Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы государства, понятие и элементы



2015-12-04 369 Обсуждений (0)
Формы государства, понятие и элементы 0.00 из 5.00 0 оценок




Причины возникновения государства

Этапы:

1. родоплеменая община

Объединение в род людей по прризнаку кровного родства.

Образуется племя–союз нескольких родов, союз старейшин.

2. распад родоплеменнйо общины и переход от присваивающего типа хоз-ва к производящему, а затем появление разделения труда

Проявляются первые признаки государства: аппарат чиновников, зачатки армии, смена сц. Роли в семье, первые зконы в виде табу.

Способы формирвоаняи госуларства:

1. азиатский

2. европейский

 

Признаки государства и его понятие

Признаки:

1. наличие аппарата управления

2. наличие территории

3. наличие гражданства

4. наличие армии

5. наличие суверенитета

6.наличие налогов

7. существовавние налогов

Государство – особая политическая организация суверенной власти в обществе на опр. территории, выражающая волю и интересы общества при помсощи законов

 

Сущность государства

-смысл предназначения государства, его роль.

Существует массовая точка зрения:

1. теория элит

зародилась в нач. XXв., народыне массы не способны к самоуправлению, способны только избранные

2. технократическая теория

руководить способны только избранные,профессионалы

3. марксиситская теория

власть в гос-ве принадлежит и исп-ся в интересах господствующего класса

4. т. общественного компромисса

современная демократическая власть

гос-во–ср-во достижения согласия м/у членами общ-ва

 

Правовое государство

Идея появилась до н.э.–это идеальное гос-во, совокупность людей

Признаки идеального правового государства:

1. верховенство права

2. взаимная ответственностьграждан и гос-ва

3. наличие юр.процедуры защиты прав граждан

4. разделение властей

 

Функции государства

-осн. направления его деят-ти, выражающие сущность соц. назначение, цели и задачи гос-ва

Классификация функций гоударства:

I Постоянные, временные

II Основные, неосновные

III Внутренние: эк, соц, полит,

Внешние: оборона, м/н сотрудничество

Способы реализации функций гос-ва

-правотворчество

-правовпприменение

-правоохранительная

 

Механизм государства: понятие, осн. черты, структура.

Механизм гос-ва–сис-ма гос. органов, призванных осущ-ть гос. власть, задачи и функции гос-ва.

Признаки механизма гос-ва:

1. гос-во–это упорядоченная система гос. органов

2. целостность сис-мы обеспечивается единством целей и задач, стоящих перед гос-вом.

3. осн. звеном механизма гос-ва выступают гос. органы, наделенные властными полномочиями

Структура:

1. гос. органы

2. гос. организации

3. гос. учреждения

4. гос. предприятия

5. гос. служащие

Виды:

1)гражданские

-руководители

-помощники

-специалисты

2)военные

 

Органы государства

-первый эл-т (ячейка) механизам государства

Признаки:

1. наличие гос-властных полномочий

2. обеспечение таких полномочий взможностью гос. принуждения

3. установленный законом порядок деятельнсоти

4. наличие организационной структуры

Виды гос. органов по:

1)порядку образования:назначенные, выборные

2)V полномочий: органы общ. и спец. компетенции

3)способу принятия решения:коллегиальные, единоначальные

 

Принципы организации механизма госудрства.

Принципы–руководящие положения, опр. осн. подходы к формированию и функционированию гос. органов

1.принцип разделения властей

2.принцип законности

Все гос. служащие в своей деят-ти должны руководствоваться Конституцией и иными фЗ

3.принцип демократизма

Выраж-ся в необходимости создания условий для широкого участия общественности в деят-ти гос. органов

4.принцип субординации (соблюдения иерархии)

Органы гос-ва занимают в его механизме различные уровни, при этом решение вышестоящих обязательно для нижестоящих.

 

Принцип разделения властей

Разделенеие властей–ср-во реализации демократии во власти.

Осн. назначение–недопущение концентрации власти в одних руках (узурпации)

Достигается закреплением сис-м издержек и противовесов, когда одна ветвь власти может контролировать другую.

Впервые принцип был закреплен в конституции сША 1787г.

В России впервые закреплен в конституции 1993г. (ст.10)

Законодательная власть

Представительная власть в лице выборного коллегиального органа, осн. функция–принятие законов.(фед.собрание)

Компетенции совета Федераций:утверждение законов, принимаемых ГД, изменение границ м\у субъектами РФ,

Отрешение президента РФ от должности, назначение на должности судей конституционного суда

Компетенции Гос.думы:

Принятие фед. Законов, утверждение гос. бюджета, дача согласия президенту на утверждение председателя правительства РФ, решение воппроса о доверии правительству,

Назначение и освобождение от должности председателя ЦБ РФ.

Исполнительная власть носит производный (вторичный) характер. Самая большая ветвь власти. В Р–правительство.

Делится на федеральную и местную.

Судебная власть осуществляет правосудие

В Р 2 сис-мы судов: 1. суды общей юрисдикции–рассматривают споры с участием граждан 2 вида судопроизводства: гражданское и уголовное.

2. Арбитражные суды–разрешают споры м/у хоз.субъектами

 

Типология государств

Типология государств–их классификация, предназначенная для разделения гос-в на типы, группы, к-ые раскрывали бы их соц. сущность.

Сущ-т 2 подхода к вопросу о типологии государств: формационный Маркс, Энгельс) и цивилизационный (М.Вебер, П.Сорокин)

Формационный – гл. кртерием в различении типов гос-в явл-ся общественно-экономич. формация–сис-ма, к-ая складывается из 2ух эл-тов – базиса и надстройки.Базис–тип производственных отношений, надстройка–гос-во и право.

То, какими явл-ся гос-во и право опр-т тип произв.отношений.

В зависимости от типов базиса Маркс выделял следующие типы гос-в:

1.рабовладельческие-хар-ся полной властью рабовладельцев над рабами,к-ые являлись осн.ср-вом прв-а

2.феодальные-хар-ся эксплуатацией крестьян,к-ые находятся в полурабской зависимости

3.буржуазные-сословное неравенство заменяется соц-экономическим. Рабочий юридически свободен, но в силу отсутствия у него ср-в пр-ва вынужден продавать свою раб. силу монополистам на ср-ва пр-ва-буржиазии (капиталистам).

4.социалистические-ср-ва пр-ва принадлежат всем . Согласно Марксу соц. тип гос-ва-отмирающий тип, ступень к коммунизму.

«+»подход демонстрирует поэтапность развития гос-ва; критерием деления типов гос-в явл-ся экономика.

«–»смена одного типа на др. происходит в рез-те революции, но в реальности сущ-т эволюционный способ; излишняя запрограммирванность и однолинейность;в истории сущ. Случаи, когда феодализм не приживался, не все гос-ва переходят в социализм; подход игнорирует духовные факторы развития общества.

Цивилизационный подход-один тип гос-ва сменяет другой при смене цивилизаций.

Цивилизация-замкнутое, локльное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических и географических признаков. Выделют примерно 23 типа цивилизаций. В рамках одной цивилизации все типы гос-в одинаковы.

Жизнь любой цивилизации проходит следующие этапы: возникновение,рост, надлом, гибель. Движущей силой развития цивилизации явл-ся элита общества.

«+»учитываются помимо эономических духовные факторы развития общества

«- »тип эк-ки имеет гораздо больщую роль в формировании гос-ва, чем духовные факторы.

 

Формы государства, понятие и элементы

Формы гос-ва–способы организации политич. власти в обществе, охватывающие 3 элемента: форум правления, форму гос. устройства, политический режим.

Форма правления–хар-ка порядка образования и взаимо-действия высших органов власти, их взаимодействие м/с и населением. Гос-ва: республиканские и монархические.

Монархическая власть передается по наследству, носит бессрочный характер, не зависит от волеизъявления народа.

Разновидности монархии: абсолютная, ограниченная.

Абс.–монарх –высщий суд.орган, единств. источник закона.

Огр.–полнота власти принадлежит парламенту, правит-во фоормируется партией, к-ая набрала на выборах большинство голосов. Роль монарха носит сугубо условный характер.

Респ: выборность власти, огранич-ть полномочий опр.сроком.

Формы республики: парламентская, президентская.Деление происходит в завис-ти от того, кто формирует правительство.

Парламентская–во главе правительства председатель побе-дившей партии. Президентская–правит-во формируется всенародно избранным президентом и подотчетно ему.

Смешанная–правительство формирует президент по согласованию с парламентом.

Форма гос.устройства–хар-ка, отражающая территориальную структуру гос-ва, соотношение м/у гос-вом в целом и его территориальынми единицами. Гос-ва: унитарные, федеративные, конфедеративные.

Унитарные:Территория разделяется на администарнтивно-хоз. районы, к-ые не имеют никакой политической самостоятельности.-единая система органов власти

-единая система налогов-единая система гражданства

-одна система права

Федеративные-объединяют территории, к-ые пользуются отн.автономией.-терр.единицы наделяются политич. самостоятельностью, имеют свои органы власти

-двойная ситема налогов-м.б. двойная система гражданства

Встает вопрос о разграничении компетенции м/у центр. и местн. органами власти. В России он решается 2мя путями:

1.конституция 2. федеративынй договор.

Виды федераций: нац-терр., админ-террю, смешанные

Конфедерация-политич. правовой союз нескольких независимых суверенных гос-в Субъекты остаются субъектами м/н права, но могут отказываться от достижений эл-тов суверенитета для достижения нек. целей.

Политический режим–сис-ма методов и ср-в осуществления гос. власти: демократическйи и недемократический.Хар-ки:

-степен участия населения в политич. жизни гос-ва

-гарантированность прав и свобод граждан

-положение СМИ

-наличие/отстутствие многопартиности

-роль силовых структур.

Демократический:власть избир-ся населением, гарантирована полит. свобода граждан, СМИ свободны от цензуры, равноправие законодательной и исп. власти,, силовые структуры только обеспечивают правопорядок.

Недемократический: авторитарный:– властьт принадлежит группе лиц, разделение властей тлько декларируется, выборность органов гос.власти существенно сужена, СМИ внегласно подвергаются цензуре, многопартийность носит усл.хар-р, илбо запрещена, правохр.органы исп. в полит. целях.

Тоталитаризм–хар-ся полным веобъемлющим контролем гос-ва за своими гражданами, иные идеалогии не допускаются, разделения властей нет. Граждане практически бесправны, во главе режима–1 человек, анделенный харизматич. св-вами.

 

Форма гос.устройства

–хар-ка, отражающая территориальную структуру гос-ва, соотношение м/у гос-вом в целом и его территориальынми единицами. Гос-ва: унитарные, федеративные, конфедеративные.

Унитарные:Территория разделяется на администарнтивно-хоз. районы, к-ые не имеют никакой политической самостоятельности.-единая система органов власти

-единая система налогов-единая система гражданства

-одна система права

Федеративные-объединяют территории, к-ые пользуются отн.автономией.-терр.единицы наделяются политич. самостоятельностью, имеют свои органы власти

-двойная ситема налогов-м.б. двойная система гражданства

Встает вопрос о разграничении компетенции м/у центр. и местн. органами власти. В России он решается 2мя путями:

1.конституция 2. федеративынй договор.

Виды федераций: нац-терр., админ-террю, смешанные

Конфедерация-политич. правовой союз нескольких независимых суверенных гос-в Субъекты остаются субъектами м/н права, но могут отказываться от достижений эл-тов суверенитета для достижения нек. целей.

Политический режим

–сис-ма методов и ср-в осуществления гос. власти: демократическйи и недемократический.Хар-ки:

-степен участия населения в политич. жизни гос-ва

-гарантированность прав и свобод граждан

-положение СМИ

-наличие/отстутствие многопартиности

-роль силовых структур.

Демократический:власть избир-ся населением, гарантирована полит. свобода граждан, СМИ свободны от цензуры, равноправие законодательной и исп. власти,, силовые структуры только обеспечивают правопорядок.

Недемократический: авторитарный:– властьт принадлежит группе лиц, разделение властей тлько декларируется, выборность органов гос.власти существенно сужена, СМИ внегласно подвергаются цензуре, многопартийность носит усл.хар-р, илбо запрещена, правохр.органы исп. в полит. целях.

Тоталитаризм–хар-ся полным веобъемлющим контролем гос-ва за своими гражданами, иные идеалогии не допускаются, разделения властей нет. Граждане практически бесправны, во главе режима–1 человек, анделенный харизматич. св-вами.

 



2015-12-04 369 Обсуждений (0)
Формы государства, понятие и элементы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы государства, понятие и элементы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)