Л. Стремился постич мир как объективную реальность данную нам в ощущение. Много путеш. его труды - вроде энциклопедии познания того времени (более 70 назв. раб. по физ. этике, матем, ритор, астроном... ) Первоначалом всего были атомы (х-ся еще и велич. и тяжестью) - частицы материи (бытие), а кругом пустота (небытие). Мир наполнен многими мирами, но в центре Земля (геоцентризм). Жизнь возникла в рез-те перехода из неживого к живому на основе з-на природы (материализм). "После того как произошло разделение мрачного хаоса, после того как возник воздух, а под ним зелмя, грязеобразная и совсем мягкая, на ней вспучились пленки, имеющие вид гнойных нарывов или водяных пузырей. Днем их нагревало солнце, ночью их питала лунная влага. После того как они увеличились и лопнули, из них образовались люди и животные. Когда же Земля высохла и уже не могла больше рождать, животные стали появляться на свет путем рождения одних от других." Детерминизм - все обладает причинностью. Случайных причин не бывает. Случайно только то, причину чего мы не знаем. Так движение атомов закономерно, по строго намеченым орбитам даталистический детерминизм. Чел. из грязи и воды, но он вобрал в себя нечто божественное (разум, мысль). Познание - не противопоставляет чувственное и рациональное. Исследует слух (источник звука сгущение воздуха), вкус (форма и величина атомов), зрение (рез-т действия на органы зрения), осязание (различение горачего и холодного), образы (тончайшие оболочки тел), цвет (существует только в нашем представлении белый, черный, красный, зеленый). Чувственное познание явл. низшей ступенью и знакомит нас с окружающ. миром явлений. Л.: цель жизни - наслаждение прекрасным. Душа - огненное соединение постигаемых разумом частиц.




2015-12-04 331 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)