Тема: Понятие, принципы и функции менеджмента
Вопросы: 1 Понятие и сущность менеджмента. 2 Цели и задачи менеджмента. 3 Менеджмент как наука и искусство.
-1- В конце ХХ века, в России произошла перестройка социально-экономической и политической жизни общества, переход страны на рыночную систему управления. Этот переход может быть отмечен как начало употребления в учебной, научной литературе, в средствах массовой информации, других источниках различных новых терминов без чёткого разграничения их значений. Среди этих понятий в отечественной науке и практике прочно закрепилось слово «менеджмент». Становление и развитие этой дисциплины в России связано с рядом особенностей. Во-первых, появление новой дисциплины говорит о важности данной области человеческих знаний, ориентированной на удовлетворение качественно новых требований к организационным и управленческим процессам в условиях рыночных отношений. Во-вторых, новая для России форма хозяйствования заставляет обращаться к опыту стран с развитыми рыночными отношениями. Но в нашей стране имеется обширная практика преподавания родственной менеджменту дисциплины – управления. Поэтому основная часть программ при изучении дисциплины рассматривает менеджмент как управление. В-третьих, в нашей стране были и есть должности и работы, которые можно было бы подвести под понятие менеджер и менеджмент. Для понятия сущности предмета и определения его отличительных особенностей сравним его с близким по смыслу понятием - управлением. В настоящее время «менеджмент» и «управление» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые понятия. Основанием для этого служит одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент». Слову «менеджер» соответствуют понятия «руководитель», «управляющий», «управленец», «распорядитель». Как равнозначные «управлению организацией» в экономической литературе используются словосочетания «менеджмент организации» и «руководство организацией». Вместе с тем, следует отметить существенное отличие этих понятий. Понятие «управление» значительно шире, чем понятие «менеджмент», поскольку оно применимо к любым системам – техническим, биологическим, социальным. Выделяют три вида управления: · в неживой природе (технических системах) - это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин по схеме «человек – машина». · в организмах (биологических системах) – это управление процессами, протекающими в живой природе (селекция растений и животных); · в обществе (социальных системах) – это управление людьми, которые в процессе производства, распределения и потребления материальных благ объединяются в различные группы, коллективы и другие организационные формы, т.е. социально-экономические системы. Управление осуществляется по схеме «человек – человек». Это наиболее сложная область управления, которая является объектом изучения социальных (общественных) наук. В свою очередь управление социальными системами имеет свои разновидности: · управление социально-политическими процессами (управление государством); · управление духовной сферой (церковь); · управление общественным производством (экономическое управление). В ходе изучения дисциплины мы будем рассматривать вопросы, связанные с экономическим управлением. Сущность менеджментазаключается в следующем: 1 Менеджмент» охватывает, прежде всего, социальное управление, главным образом, организацию человеческой деятельности. 2 Менеджмент – это всегда управление хозяйствующим субъектом в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Прежде всего, это проявляется в направленности деятельности организаций на удовлетворение общественной потребности и спроса рынка, на обеспечение требований конкретных потребителей, на разработку и производство тех видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы (проданы) и обеспечат получение желаемой (планируемой) прибыли. 3 Важной составляющей менеджмента, является также направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затратами. При этом объективная оценка конечных результатов деятельности конкретного предприятия или его самостоятельных подразделений определяется на рынке в процессе реализации продукции и услуг. В современном мире термин менеджментупотребляется для определения различных понятий: Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению. В-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению. Таким образом, понятие "менеджмент" может рассматриваться в трех аспектах: 1) менеджмент как процесс управления в организации; 2) менеджмент как наука; 3) менеджмент как управляющее звено в организации. Наличие данных аспектов вносит разнообразие в понятийный аппарат. В настоящее время существуют десятки понятий менеджмента. В качестве примеров рассмотрим ряд из них, получивших наибольшее распространение: 1 Менеджмент — это достижение целей организации посредством скоординированных усилий, работающих людей. 2 "Менеджмент – это обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Мэри Паркер – Фоллетт (американский социолог (1868—1933) 3 Менеджмент — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию). Питер Друкер (американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века). 4 Менеджмент – это способность видеть компанию не такой, как она есть, а такой, какой она может стать". Джон Титс, американский бизнесмен 5 Менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, мотивации, контроля организационных ресурсов" - Мескон, Альберт и Хедоури. 6 В «оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризует способ обращения с людьми, власть и искусство управления, административные навыки, орган управления, административную единицу. Несмотря на различия, приведенные примеры определения менеджмента позволяют выделить его общие черты: · обязательное наличие цели при управлении; · особый, интеллектуальный характер этого вида деятельности; · управление имеет место в организации; · направленность управления на организацию человеческой деятельности. Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и стилей управления, которые применяются с целью эффективного достижения целей организации. Предметом изучения науки о менеджменте является управленческое взаимодействие субъекта и объекта управления. Объектом изучения менеджмента являются человек, организация, общество, процесс управления в организации. Субъектом менеджмента являются люди, занимающиеся управлением.
-2- Цели и задачи менеджмента различаются в зависимости от того с какой точки зрения рассматривается менеджмент, как организация сферы производства, как область профессиональной деятельности, и даже область научного исследования. В общем смысле цель – это результат, заданная точка, которую необходимо достичь. Цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежатгипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем. Чем больше временная составляющая прогноза, тем сложнее делать предположения и выдвигать гипотезы, тем неопределённее будущее, тем выше предпринимательский риск. Гипо́теза — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов не требующих доказательств. Основополагающая цель менеджмента любой организации в терминах рыночных отношений формулируется как удовлетворение запросов потребителей, обеспечивающее собственникам предприятия стабильную прибыль. Также выделяют цели, касающиеся отдельных областей управления. Например, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование, повышение эффективности управления затратами и пр. Задача – это определённая последовательность заданий, исполнение которых приводит к достижению цели. Задача менеджмента – это разработка и апробирование научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную работу организации, на практике. Основными задачами менеджмента являются следующие: - организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов; - переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; - стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты; - определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; - разработка стратегии развития организации и реализация; - определение целей развития организации; - выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей; - осуществление контроля над эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач. Естественно, для каждой отдельной организации понятие успех ассоциируется с разными целями и задачами. Поэтому цели и задачи менеджмента разных организаций могут и должны отличаться. При этом важным условием успеха является наличие ясно сформулированных и реальных цели и задач. Отсутствие цели или потеря способности её достижения является первым признаком кризиса организации.
-3- Понятие «научное управление» впервые ввёл в обиход представитель американских фрахтовых компаний (доставка грузов морским, речным транспортом) Брандейс в 1910 г. В 30-х годах 20 века Гьюлик – один из основателей классической теории менеджмента – дал объяснение, почему управление следует считать наукой: «управление становится наукой из-за стремления понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определённых целей, и для того, чтобы сделать это сотрудничество более полезным для человечества». Как научная дисциплина менеджмент относится к системе экономических наук. При этом менеджмент можно отнести как к специальным (менеджмент), так и отраслевым экономическим наукам в зависимости от объекта изучения (менеджмент финансов). В общетеоретическом плане менеджмент выполняет следующие основные функции: 1 Научная. Менеджмент позволяет теоретически осмыслить сложные процессы и закономерности хозяйственной деятельности, сформулировать основные понятия. 2 Познавательная. Менеджмент помогает осмыслить закономерности управления экономикой, разобраться в сложных взаимосвязях различных экономических процессов в том или ином виде деятельности. 3 Прогностическая. Направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдалённого будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления. Оценочная. 5 Прикладная (наука не только познает социальную реальность, но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления); Идеологическая (представляет собой целостную систему идей управления направленных на решение управленческих задач). В менеджменте как науке используются следующие методы научного познания: Всеобщие методы: Анализ (от греч. - разложение, расчленение) - прием мышления, расчленяющий целое на части. В антикризисном управлении при проведении диагностики состояния предприятия используется финансовый анализ. Синтез (от греч. - соединение, сочетание, составление) - это прием мышления, позволяющий объединить части в целом. Синтез противоположен анализу и неразрывно с ним связан. Индукция - это общий вывод на основе частных посылок. Дедукция (от лат. deductio - выведение), 1) переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего; 2) в логике и методологии - процесс логического вывода, представляющий собой переход от посылок к заключениям на основе применения правил логики. К дедуктивным выводам постоянно прибегают в процессе познавательной деятельности. Индукция и дедукция связаны друг с другом столь же необходимым образом, как анализ и синтез. Обобщение (от лат.) - прием мышления, используемый для установления общих свойств объекта. Процесс обобщения связан с процессами анализа, синтеза, абстракции, индукции. Диалектический метод познания предполагает рассмотрение объекта исследования в процессе его развития, в движении, в динамике. В противоположность ему метафизический методрассматривает объект исследования в состоянии покоя, в статике. Специальные методы исследования: · анкетирование; · интервьюирование; · хронография рабочего дня; · наблюдения; · эксперимент; · моделирование; · самообследование; · изучение документов. Широко распространено понимание менеджмента как искусства. Искусство управления – это, прежде всего, мастерство руководителя и работников аппарата управления, которое проявляется в умении руководителей и специалистов эффективно и нестандартно решать сложные управленческие задачи. Науку и искусство управления не следует разделять и тем более противопоставлять. Там, где управление перестаёт быть искусством, оно теряет своё значение как наука. Главное отличие управленческого искусства от теории управления состоит в том, что в первом случае имеют место конкретные примеры, а во втором – закономерности, функции и правила. Искусство управления формируется на основе личного жизненного опыта руководителей и специалистов, а также в процессе их обучения на наиболее типичных управленческих ситуациях. Кроме того, необходимым составляющим искусства управления является врождённый талант руководителя. Этот талант должен развиваться и стимулироваться как на основе личного опыта, так и путём специальной подготовки по организации и экономике, бизнес-планированию, маркетингу, технологии, агробизнесу, финансам, праву, управлению, психологии, педагогики, этики и другим наукам. Менеджер должен владеть современными методами и средствами, иметь практический опыт организаторской работы в условиях рыночной экономики.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1128)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |