Развитие ребенка на разных возрастных этапах
Тема 1. «Младенчество» 1. Социальная ситуация развития. 2. Непосредственное взаимодействие младенца с матерью в ходе удовлетворения жизненных потребностей ребенка. 2. Ведущая деятельность. 3. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью и другими взрослыми. 3. Психологические новообразования. 1.Система аффектно-личностных связей ребенка с миром . 4. Потребность в новых впечатлениях, доброжелательности, внимании. 5. Первоначальные формы наглядно-действенного мышления. Литература 1. Возрастная и педагогическая психология Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. –С. 37-41. 2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 61-69. 3. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 53-56, 147-148. Тема 2. «Ранний возраст» 1. Социальная ситуация развития 3. Совместная деятельность со взрослым человеком. 7. Усвоение общественно выработанных способов употребления предметов. 2. Ведущая деятельность. 8. Предметно-манипулятивная деятельность. 11. Ситуативно-личностная форма общения. 3. Психологические новообразования. 1. Выделение своего «Я» и появление чувства личности. 5.Личные действия и сознание «Я сам». 9.Развивающаяся осознаваемая собственная воля, способность к обособлению. 4.Развитие личности. 2. Появление первоначальных зачатков самосознания. 4. Проявление внутренней эмоциональной жизни. 6. Возникновение чисто эмоциональной завышенной самооценки. 10. Потребность в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности. Литература 1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 73-78. 2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 147-152. 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 218-228. Тема 3. « Дошкольный возраст» 1. Социальная ситуация развития. 4. Взаимодействие с миром взрослых людей. 2. Ведущая деятельность. 3. Сюжетно-ролевая игра 3. Психологические новообразования. 1. Соподчинение мотивов. 7. Формирование самосознания. 10. Внутренняя позиция школьника. 4. Развитие личности. 2. Развитие эмоционально-мотивационной сферы. 5. Потребность в признании. 6. Усвоение социальных норм поведения. 7. Ценностное отношение к окружающему предметному миру. 8. Высокая самооценка. Литература 1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. – С. 62-66. 2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 82-88, 94-102. 3. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 158-168. 4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 238-241, 261-264. Тема 4. «Готовность ребенка к школе» Показатели психологической готовности ребенка к школе. 3. Желание быть школьником. 4. Умение строить свои взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов. Психологический склад шестилетних школьников: 1. Непроизвольность психических процессов. 2. Высокое стремление к участию в деятельности на первых ролях. 3. Отсутствие умения думать. Литература 1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С.103-119. 2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 96-100. 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 264-270. 4. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997. – С. 167-173. Тема 5. «Младший школьный возраст» 1. Социальная ситуация развития: 2. Поступление ребенка в школу. 6. Отношения в системе «учитель-ребенок». 14. Дифференциация игры и труда. 2. Ведущая деятельность. 16. Учебная деятельность. 3. Психологические новообразования. 3. Рефлексивное мышление. 5. Произвольные формы поведения и деятельности. 9. Познавательное отношение к действительности. 11. Обращенность к коллективу сверстников. 13. Относительно устойчивые формы поведения и деятельности. 4. Развитие личности. 1. Изменение самосознания. 4.Переоценка ценностей. 7. Формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы. 8. Возникновение социальных мотивов. 10. Возникновение внутренней жизни ребенка. 12. Рождение социального «Я». Литература 1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 122-124, 132-139. 2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 171–179. 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С.270-283. Тема 6. «Отрочество» 1. Социальная ситуация развития. 3. Активное стремление приобщиться к миру взрослых. 9. Неопределенность признания взрослости подростков. 12. Ломка и перестройка всех прежних отношений к миру и к самому себе. 2. Ведущая деятельность. 6 .Общественно-полезная деятельность. 13. Общение со сверстниками. 3. Психологические новообразования. 2. Иерархическая система мотивов. 4. Чувство взрослости. 5. Развитие рефлексии и самосознания. Самооценка. 8.Формирование «Я - концепции». 10. Социальное сознание. 15. Самоопределение как понимание самого себя, своих возможностей, своего места в обществе. 4. Развитие личности. 1. Система личностных ценностей. 7. Пубертатный кризис. 11 .Личностная нестабильность. 14.Активное стремление к личностному самосовершенствованию . 16. Формирование нравственных убеждений и мировоззрения. Литература 1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. –М., 1979. –С. 105-110. 2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С.143-160. 3. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С.181-190. 4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 297-304. Тема 7. Ранняя юность. 1. Социальная ситуация развития. 4. Решение жизненно важной задачи осуществить профессиональное самоопределение в плане реального выбора. 8. Нравственное самоопределение. 2. Ведущая деятельность. 5. Учебно-профессиональная деятельность. 3. Психологические новообразования. 1 .Профессиональное и личностное самоопределение. 2. Становление нравственного самосознания. 6. Готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению. 9. Становление «Я - концепции». 4. Развитие личности. 3. Устремление в будущее. 7. Формирование системы социальных установок. 10. Открытие своего внутреннего мира. Литература 1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С.162-172. 2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 193-202. Итоговый контроль Задание 1. Возрастной период и соответствующая 1. Младенчество. 2. Эмоциональное общение со взрослыми. 2. Ранний возраст. 6. Предметная деятельность. 3. Дошкольный возраст. 5. Сюжетно-ролевая игра. 4. Младший школьник. 1. Учебная деятельность. 5. Отрочество. 4. Эмоциональное общение со сверстниками. 6. Ранняя юность. 3. Учебно-профессиональная деятельность. Задание 2. Возрастные периоды и соответствующие им психологические новообразования. 1. Новорожденность 5. Комплекс оживления. 2. Младенчество. 3. Потребность в новых впечатлениях, доброжелательности, внимании. 8. Первоначальные формы наглядно-действенного мышления (сенсомоторный интеллект). 3. Ранний возраст. 6. Выделение своего «Я» и появление чувства личности. 11. Личные действия, сознание «Я сам», способность к обособлению. 4. Дошкольный возраст. 2. Соподчинение мотивов. 9. Внутренняя позиция школьника. 5. Младший школьный возраст. 10. Произвольные формы поведения и деятельности. 12. Чувство компетентности. 14. Обращенность к коллективу сверстников. 6. Отрочество. 1. Чувство взрослости, стремление к самоутверждению. 13. Формирование «Я - концепции». 15.Развитие рефлексии и самосознания. Самооценка. 4. Открытие своего внутреннего мира. 7. Ранняя юность. 7. Профессиональное и личностное самоопределение. 16. Становление «Я - концепции». Задание 3. Особенности познавательной сферы на разных этапах возрастного развития. 1. Младенчество. 4. Ориентировочные реакции. 2. Ранний возраст. 2. Сенсомоторный интеллект. Формирование знаковой (символической) функции сознания. 3. Дошкольный возраст. 3. Элементы наглядно-образного мышления. Наглядно-действенное мышление. 4. Младший школьный возраст. 6. Классификация объектов по существенному признаку. 10. Способность решать задачу в образном плане. Образное мышление. 11. Способность решать задачу по ранее продуманному и внутренне представленному плану. 5. Отрочество 1. Формулирование и проверка гипотез. 7. Способность мыслить логически. 6. Ранняя юность. 8. Способность к теоретическим рассуждениям и самоанализу. 9. Склонность к экспериментированию. Литература 1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 61-67, 91-94, 127-131. 2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., 1994. – С. 59-63, 75-77, 83-96, 106-110, 114-118. Задание 4. Психологическими критериями возрастного развития являются. 3. Особенности познавательных психических процессов. 5. Сформированность качеств личности. Задание 5. Симптомы кризисов развития 1. Кризис 1 года. 4. Аффективная реакция на «нет» и «нельзя». 9. Демонстративное непослушание. 20. Многократное повторение одних и тех же действий. 2. Кризис 3 лет. 2 .Обесценивание. 6. Открытый негативизм и упрямство, направленные против близких взрослых. 10. Кризис выделения своего «Я». 13. Своеволие. 16. Протест-бунт. 23. Строптивость. 3. Кризис 7 лет. 1. Период рождения социального «Я». 8. Переоценка ценностей. 11. Формирование устойчивого аффективного комплекса (чувство неполноценности, чувство собственной значимости, компетентности, исключительности). 4. Кризис отрочества. 3. Депривация потребности в самоутверждении, самовыражении. 7. «Гормональная буря». 12. Обостренная потребность в общественном признании. 18. Перестройка отношений между ребенком и средой. 21. Эмоциональная и личностная нестабильность. 24. Эмансипация от влияния взрослых. 5. Кризис ранней юности. 5. Личностный выбор и необходимость реальных действий. 14. Кризис идентичности. 17. Мировоззренческий выбор. 19. Проблемы поиска смысла своего существования. 22. Выработка собственных убеждений. Литература 1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 67-69, 78-81, 120-123, 140-143, 169-172. 2. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998. – С. 263-264. 3. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 150-152. 4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 228-236. Задание 6. 1. Новообразования личности. 2. Качественно новый тип строения личности. 2. Развитие личности. 1. Процесс проявления биологических и социальных закономерностей. 3. Социальная ситуация развития личности. 3. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику его психического развития. Литература 1. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998. – С. 253-256. 2. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., «Просвещение», 1994. – С. 122-133.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1802)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |