Международные энергетические ресурсы
Обеспечение надежного и устойчивого энергоснабжения является в настоящее время одной из наиболее актуальных и сложных задач, с которыми сталкивается международное сообщество. Все больше сокращаются традиционные запасы источников энергии - нефти, газа, угля. Поэтому вопрос о разумном использовании энергоресурсов, сбалансированном учете интересов различных государств приобретает глобальный характер, становится одним из актуальнейших вопросов, требующих международно-правового регулирования. В настоящее время формируется общеевропейское энергетическое пространство для обеспечения стабильных условий бесперебойной поставки энергоресурсов. Самыми эффективными средствами обеспечения безопасности, в том числе энергетической, являются международно-правовые инструменты. Российская Федерация с самого начала являлась участницей энергетического диалога и добивалась, чтобы разрабатываемые документы учитывали ее национальные интересы как одного из важнейших поставщиков энергоресурсов. В 1991 г. была принята Европейская энергетическая хартия, а в декабре 1994 г. - Договор к Энергетической хартии и связанные с ним документы и Протокол по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам. Договор вступил в силу в апреле 1998 г. На 1 ноября 2002 г, его подписали или присоединились к нему 51 государство и ЕС. Ратифицирован 46 государствами. Россия подписала Договор и Протокол еще в декабре 1994 г., но не ратифицировала их. США и Канада документы не подписали. Хартия представляет собой политическую декларацию намерения осуществлять сотрудничество между Востоком и Западом в сфере энергетики. Первоначально Европейская энергетическая хартия предполагалась как средство для развития в дальнейшем взаимодополняющих отношений в энергетической области между СССР, странами Центральной и Восточной Европы и Запада. Целями Энергетической хартии являются: повышение надежности энергоснабжения; обеспечение эффективности производства в максимальной степени; преобразование, транспортировка, распределение и использование энергии, с тем чтобы повышать уровень безопасности и сводить к минимуму проблемы окружающей среды. Государства-участники приняли на себя обязательство содействовать развитию эффективного энергетического рынка во всей Европе. При этом они обеспечивают условия для того, чтобы нормы, относящиеся к разведке, разработке и приобретению ресурсов, были свободно доступными и носили открытый характер; признают необходимость разработки таких норм, если их нет, и принимают все необходимые меры по координации своих действий в этой области. С целью стимулирования международного движения инвестиций стороны обеспечивают на уровне государства создание стабильных и носящих открытый характер правовых рамок для иностранных инвестиций согласно существующим международным нормам и правилам по вопросам инвестиций и торговли. В Хартии учитываются специфические условия, в которых находятся некоторые государства Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, и признается возможность поэтапного перехода к осуществлению конкретных положений Хартии, Договора и связанных с ними документов, которые они в силу объективных причин не в состоянии осуществлять немедленно и полностью. Энергетическая хартия представляет собой своего рода «промежуточную станцию» на пути к полному членству в ВТО, так как в соответствии с Договором правила ВТО уже распространяются на эти государства в части их торговли с другими странами-членами Договора энергетическими продуктами и материалами и энергетическим оборудованием. Договор к Энергетической хартии - многостороннее соглашение, целями которого являются защита инвестиций, либерализация торговли, свобода транзита, разрешение споров и экологические аспекты в энергетическом секторе. Главная его цель - регулирование энергетической торговли между государствами-участниками в соответствии с правилами многосторонней торговой системы, как они установлены Всемирной торговой организацией. Договор состоит из 8 частей, включающих 50 статей, ряда Приложений к Договору и решения в отношении Договора. В сфере защиты и поощрения инвестиций положения Договора применяются к любым инвестициям, связанным с «хозяйственной деятельностью в энергетическом секторе». Они охватывают не только все виды хозяйственной деятельности, относящиеся к энергетическим материалам или продуктам, но и включают такие услуги, как строительство энергетических объектов, поисковые работы, консультирование, управление и проектирование, а также деятельность, направленную на повышение энергоэффективности. В сфере торговли Договор базируется на правилах ГАТТ 1947 г. и связанных с ним документов, что имеет большое значение для стран с экономикой переходного периода, не являющихся членами ВТО. Вместе с тем для торговли со странами-не членами ВТО существует ряд изъятий. Подписавшие Договор стороны обязались в кратчайшее время провести переговоры и принять поправку с целью определения пределов таможенных пошлин и любых сборов, налагаемых на импорт и экспорт или в связи с ними. Отдельное положение Договора по существу вводит в действие Соглашение ВТО по связанным с торговлей инвестиционным мерам (СТИМ), запрещающее инвестиционную практику, которая требует или подразумевает, что инвестор отдает торговое предпочтение местному производству. В сфере транзита ст. V ГАТТ предписывает принцип свободы транзита и определенные правила недискриминации и разумной необходимости. Транзитные положения Договора применяются, даже если энергия происходит из стран за пределами территории договаривающихся сторон или предназначается за пределы этой территории. Другие положения Договора - о конкуренции, передаче технологии, доступе к капиталу, окружающей среде, транспарентности, о государственных органах власти и переходных мерах. Руководящим органом Договора является Конференция по Энергетической хартии, куда входят представители стран-участниц. Функциями Конференции являются: содействие координации общих мер для выполнения принципов Хартии и Договора, а также поощрение совместных усилий, направленных на оказание содействия и стимулирование ориентированных на рынок реформ и модернизацию энергетических секторов в странах с переходной экономикой. Конференция созывается обычно два раза в год. Между сессиями Конференции проводятся регулярные заседания вспомогательных органов Конференции - групп по транзиту, торговле, инвестициям, а также энергетической эффективности и экологическим аспектам. В соответствии с Протоколом к Энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам государства-участники принимают обязательства формулировать энергетическую стратегию и политические цели эффективности, создавать соответствующие нормативные рамки, а также разрабатывать конкретные программы для поощрения эффективного использования энергии и сокращения наносящей экологический ущерб практики в энергетическом секторе, включая потепление мирового климата и подкисление. Выполнение Протокола обсуждается рабочей группой Энергетической хартии по вопросам энергоэффективности и соответствующим экологическим аспектам. Ключевое направление деятельности рабочей группы - разработка серии всесторонних обзоров стратегии и программ отдельных государств в области энергетической эффективности. Рекомендации официальным лицам соответствующих государств, являющиеся результатом этих обзоров, направляются для обсуждения и одобрения. Протокол определяет программные цели и принципы содействия повышению энергетической эффективности как значительного источника энергии и последующего ослабления неблагоприятного воздействия на окружающую среду энергетических систем. Он содержит Руководящие принципы для разработки программ по энергоэффективности, намечает области сотрудничества, а также создает основу Для развития совместных или скоординированных действий. Ведутся переговоры по заключению Протокола к Энергетической хартии по транзиту, который будет направлен на укрепление безопасности транзитных потоков нефти, газа и электроэнергии. Его цель - развитие существующих положений по транзиту в Энергетической хартии и в Договоре. В частности, предлагается усилить обязательство по предотвращению незаконного отбора энергетических материалов при транзите, установить четкие критерии при предоставлении заинтересованным сторонам наличных мощностей для транзита в трубопроводных системах и сетях, уточнить условия определения транзитных тарифов и обеспечить учет законных интересов транзитных стран в потреблении энергоресурсов, а также разработать механизм согласительного урегулирования транзитных споров.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (669)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |