В области нанотехнологий – 1,65 тыс. человек
Государственная программа направлена на перевод национальной экономики в режим интенсивного развития и должна обеспечить решение важнейших для Республики Беларусь задач по сбалансированности экономики, значительному росту экспорта (в 2,2 раза), не менее чем трехкратному росту доли экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта, обеспечению положительного торгового баланса, а также решение вопросов импортозамещения, повышение позиции страны в международных рейтингах в части рейтинга глобальной конкурентоспособности по показателям «Оснащенность новыми технологиями» и «Инновационный потенциал», индекса экономической свободы по показателю «Права интеллектуальной собственности».
Главным направлением преобразований производственного потенциала Республики Беларусь в 2011–2015 годах должно стать внедрение новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, низкой энерго- и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также обеспечивающих производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов. За счет создания новых и модернизации действующих производств в 2015 году вклад секторов, производящих наукоемкую продукцию, в экономику Республики Беларусь должен стать сопоставимым со вкладом традиционных секторов. Формирование и развитие высокотехнологичного сектора национальной экономики Целью инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь в 2011–2015 годах является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь на внешних рынках. К 2015 году в стране получат развитие следующие высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов: индустрия информационных технологий; авиакосмическая промышленность; фармацевтическая промышленность; микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий; приборостроение и электронная промышленность; наноиндустрия; Ядерная энергетика. Достижение этой цели предусматривается обеспечить за счет реализации комплекса мероприятий по следующим направлениям: организационно-структурное развитие новых высокотехнологичных направлений национальной экономики; формирование институциональной среды, благоприятной для ускоренного инновационного и технологического развития; привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов; обучение и подготовка кадров, владеющих современными организационно-управленческими и производственными технологиями. Организационно-структурное развитие новых высокотехнологичных производств национальной экономики включает: разработку концепции формирования и развития нового направления с обязательным отражением вопросов организации управления; прогнозирование объема инвестиций, необходимого для развития направления в течение пятилетнего периода, а также предполагаемые источники финансирования; определение количества специалистов с высшим образованием по профильным специальностям, которых планируется подготовить в течение пятилетнего периода. При формировании институциональной среды, благоприятной для инновационного и технологического развития, предусматривается: изменение модели государственного управления промышленностью и переход к формированию государственной структурной и промышленной политики на основе кластерного подхода; формирование в Республике Беларусь нового кластера в области нано-, биотехнологий и фармацевтической промышленности посредством создания научно-технологического парка, имеющего статус и правовой режим, аналогичный Парку высоких технологий (далее – ПВТ). В составе научно-технологического парка будут сконцентрированы научные организации НАН Беларуси и исследовательские подразделения учреждений высшей школы, осуществляющие исследования и разработки в сфере нано- и биотехнологий, организации фармацевтической и микробиологической промышленности. Предусматривается создание Республиканского центра генно-инженерных исследований, Республиканского центра трансфера и коммерциализации нано- и биотехнологий, учебного центра по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере биотехнологий, инкубатора малого и среднего бизнеса в сфере биотехнологий. Развитие научно-технологического парка предполагает организацию стратегического альянса с рядом крупных международных (транснациональных) компаний России, Индии, КНР, Кубы в целях последующей организации совместных предприятий по производству фармацевтической, нано- и биотехнологической продукции на территории Республики Беларусь, а также приглашение на постоянное место жительства перспективных исследователей из государств – участников Содружества Независимых Государств и стран Европейского союза, формирование на этой основе новых научных школ и направлений в сфере нано- и биотехнологий; содействие формированию в Республике Беларусь инновационно-промышленных кластеров на базе предприятий, организаций и учреждений государственного сектора, включая: химический кластер в г. Гродно (ядро – ОАО «Гродно Азот», ОАО «ГродноХимволокно», УО «Гродненский государственный университет», БГУ, УО «Белорусский государственный технологический университет»); нефтехимический кластер в г. Новополоцке (ядро – ОАО «Нафтан» и УО «Полоцкий государственный университет», Научно-исследовательский институт физико-химических проблем БГУ); агромашиностроительный кластер в г. Гомеле (ядро – РУП «Гомсельмаш» и УО «Гомельский государственный технический университет имени П.П.Сухого»); автотракторостроительный кластер в г. Минске (ядро – РУП «Минский тракторный завод», РУП «Минский автомобильный завод», РУП «Минский моторный завод», БНТУ, ГУВПО «Белорусско-Российский университет», УО «Белорусский государственный технологический университет»); химико-текстильный кластер в г. Могилеве (ядро – ОАО «Могилевхимволокно», ОАО «Моготекс», УО «Могилевский государственный университет продовольствия», УО «Белорусский государственный технологический университет»); ИТ-кластер в г. Минске (ядро – резиденты ПВТ, ГНУ «Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси», БГУ, УО «БГУИР», БНТУ). Привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов включает установление ежегодных заданий заказчикам по: привлечению прямых иностранных инвестиций; установлению долгосрочных партнерских отношений с международными (транснациональными) компаниями, работающими в сфере новых и высоких технологий, в целях реализации масштабных инновационных проектов; объему экспорта высокотехнологичной продукции. При обучении и подготовке кадров, владеющих современными организационно-управленческими и производственными технологиями, устанавливаются контрольные цифры приема студентов в государственные учреждения образования, обеспечивающие получение высшего образования, на 2012–2015 годы: в области информационных технологий – 12,5 тыс. человек; в области биотехнологий – 3,2 тыс. человек; в области нанотехнологий – 1,65 тыс. человек. Для реализации комплекса указанных мероприятий предусматривается принятие: нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь по развитию новых высокотехнологичных направлений и стимулированию развития кластеров; Государственной программы развития высшего образования на 2011–2015 годы. Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют заместители Премьер-министра Республики Беларусь по курируемым направлениям. Ответственность за реализацию настоящего раздела возлагается на Министра экономики, руководителей республиканских органов государственного управления, председателей облисполкомов и Минского горисполкома. Формирование институциональной среды, благоприятной для интенсивного инновационного развития При формировании институциональной среды предусматривается реализация в 2011–2015 годах комплекса мероприятий, направленных на создание необходимых организационно-правовых и экономических условий для интенсивного инновационного развития Республики Беларусь. В их числе: создание эффективной и дееспособной инновационной инфраструктуры; формирование многочисленного слоя инновационных предпринимателей; развитие государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах, вовлечение субъектов предпринимательской деятельности в состав исполнителей государственных научно-технических программ и Государственной программы, отраслевых и региональных научно-технических и инновационных программ; стимулирование расходов на исследования и разработки предприятий государственного и частного секторов национальной экономики; Содействие развитию изобретательства и повышение качества результатов научно-технической деятельности, переориентация научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (далее – НИОК(Т)Р) на создание научно-технических разработок, пользующихся спросом на рынке. В этих целях предусматривается: создать в каждом областном центре Республики Беларусь не менее одной индустриальной зоны – промышленной площадки, оборудованной инженерными коммуникациями, необходимыми для размещения предприятий по производству высокотехнологичной продукции, созданных субъектами предпринимательской деятельности – резидентами и нерезидентами Республики Беларусь. Для реализации данной нормы необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 1/8230); установить ежегодные задания облисполкомам и Минскому горисполкому по созданию субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства; обеспечить подготовку и реализацию мероприятий по организации в регионах сети startup-школ и проведению регулярных интерактивных конкурсов инновационных бизнес-проектов для начинающих предпринимателей с обязательным участием частных инвесторов; подготовить Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие порядок осуществления государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной деятельности; обеспечить участие представителей общественных объединений предпринимателей Республики Беларусь в составах научно-технических советов по государственным, региональным и отраслевым научно-техническим программам, а также обязательное размещение информации о проводимых конкурсах проектов для участия в указанных программах в средствах массовой информации. Для реализации этой нормы будут внесены соответствующие изменения и дополнения в постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 30 ноября 2005 г. № 18 «Об утверждении Положения о научно-технических советах по государственным, региональным и отраслевым научно-техническим программам и проводимом ими конкурсе проектов заданий указанных программ и признании утратившим силу приказа Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 19, 8/13712); внести изменения в действующие нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы научной, научно-технической, инновационной и предпринимательской деятельности, предусматривающие норму об обязательной квоте в размере 10 процентов общего объема бюджетного финансирования для субъектов предпринимательской деятельности, которые являются исполнителями и (или) соисполнителями государственных научно-технических программ и Государственной программы, отраслевых и региональных научно-технических и инновационных программ; обеспечить внесение дополнений в Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 года «О научной деятельности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 608; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 171, 2/1143) и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы научной, научно-технической, инновационной и предпринимательской деятельности, предусматривающие возможность создания и развития субъектами предпринимательской деятельности структурных подразделений (научно-исследовательских лабораторий и научно-технических центров); обеспечить подготовку проекта указа Президента Республики Беларусь, предусматривающего повышение правового статуса ОО «Белорусское общество изобретателей и рационализаторов» путем преобразования его в республиканское государственно-общественное объединение и принятие мер по укреплению его кадрового потенциала, финансовой и материально-технической базы. Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Министр экономики, Министр финансов, Председатель ГКНТ. Приоритетные задачи и направления научно-технического, технологического и инновационного развития Для достижения максимальной отдачи в сфере научно-технической и инновационной деятельности с учетом мировых тенденций развития науки, техники и технологий предстоит обеспечить реализацию приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 183, 1/11797). Основными задачами направления «Энергетика и энергосбережение» являются обеспечение ввода в энергосистему Республики Беларусь атомной энергетики, создание нового направления по производству светотехнической продукции на основе светодиодов, освоение и наращивание производства альтернативных видов топлива и источников энергии. В 2011–2015 годах для выполнения комплекса работ, обеспечивающих строительство АЭС, планируется: внедрение комплексных решений, создающих благоприятные условия для организации строительства и скорейшего ввода в эксплуатацию АЭС; разработка научных, технико-экономических и нормативно-технических предпосылок безопасного использования ядерной энергии в Республике Беларусь; оценка воздействия и разработка мер по уменьшению влияния последствий использования ядерной энергии и снижению техногенных рисков в энергетике, промышленности и других секторах экономики; разработка новых ядерно-физических, радиационных и изотопных технологий и устройств. Сокращение импорта энергоносителей является одной из стратегических задач по обеспечению стабильности экономики Республики Беларусь. Решение указанной задачи целесообразно осуществлять за счет увеличения использования местных энергоресурсов и возобновляемых источников в производстве тепловой и электрической энергии. В сфере производства энергии и энергосбережения будут созданы: новые технологии, оборудование для производства электрической и тепловой энергии на основе возобновляемых источников энергии (древесина, биомасса, ветер и другие); новые технологии получения твердого топлива, добавок к бензинам (биобутанол и другие) и производства добавок и топлива в промышленных и сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь; технологии выработки биогаза на биогазовых установках.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |