Физические свойства галогенов
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГАЛОГЕНЫ
МОДУЛЬ 0 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Изучив данную программу, студент должен знать: - особенности электронного строения атомов галогенов, - важнейшие степени окисления галогенов, - валентность атомов галогенов в ковалентных соединениях, - изменение в группе галогенов атомных характеристик (атомный радиус, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность), - нахождение в природе, - физические и химические свойства простых веществ, - получение и свойства соединений галогенов со степенью окисления –1, - получение и свойства соединений галогенов с положительными степенями окисления.
Изучив данную программу, студент должен уметь: - выявлять и объяснять закономерности в изменении свойств простых веществ и важнейших соединений галогенов, - проводить лабораторные опыты по получению и изучению свойств хлора, брома, йода и важнейших соединений галогенов.
МОДУЛЬ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЛОГЕНОВ (Hal)
УЭ-0. Цели и задачи модуля. Изучив данный модуль, студент должен знать: - электронное строение атомов галогенов, особенности строения атома фтора, - степени окисления и валентные состояния атомов Hal, - закономерности изменения в группе галогенов следующих свойств атомов: - радиус атома, - энергия ионизации, - сродство к электрону, - относительная электроотрицательность, - нахождение галогенов в природе.
Изучив данный модуль, студент должен уметь: - объяснять закономерности изменения атомных характеристик в группе галогенов, - давать общую характеристику соединениям галогенов, исходя из степеней окисления атомов.
УЭ-1. Вводный контроль. Задание 1. Изобразить электронно-графические формулы внешнего электронного уровня атомов галогенов. Чем принципиально отличается электронное строение атома фтора? Что такое кайносимметрия?
УЭ-2. Степени окисления и валентность атомов галогенов. Задание 2. Напротив каждой степени окисления в таблице 1 напишите формулы соответствующих соединений.
Таблица 1 Степени окисления галогенов
Почему у фтора нет положительных степеней окисления? Задание 3. Валентность элемента определяется числом валентных орбиталей и числом валентных электронов. Чему равна максимально возможная валентность фтора? Сколько валентных орбиталей имеет атом хлора? Какова максимальная валентность хлора в известных соединениях?
УЭ-3. Атомные характеристики галогенов. Задание 4. Постройте график зависимости rков(Hal) = f(z). Объясните наблюдающуюся закономерность. Таблица 2 Степени окисления галогенов
Задание 5. Сродство к электрону хлора (Е) выше, чем у фтора. Как это объяснить? Задание 6. По данным таблицы 2 сделайте вывод об изменении атомных характеристик в группе галогенов.
УЭ-4. Галогены в природе. Задание 7. Одним из законов геохимии является утверждение, что элементы с четными атомными номерами имеют большее распространение в природе, чем элементы с нечетными номерами. Проверьте это правило, сравнив распространенность р-элементов VI и VII групп. Таблица 3 Распространенность в природе р-элементов VI и VII групп
Задание 8. За исключением вулканических газов в природе встречаются только соединения галогенов. Предложите гипотезу образования хлора в недрах вулкана.
МОДУЛЬ 2 ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА
УЭ-0. Цели и задачи модуля. Изучив данный модуль, студент должен знать: - лабораторные методы получения галогенов, - важнейшие физические свойства галогенов, - важнейшие химические свойства галогенов.
Изучив данный модуль, студент должен уметь: - получать в лаборатории Cl2, Br2 и I2. - проводить лабораторные опыты по изучению свойств хлора, йода, хлорной, бромной и йодной воды.
УЭ-1. Вводный контроль. Задание 1. Сравните стандартные окислительно-восстановительные потенциалы галогенов (таблица 2). Какие из галогенов можно получить, используя стандартный раствор перманганата калия ( = 1,507 В)? Почему для получения газообразного хлора используют кристаллический KMnO4?
УЭ-2. Получение галогенов. Опыт 1. (Тяга!) Получение хлора. В колбу Вюрца поместить около 10 г KMnO4. Из капельной воронки добавлять по каплям концентрированную соляную кислоту. Выделяющийся газ после пропускания через промывные склянки с насыщенным раствором NaCl и концентрированной H2SO4 (с какой целью?) собрать в большие пробирки. После заполнения (определяется по цвету) пробирки закрыть пробками. Опыт 2. (Тяга!) Получение брома и йода. В сухую пробирку поместить несколько кристаллов KBr и MnO2. Добавить 2-3 капли конц. H2SO4 и немного подогреть. Повторить опыт, используя вместо бромида йодид калия.
УЭ-3. Свойства галогенов. Задание 1. Заполните таблицу 3. Таблица 3 Физические свойства галогенов
Опыт 3. (Тяга!) Возгонка йода. В сухую пробирку поместить 2-3 кристаллика йода. Осторожно нагреть. Повторить опыт, закрыв пробирку ватным тампоном. Сравнить результаты опытов. Дать объяснения. Опыт 4. (Тяга!) Получение хлорной воды. Опустить газоотводную трубку с выделяющимся хлором (опыт 1) в стакан с водой. Насыщать воду хлором в течение 10 минут. Отметить цвет и запах (проверять осторожно) полученной хлорной воды. Опыт 5. (Тяга!) Получение раствора гипохлорита натрия. Опустить газоотводную трубку с выделяющимся хлором (опыт 1) в стакан с холодным раствором NaOH. Насыщать раствор хлором в течение 10 минут. Полученный раствор сохранить для последующих опытов. Опыт 6. (Тяга!) Получение бертолетовой соли. Опустить газоотводную трубку с выделяющимся хлором (опыт 1) в стакан с горячим раствором КOH. Насыщать раствор хлором в течение 10 минут. Полученный раствор охладить. Объяснить выпадение кристаллов. Опыт 7. (Тяга!) Растворимость йода в воде, растворе KI и органических растворителях. 1-2 кристаллика йода поместить в пробирки с 1-2 мл различных растворителей. Взболтать. Результаты наблюдений занести в таблицу 4. Таблица 4
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (574)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |