Формы государства, понятие и элементы
Причины возникновения государства Этапы: 1. родоплеменая община Объединение в род людей по прризнаку кровного родства. Образуется племя–союз нескольких родов, союз старейшин. 2. распад родоплеменнйо общины и переход от присваивающего типа хоз-ва к производящему, а затем появление разделения труда Проявляются первые признаки государства: аппарат чиновников, зачатки армии, смена сц. Роли в семье, первые зконы в виде табу. Способы формирвоаняи госуларства: 1. азиатский 2. европейский
Признаки государства и его понятие Признаки: 1. наличие аппарата управления 2. наличие территории 3. наличие гражданства 4. наличие армии 5. наличие суверенитета 6.наличие налогов 7. существовавние налогов Государство – особая политическая организация суверенной власти в обществе на опр. территории, выражающая волю и интересы общества при помсощи законов
Сущность государства -смысл предназначения государства, его роль. Существует массовая точка зрения: 1. теория элит зародилась в нач. XXв., народыне массы не способны к самоуправлению, способны только избранные 2. технократическая теория руководить способны только избранные,профессионалы 3. марксиситская теория власть в гос-ве принадлежит и исп-ся в интересах господствующего класса 4. т. общественного компромисса современная демократическая власть гос-во–ср-во достижения согласия м/у членами общ-ва
Правовое государство Идея появилась до н.э.–это идеальное гос-во, совокупность людей Признаки идеального правового государства: 1. верховенство права 2. взаимная ответственностьграждан и гос-ва 3. наличие юр.процедуры защиты прав граждан 4. разделение властей
Функции государства -осн. направления его деят-ти, выражающие сущность соц. назначение, цели и задачи гос-ва Классификация функций гоударства: I Постоянные, временные II Основные, неосновные III Внутренние: эк, соц, полит, Внешние: оборона, м/н сотрудничество Способы реализации функций гос-ва -правотворчество -правовпприменение -правоохранительная
Механизм государства: понятие, осн. черты, структура. Механизм гос-ва–сис-ма гос. органов, призванных осущ-ть гос. власть, задачи и функции гос-ва. Признаки механизма гос-ва: 1. гос-во–это упорядоченная система гос. органов 2. целостность сис-мы обеспечивается единством целей и задач, стоящих перед гос-вом. 3. осн. звеном механизма гос-ва выступают гос. органы, наделенные властными полномочиями Структура: 1. гос. органы 2. гос. организации 3. гос. учреждения 4. гос. предприятия 5. гос. служащие Виды: 1)гражданские -руководители -помощники -специалисты 2)военные
Органы государства -первый эл-т (ячейка) механизам государства Признаки: 1. наличие гос-властных полномочий 2. обеспечение таких полномочий взможностью гос. принуждения 3. установленный законом порядок деятельнсоти 4. наличие организационной структуры Виды гос. органов по: 1)порядку образования:назначенные, выборные 2)V полномочий: органы общ. и спец. компетенции 3)способу принятия решения:коллегиальные, единоначальные
Принципы организации механизма госудрства. Принципы–руководящие положения, опр. осн. подходы к формированию и функционированию гос. органов 1.принцип разделения властей 2.принцип законности Все гос. служащие в своей деят-ти должны руководствоваться Конституцией и иными фЗ 3.принцип демократизма Выраж-ся в необходимости создания условий для широкого участия общественности в деят-ти гос. органов 4.принцип субординации (соблюдения иерархии) Органы гос-ва занимают в его механизме различные уровни, при этом решение вышестоящих обязательно для нижестоящих.
Принцип разделения властей Разделенеие властей–ср-во реализации демократии во власти. Осн. назначение–недопущение концентрации власти в одних руках (узурпации) Достигается закреплением сис-м издержек и противовесов, когда одна ветвь власти может контролировать другую. Впервые принцип был закреплен в конституции сША 1787г. В России впервые закреплен в конституции 1993г. (ст.10) Законодательная власть Представительная власть в лице выборного коллегиального органа, осн. функция–принятие законов.(фед.собрание) Компетенции совета Федераций:утверждение законов, принимаемых ГД, изменение границ м\у субъектами РФ, Отрешение президента РФ от должности, назначение на должности судей конституционного суда Компетенции Гос.думы: Принятие фед. Законов, утверждение гос. бюджета, дача согласия президенту на утверждение председателя правительства РФ, решение воппроса о доверии правительству, Назначение и освобождение от должности председателя ЦБ РФ. Исполнительная власть носит производный (вторичный) характер. Самая большая ветвь власти. В Р–правительство. Делится на федеральную и местную. Судебная власть осуществляет правосудие В Р 2 сис-мы судов: 1. суды общей юрисдикции–рассматривают споры с участием граждан 2 вида судопроизводства: гражданское и уголовное. 2. Арбитражные суды–разрешают споры м/у хоз.субъектами
Типология государств Типология государств–их классификация, предназначенная для разделения гос-в на типы, группы, к-ые раскрывали бы их соц. сущность. Сущ-т 2 подхода к вопросу о типологии государств: формационный Маркс, Энгельс) и цивилизационный (М.Вебер, П.Сорокин) Формационный – гл. кртерием в различении типов гос-в явл-ся общественно-экономич. формация–сис-ма, к-ая складывается из 2ух эл-тов – базиса и надстройки.Базис–тип производственных отношений, надстройка–гос-во и право. То, какими явл-ся гос-во и право опр-т тип произв.отношений. В зависимости от типов базиса Маркс выделял следующие типы гос-в: 1.рабовладельческие-хар-ся полной властью рабовладельцев над рабами,к-ые являлись осн.ср-вом прв-а 2.феодальные-хар-ся эксплуатацией крестьян,к-ые находятся в полурабской зависимости 3.буржуазные-сословное неравенство заменяется соц-экономическим. Рабочий юридически свободен, но в силу отсутствия у него ср-в пр-ва вынужден продавать свою раб. силу монополистам на ср-ва пр-ва-буржиазии (капиталистам). 4.социалистические-ср-ва пр-ва принадлежат всем . Согласно Марксу соц. тип гос-ва-отмирающий тип, ступень к коммунизму. «+»подход демонстрирует поэтапность развития гос-ва; критерием деления типов гос-в явл-ся экономика. «–»смена одного типа на др. происходит в рез-те революции, но в реальности сущ-т эволюционный способ; излишняя запрограммирванность и однолинейность;в истории сущ. Случаи, когда феодализм не приживался, не все гос-ва переходят в социализм; подход игнорирует духовные факторы развития общества. Цивилизационный подход-один тип гос-ва сменяет другой при смене цивилизаций. Цивилизация-замкнутое, локльное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических и географических признаков. Выделют примерно 23 типа цивилизаций. В рамках одной цивилизации все типы гос-в одинаковы. Жизнь любой цивилизации проходит следующие этапы: возникновение,рост, надлом, гибель. Движущей силой развития цивилизации явл-ся элита общества. «+»учитываются помимо эономических духовные факторы развития общества «- »тип эк-ки имеет гораздо больщую роль в формировании гос-ва, чем духовные факторы.
Формы государства, понятие и элементы Формы гос-ва–способы организации политич. власти в обществе, охватывающие 3 элемента: форум правления, форму гос. устройства, политический режим. Форма правления–хар-ка порядка образования и взаимо-действия высших органов власти, их взаимодействие м/с и населением. Гос-ва: республиканские и монархические. Монархическая власть передается по наследству, носит бессрочный характер, не зависит от волеизъявления народа. Разновидности монархии: абсолютная, ограниченная. Абс.–монарх –высщий суд.орган, единств. источник закона. Огр.–полнота власти принадлежит парламенту, правит-во фоормируется партией, к-ая набрала на выборах большинство голосов. Роль монарха носит сугубо условный характер. Респ: выборность власти, огранич-ть полномочий опр.сроком. Формы республики: парламентская, президентская.Деление происходит в завис-ти от того, кто формирует правительство. Парламентская–во главе правительства председатель побе-дившей партии. Президентская–правит-во формируется всенародно избранным президентом и подотчетно ему. Смешанная–правительство формирует президент по согласованию с парламентом. Форма гос.устройства–хар-ка, отражающая территориальную структуру гос-ва, соотношение м/у гос-вом в целом и его территориальынми единицами. Гос-ва: унитарные, федеративные, конфедеративные. Унитарные:Территория разделяется на администарнтивно-хоз. районы, к-ые не имеют никакой политической самостоятельности.-единая система органов власти -единая система налогов-единая система гражданства -одна система права Федеративные-объединяют территории, к-ые пользуются отн.автономией.-терр.единицы наделяются политич. самостоятельностью, имеют свои органы власти -двойная ситема налогов-м.б. двойная система гражданства Встает вопрос о разграничении компетенции м/у центр. и местн. органами власти. В России он решается 2мя путями: 1.конституция 2. федеративынй договор. Виды федераций: нац-терр., админ-террю, смешанные Конфедерация-политич. правовой союз нескольких независимых суверенных гос-в Субъекты остаются субъектами м/н права, но могут отказываться от достижений эл-тов суверенитета для достижения нек. целей. Политический режим–сис-ма методов и ср-в осуществления гос. власти: демократическйи и недемократический.Хар-ки: -степен участия населения в политич. жизни гос-ва -гарантированность прав и свобод граждан -положение СМИ -наличие/отстутствие многопартиности -роль силовых структур. Демократический:власть избир-ся населением, гарантирована полит. свобода граждан, СМИ свободны от цензуры, равноправие законодательной и исп. власти,, силовые структуры только обеспечивают правопорядок. Недемократический: авторитарный:– властьт принадлежит группе лиц, разделение властей тлько декларируется, выборность органов гос.власти существенно сужена, СМИ внегласно подвергаются цензуре, многопартийность носит усл.хар-р, илбо запрещена, правохр.органы исп. в полит. целях. Тоталитаризм–хар-ся полным веобъемлющим контролем гос-ва за своими гражданами, иные идеалогии не допускаются, разделения властей нет. Граждане практически бесправны, во главе режима–1 человек, анделенный харизматич. св-вами.
Форма гос.устройства –хар-ка, отражающая территориальную структуру гос-ва, соотношение м/у гос-вом в целом и его территориальынми единицами. Гос-ва: унитарные, федеративные, конфедеративные. Унитарные:Территория разделяется на администарнтивно-хоз. районы, к-ые не имеют никакой политической самостоятельности.-единая система органов власти -единая система налогов-единая система гражданства -одна система права Федеративные-объединяют территории, к-ые пользуются отн.автономией.-терр.единицы наделяются политич. самостоятельностью, имеют свои органы власти -двойная ситема налогов-м.б. двойная система гражданства Встает вопрос о разграничении компетенции м/у центр. и местн. органами власти. В России он решается 2мя путями: 1.конституция 2. федеративынй договор. Виды федераций: нац-терр., админ-террю, смешанные Конфедерация-политич. правовой союз нескольких независимых суверенных гос-в Субъекты остаются субъектами м/н права, но могут отказываться от достижений эл-тов суверенитета для достижения нек. целей. Политический режим –сис-ма методов и ср-в осуществления гос. власти: демократическйи и недемократический.Хар-ки: -степен участия населения в политич. жизни гос-ва -гарантированность прав и свобод граждан -положение СМИ -наличие/отстутствие многопартиности -роль силовых структур. Демократический:власть избир-ся населением, гарантирована полит. свобода граждан, СМИ свободны от цензуры, равноправие законодательной и исп. власти,, силовые структуры только обеспечивают правопорядок. Недемократический: авторитарный:– властьт принадлежит группе лиц, разделение властей тлько декларируется, выборность органов гос.власти существенно сужена, СМИ внегласно подвергаются цензуре, многопартийность носит усл.хар-р, илбо запрещена, правохр.органы исп. в полит. целях. Тоталитаризм–хар-ся полным веобъемлющим контролем гос-ва за своими гражданами, иные идеалогии не допускаются, разделения властей нет. Граждане практически бесправны, во главе режима–1 человек, анделенный харизматич. св-вами.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |