Понятие, признаки и источники права
Право— это система общеобязательных, формально определенных норм, выражающих обусловленную экономическими, духовными и иными условиями жизни волю общества, охраняемая от нарушений возможностью государственного принуждения и являющаяся государственным регулятором общественных отношений. В основе теоретической конструкции права лежат признаки права,отличающие его от других социальных норм (этических, религиозных, обычаев и т. д.). К их числу относятся: ♦ принцип общеобязательности, гласящий, что право является единственной системой социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства; ♦ принцип формальной определенности, означающий, что нормы права содержат точные и детальные требования, предъявляемые к поведению людей; ♦ принцип обеспеченности исполнения норм права принудительной силой государства, подразумевающий наличие у государства арсенала мер воздействия на потенциальных и фактических правонарушителей (пресечение правонарушений, восстановление и защита прав граждан, юридическая ответственность правонарушителей и т. д.); ♦ принцип многократности применения, означающий, что нормы права неисчерпаемы и могут применяться неограниченное количество раз. Источник права— это внешняя форма выражения нормы права, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность И общеобязательность. Выделяют следующие основные источники права (рис. 1.4): правовой обычай, юридический (судебный) прецедент, нормативно-правовой акт. Кроме того, в качестве источников права в научной и учебной литературе [31, 48, 65 и др.] нередко упоминаются правосознание, труды ученых-юристов, нормативный договор, референдум.
Правовой обычай— это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений. Санкционированные государством обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения (например, обычаи делового оборота). Юридический (судебный) прецедент(от nai.praecedens — предшествующий) — это правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение. Его суть состоит в том, что ранее принятое решение судебного или административного органа по конкретному делу имеет силу правовой нормы при последующем разрешении подобных дел. Нормативно-правовой акт— это государственный правовой акт (официальный письменный документ), содержащий норму права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место и характеризуется рядом признаков: ♦ носит государственный характер и обеспечивается принудительной силой государства; ♦ принимается с соблюдением определенной процедуры, призванной оптимизировать форму и содержание юридических норм; ♦ обладает заранее установленной юридической силой и занимает определенное место в иерархии нормативно-правовых актов; ♦ имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия; ♦ содержит нормы права, то есть общие правила поведения, чем отличается от индивидуальных юридических актов (приговоров и решений суда, указов о назначении на должность и т. п.). Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон— это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Он обладает высшей юридической силой по сравнению со всеми остальными актами государства. Среди законов выделяют конституционные и обыкновенные. Конституционные законы — это сами конституции и законы, которыми в них вносятся изменения и дополнения или которые прямо предусмотрены конституцией. Принимаются квалифицированным большинством (Уз) депутатов законодательного органа власти. Все иные законы — обыкновенные. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины депутатов законодательного органа власти. Обыкновенные законы не могут противоречить конституционным и не могут их отменять. Подзаконный нормативно-правовой акт— это нормативно-правовой акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий. Подзаконные нормативно-правовые акты издаются исполнительной властью в пределах ее компетенции и во исполнение действующих законов (указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения правительства, приказы, инструкции, положения министерств и ведомств). Их действие распространяется во времени, по территории (в пространстве), по предметам действия и по кругу лиц. Действие нормативного акта во времени начинается с момента его, вступления в законную силу. Дата вступления в законную силу может быть связана с моментом официального опубликования или определена сроком, указанным в самом акте. Прекращение действия нормативного акта, то есть утрата им юридической силы, может наступать: в случаях его отмены; фактической замены другим, регулирующим тот же круг вопросов; или при истечении срока, на который был принят данный нормативно-правовой акт. Действие нормативно-правового акта в пространстве очерчено территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, водное (территориальное море шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство, недра, гражданские морские и воздушные суда под флагом государства в момент их нахождения в открытом море или воздушном пространстве, военные корабли и летательные аппараты, где бы они ни находились. В зависимости от юридической силы и иных характеристик действие нормативных актов может распространяться как на территорию всего государства (например, федеральные законы), так и на определенную ее часть (например, законы субъектов Российской Федерации). Действие нормативно-правового акта по предмету определяется общественными отношениями, на которые распространяются нормы, содержащиеся в данном акте. Неограниченное действие имеют нормы Основного закона (Конституции) государства, Они распространяются на все без исключения правовые отношения, существующие в обществе. Действие отраслевых нормативных актов ограничено предметом определенной отрасли нрава. Например, гражданское законодательство распространяется только на имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не находятся в отношениях подчинения. Действие нормативно-правового акта по лицам производно от его действия по предмету. По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношений, на которые он распространяется. Однако существуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам. Так, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в представительные органы власти, быть государственными служащими и т. д.). Напротив, уголовные законы распространяются на граждан данного государства независимо от их местонахождения. Система права
Под системой правапонимается его внутренняя организация, выраженная в единстве и согласовании юридических норм, сосредоточенных в относительно самостоятельных правовых комплексах (отраслях, подотраслях и институтах) (рис. 1.5). Норма праваявляется первичным элементом системы, юридически обязательным правилом поведения, исходящим от компетентных государственных органов, закрепленным в официальном акте (законе, указе и т. д.) иохраняемым от нарушения мерами государственного принуждения.
Норма права обладает определенной структурой, то есть внутренним строением, и состоит из: ♦ гипотезы (или предположения), то есть комплекса юридических фактов, являющихся основанием для возникновения данных правоотношений; ♦ диспозиции (или распоряжения), то есть части нормы, формулирующей права и обязанности участников правоотношения — сами правила поведения; ♦ санкции (или взыскания), то есть части нормы, устанавливающей меры государственного воздействия (взыскания), применяемые при ее нарушении. Отрасль права— это главное подразделение системы, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов и подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общим предметом и методом. На основе предмета и метода правового регулирования в системе выделяют конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное идругие отрасли права. Они, в свою очередь, подразделяются на отдельные взаимосвязанные элементы — институты права. Институт права— это обособленный комплекс юридических норм, который является специфическим элементом отрасли права и регулирует незначительный круг однородных общественных отношений. Он целиком входит в состав соответствующей отрасли. В отличие от отрасли, институт права регулирует не всю совокупность отдельных общественных отношений, а лишь его отдельные стороны (например, институт обязательств в составе отрасли гражданского права). Подотрасль праваобъединяет несколько институтов и является, по сути, упорядоченной совокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. В качестве примеров подотраслей некоторые правоведы [48, с. 221] называют авторское и наследственное право в гражданском праве. Многообразие правовых норм требует упорядочения. Деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм, называется систематизацией нормативно-правовых актов (законодательства).В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы, создаются новые, отвечающие потребностям общественного развития. В правоведении выделяют три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация и консолидация. Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного систематизированного нормативно-правового акта, осуществляемая путем глубокой, всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него существенных изменений. В процессе кодификации в новый нормативный акт включаются действующие нормы права, не утратившие своего значения, а также вновь создаваемые нормы, вносящие качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений. Кодификационные акты подразделяются на основы законодательства (например, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан), кодексы (например, Гражданский, Трудовой, Уголовный и др.), уставы и положения (например, общевойсковые уставы, устав железных дорог и др.). Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания. В результате производится лишь внешняя обработка действующего законодательства, то есть расположение нормативно-правовых актов в определенном порядке (алфавитном, хронологическом или предметном), достигается их внешняя упорядоченность. Издаваемые компетентными органами сборники действующих нормативно-правовых актов не являются источниками права, но на них ссылаются в процессе правотворчества и правоприменения (например, Собрание актов Президента и Правительства РФ). Консолидация представляет собой такую форму систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, без изменения их содержания в единый сводный нормативно-правовой акт.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1359)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |