Синдром преходящей бронхиальной обструкции
Практическое занятие № 2
Тема:Синдромы при заболеваниях системы органов дыхания. Цели занятия: научиться выявлять и обосновывать основные клинические синдромы: синдром уплотнения легочной ткани, синдром преходящей бронхиальной обструкции, острой и хронической дыхательной недостаточности, синдром наличия жидкости в плевральной полости. Хронометраж практического занятия: c 16.00 -18.50 часов 1. Вводное слово преподавателя – 5 мин. 2. Контроль текущего уровня знаний студентов по изучаемой теме - 25 мин. - тестовый контроль исходного и текущего уровня знаний, письменный ответ на контрольный вопрос по изучаемой теме. 3. Перерыв - 10 мин. 4. Аудиторная работа студентов - 110 мин. - курация пациента с наличием изучаемых синдромов (сбор жалоб, анамнеза, физикальный осмотр) – 30 мин. - демонстрация студентами отработанных навыков с выявлением патологии у пациента под контролем и при участии преподавателя – 30 мин. - перерыв - 10 мин. - демонстрация (слайды и данные истории болезни) и интерпретация основных синдромальных лабораторно-инструментальных критериев – 40 мин. 5. Подведение итогов занятия - 20 мин. (гласная оценка деятельности группы и каждого студента). Ответы на вопросы. Домашнее задание. Методическое и материально-техническое оснащение • схема истории болезни • ноутбук, проектор, экран • видеокамера • тонометры • фонендоскопы • учебные таблицы • аудиозаписи аускультации легких • сантиметровая лента. Содержание темы: Знание основных синдромов и симптомов заболеваний органов дыхания и эндокринной системы, овладение основами диагностики позволяют врачу-стоматологу заподозрить бронхо-легочную патологию, дать рекомендации пациенту для своевременного обращения к специалисту, аргументируя необходимость наблюдения, лечения и профилактики. Ведущие синдромы при заболеваниях органов дыхания Синдром уплотнения легочной ткани: -жалобы: кашель (вначале сухой, затем с мокротой желто-серого, серо-зеленого цвета), одышка инспираторного или смешанного характера,боль в грудной клетке, связанная с дыханием, усиливается на вдохе. - при осмотре цианоз, нередко румянец щек при повышенной температуре, увеличение числа дыханий, отставание пораженной половины грудной клетки в акте дыхания, - перкуссия: тупой или притупленный перкуторный звук. Ограничение подвижности нижнего легочного края на вдохе. - аускультация: ослабленное везикулярное или бронхиальное дыхание, звучные мелкопузырчатые хрипы или крепитация. - рентгенография грудной клетки: однородное или неоднородное затенение неправильной формы без четких контуров. Синдром преходящей бронхиальной обструкции – жалобы: экспираторная одышка, непродуктивный мучительный кашель, - осмотр: вынужденное положение больного (больной сидит, опираясь руками о колени, плечевой пояс приподнят), рот открыт, ноздри раздуваются, набухшие шейные вены, диффузный цианоз. - перкуссия: коробочный перкуторный звук, увеличена высота стояния верхушек легких, нижние границы легких опущены вниз. - аускультация: дыхание резко ослаблено, масса сухих свистящих и жужжащих хрипов по всем легочным полям. Резкое ослабление тонов сердца. - рентгенография грудной клетки: повышенная прозрачность легочных полей. - ФВД: снижение ФЖЕЛ, ЖЕЛ, ОФВ1. Общий анализ мокроты: мокрота светлая стекловидная, вязкая, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена, много эозинофилов. Синдром дыхательной недостаточности. - жалобы: одышка при физической нагрузке. - осмотр: в начале развития дыхательной недостаточности изменений нет. В тяжелых случаях выявляются увеличение частоты и глубины дыхания, цианоз. В дыхании учувствуют вспомогательные мышцы грудной клетки, возможно вынужденное положение больного. - ФВД: увеличение МОД, снижение ЖЕЛ, ФЖЕЛ, индекса Тиффно, МОС. Синдром скопления жидкости в плевральной полости: - жалобы: одышка при физической нагрузке, в покое. - осмотр: отставание в акте дыхания пораженной стороны грудной клетки - пальпация: голосовое дрожание ослаблено или отсутствует - перкуссия: притупленный или тупой звук - аускультация: ослабление или отсутствие везикулярного дыхания, бронхофонии. - рентгенография грудной клетки: локализация, уровень жидкости (граница затемнения) - анализ плевральной жидкости: экссудат или транссудат. Студент должен знать определение и симптоматологию основных синдромов при заболеваниях органов дыхания. Знать диагностическое значение общего анализа крови, общего анализа мокроты и анализа плевральной жидкости, спирографии, рентгенографии и томографии грудной клетки в диагностике вышеназванных синдромов. Студент должен уметь провести самостоятельное клиническое обследование больных с вышеупомянутыми синдромами поражения легких и плевры, выявить синдром и обосновать диагностическое заключение.
Базисные знания: • анатомия • физиология • патофизиология • микробиология • патанатомия • биохимия - Из предшествующих курсов студент должен знать: анатомию и топографию, нормальную физиологию системы органов дыхания и эндокринной системы.
Учебная карта занятия: Вопросы для подготовки к занятию 1. Синдром уплотнения легочной ткани (определение, причины, жалобы и физикальные данные, лабораторные и инструментальные данные). 2. Синдром преходящей бронхиальной обструкции (определение, причины, жалобы и физикальные данные, лабораторные и инструментальные данные). 3. Синдром скопления жидкости в плевральной полости (определение, причины, жалобы и физикальные данные, лабораторные и инструментальные данные). Данные исследования плеврального выпота при синдроме скопления жидкости в плевральной полости. Отличие транссудата от экссудата. 4. Синдром дыхательной недостаточности (определение, причины, жалобы и физикальные данные, лабораторные и инструментальные данные). Данные исследования спирографии, оценки сатурации кислорода.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (575)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |