1. Зиманов, Л.Л. Организация государственного учета и контроля технического состояния автомобилей: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Л.Л. Зиманов.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 128 с.
2. Постановление Правительства Российской Федерации " О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии» № 225 от 10.03.2009.
3. Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии» № 574 от 13.07.2011
ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.- М.: Издательство стандартов, 2001.- 27 с.
ГОСТ Р 52051-2003. Механические транспортные средства. Классификация и определения.- М.: Издательство стандартов, 2003 – 16 с.
Правила эксплуатации автомобильных шин. Утверждены Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством внутрвнутренних дел Российской Федерации 05.05.97. Введены в действие с 01.07.97.
7. Первый эксперт: центральная лаборатория судебной экспертизы [Электронный ресурс] URL: http://www.sudexpertise.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2&Itemid=7 (Дата обращения 21.01.2014).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Таблица 1 - Значение толщины заводской краски разных автомобилей в мкм.
Марка
Модель
Толщина краски (мкм)
Марка
Модель
Толщина краски (мкм)
Audi
А5,А6,А7,А8
80-100
Lexus
RX, ES, LX
140-145
Q3,Q5,Q7
114-147
CT, GX, LS
125-150
BYD
F3
50-130
Land rover
Freelander
190-230
BMW
X1
Discovery
190-230
X3, M6, 5
89-100
Mazda
CX-7, CX-5
85-120
X5, X6
120-165
3, 6
110-130
5er (E60)
130-165
Mitsubishi
L200
50-70
Chery
Amulet
100-120
Lancer,
Pajero
90-130
Tiggo
Outlander XL
53-75
Chevrolet
Lanos
80-140
ASX
Aveo
75-150
Mercedes-Benz
C, E
230-250
Captiva, Epica
90-100
GL, ML
90-100
Niva, Spark
94-98
Nissan
X-Trail, Patrol
70-120
Lacetti, Cruze
110-140
Juke, Qashqai
110-125
Citroen
C3
90-120
Murano
C4
70-130
Tiida, Navara
105-115
C5
110-130
Pathfinder
100-110
Daewoo
Matiz
Almera, Teana
130-150
Nexia
90-120
Opel
Astra
110-157
Infiniti
FX35
Corsa, Zafira
115-120
Fiat
Albea
110-140
Peugeot
308, 508, 3008
100-115
Punto
58-61
Ford
Explorer, Kuga
135-145
Occasiond
Focus
156-160
Renault
Logan, Koleos
55-120
Mondeo
119-127
Fluence, Megane
100-140
Geely
MK
80-100
Duster, Sandero
105-115
Otaka
70-90
Skoda
Octavia, Roomster
120-125
Hyundai
Accent
70-90
Fabia, Yeti, Superb
99-120
IX 35
70-75
SsangYong
Kyron
100-110
I30, I40
100-110
Subaru
Forester, Legacy
110-115
Santa Fe, Elantra
70-100
Imprezza, Outback
125-140
Solaris, Sonata
85-100
Tribeca
Tucson
90-130
Suzuki
Grand Vitara
77-94
Honda
Accord 7
130-145
Splash, SX4,
Swift
90-115
Civic 4D
100-135
Fit, CR-V
87-98
Продолжение таблицы 1 - Значение толщины заводской краски разных автомобилей в мкм.
Марка
Модель
Толщина краски (мкм)
Марка
Модель
Толщина краски (мкм)
Toyota
LC 200, Camry
110-130
ГАЗ
Siber
90-105
Avensis,
Highlander
80-120
80-100
Auris, Verso
ВАЗ
Калина
70-100
Corolla
Приора
60-110
LC Prado
77-93
110-135
Prius, RAV4
80-90
90-120
Volkswagen
Polo,Golf, Jetta
80-105
УАЗ
70-120
Touareg, Tiguan
70-85
Volvo
S60
110-130
S60 II
95-115
XC70, C30, S80
105-140
XC90, XC60
115-140
Пример бланка – схема замера толщины ЛКП (седан)
Приложение 2
Данные для определения стоимости полиса ОСАГО по вариантам
ТБ – базовый тариф ОСАГО (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 225)
Тип (категория) и назначение ТС
Базовый страховой тариф (рублей)
Легковые автомобили (ТС категории «В») юридических лиц
Легковые автомобили (ТС категории «В») физических лиц
Легковые автомобили (ТС категории «В»), используемые в качестве такси
Грузовые автомобили (ТС категории «С») с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее
Грузовые автомобили (ТС категории «С») с разрешенной максимальной массой более 16 тонн
Автобусы (ТС категории «D») с числом пассажирских мест до 20 включительно
Автобусы (ТС категории «D») с числом пассажирских мест более 20
Автобусы (ТС категории «D»), используемые в качестве такси
Примечания: Категория ТС определяется согласно сведениям, указанным в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о ТС, имеются расхождения между категорией и типом ТС, при определении базового страхового тарифа руководствоваться данными о категории ТС.
Приложение 4
КО – ограничивающий количество допущенных лиц коэффициент ОСАГО (п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 225).
Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению ТС
Коэффициент
Договор ОСАГО предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению ТС
Договор ОСАГО не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению ТС
1,8
Примечание: Этот коэффициент может принимать два значения. Если у вас есть жена, взрослый сын или еще кто-то, кто будет ездить на машине страхователя (любое количество лиц), то страхователь может вписать их в страховку и при этом стоимость страховки ОСАГО останется неизменной (КО = 1).
Когда не предсказать кто будет ездить на машине тогда нужно выбирать неограниченное кол-во лиц, допущенных к управлению ТС, а в расчете ОСАГО или калькуляторе принять КО = 1,8.
Приложение 5
КТ - Территориальные коэффициенты ОСАГО (п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2011 № 574)
Территория преимущественного использования ТС
Коэффициент (КТ)
Москва
Рязань
1,4
Тула
1,5
Самара
1,6
Саратов
1,6
Астрахань
1,4
Брянская область: Брянск / Клинцы / Прочие города и населенные пункты
1,5 / 1 / 0,7
Воронеж
1,4
Казань
Липецк
1,5
Тверь
1,5
Томск
1,6
Киров
1,4
Уфа
1,8
Омск
1,6
Санкт-Петербург
1,8
Орел
1,2
Пенза
1,4
Екатеринбург
1,8
Оренбург
1,7
Ярославль
1,5
Челябинск
Калининград
1,1
Ростов-на-Дону
1,8
Иваново
1,8
Примечания:
1. Для юридических лиц – это место регистрации ТС, а для физических – место жительства собственника ТС.
2. Для населенных пунктов, подчиненных администрации города (администрации района города), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), администрации которого они подчиняются.
Приложение 6
КБМ – коэффициент бонус-малус (п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.06.2007 № 390)
Он называется КБМ, и в зависимости от него стоимость ОСАГО на девятый год страхования и безаварийной езды может оказаться меньше вдвое, но зато в случае страховых выплат за два случая уже на второй год автострахования цена ОСАГО возрастет почти в два с половиной раза.
Логика его очень проста - чем больше по вашей вине на дорогах аварий, а следовательно убытков страховых компаний, тем больше вы и заплатите за страховку на следующий год.
Если автовладелец страхует автогражданскую ответственность впервые, то ему соответствует класс 3 и соответственно коэффициент КБМ - 1. То есть при первом расчете ОСАГО цена его от Бонус-Малус не зависит. Отъездив год без аварий, автовладелец получает класс 4 (третий столбец таблицы), а вот в случае страховых выплат по итогам первого года стоимость страховки ОСАГО резко возрастает.
Класс на начало годового срока страхования
Коэффициент
(КБМ)
Класс по окончании годового срока страхования с учетом страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
0 страховых выплат
1 страховых выплат
2 страховых выплат
3 страховых выплат
4 и более страховых выплат
М
2,45
М
М
М
М
2,3
М
М
М
М
1,55
М
М
М
М
1,4
М
М
М
М
М
М
0,95
М
М
0,9
М
М
0,85
М
М
0,8
М
М
0,75
М
М
0,7
М
0,65
М
0,6
М
0,55
М
0,5
М
Приложение 7
КВС – возраст-стаж коэффициент ОСАГО (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2011 № 574)
Возраст и стаж водителя ТС
Коэффициент
До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно
1,8
Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно
1,7
До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет
1,6
Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет
Примечания:
1. Если в страховом полисе указано более одного допущенного к управлению ТС лица, к расчету страховой премии принимается максимальный КВС, определенный в отношении лиц, допущенных к управлению ТС.
2. Если договором обязательного страхования не предусмотрено ограничение количества лиц, допущенных к управлению ТС (коэффициент КО-1,8), то принимается коэффициент КВС – 1.
Приложение 8
КМ – коэффициент мощности двигателя (п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 225).
Мощность двигателя (л.с.)
Коэффициент
До 50 включительно
0,6
Свыше 50 до 70 включительно
Свыше 70 до 100 включительно
1,1
Свыше 100 до 120 включительно
1,2
Свыше 120 до 150 включительно
1,4
Свыше 150
1,6
Примечание: При определении мощности двигателя ТС используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. Если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя ТС, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. В случае если в паспорте ТС мощность двигателя указана только в киловаттах, то при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.
Приложение 9
КН – коэффициент нарушений. При наличии нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», применяется коэффициент КН – 1,5.
Приложение 10
КС – период использования транспортного средства (п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.02.2008 № 130).
Период использования ТС
Коэффициент
3 месяца
0,5
4 месяца
0,6
5 месяцев
0,65
6 месяцев
0,7
7 месяцев
0,8
8 месяцев
0,9
9 месяцев
0,95
10 месяцев и более
Приложение 11
КП – срок страхования (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.02.2008 № 130).
Период использования ТС
Коэффициент
от 5 до 15 дней
0,2
от 16 дней до 1 месяца
0,3
2 месяца
0,4
3 месяца
0,5
4 месяца
0,6
5 месяцев
0,65
6 месяцев
0,7
7 месяцев
0,8
8 месяцев
0,9
9 месяцев
0,95
10 месяцев и более
Примечание: Для владельцев ТС, следующих к месту регистрации, срок страхования составляет до 20 дней включительно, и применяется коэффициент КП – 0,2.
Приложение 12
Данные для проведения расчета длины тормозного пути автомобиля
Вариант
Категория ТС
Скорость ТС в начале торможения, Vю, км/ч
Тип
покрытия
Тип
поверхности
Время реакции водителя, t1, с
M1
Асфальтобетонное
Сухая
0,42
М2
Цементобетонное
Мокрая
0,40
М3
Щебеночное
Укатанный снег
0,50
N1
Грунтовое
Обледенелая дорога
0,52
N2
Асфальтобетонное
Мокрая
0,60
N3
Цементобетонное
Укатанный снег
0,65
M1
Щебеночное
Обледенелая дорога
0,70
М2
Грунтовое
Сухая
0,75
М3
Асфальтобетонное
Укатанный снег
0,80
N1
Цементобетонное
Обледенелая дорога
0,85
N2
Щебеночное
Сухая
0,90
N3
Грунтовое
Мокрая
0,95
M1
Асфальтобетонное
Обледенелая дорога
1,00
М2
Цементобетонное
Сухая
1,05
М3
Щебеночное
Мокрая
1,10
N1
Грунтовое
Укатанный снег
1,15
N2
Асфальтобетонное
Сухая
1,20
N3
Цементобетонное
Мокрая
1,25
M1
Щебеночное
Укатанный снег
1,30
М2
Грунтовое
Обледенелая дорога
1,35
М3
Асфальтобетонное
Мокрая
1,40
N1
Цементобетонное
Укатанный снег
1,45
N2
Щебеночное
Обледенелая дорога
1,50
N3
Грунтовое
Сухая
0,45
M1
Асфальтобетонное
Укатанный снег
0,55
Примечание: Продолжительность формирования ответного действия водителя на различные раздражители, как показывают исследования, составляет: на торможение впереди идущего автомобиля со стоп-сигналом - 0,42 с, на сигналы светофора - 0,40 с, на дорожные знаки - 0,50 с, на неровности на дороге - 0,80 с. Время реакции может колебаться от 0,5 до 1,5 с. Минимальное время реакции водителя, принимаемое в экспертной практике, составляет 0.6 сек.
Приложение 13
Классификация АТС
Категория
Разрешенная максимальная масса*, т
Характеристика АТС
М1
-
Для перевозки пассажиров (АТС, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме водителя)
М2
До 5**
То же (АТС, имеющие более 8 мест для сидения, кроме водителя)
М3
Св. 5**
N1
До 3,5***
Для перевозки грузов
N2
Св. 3,5 до 12,0***
N3
Св. 12,0***
O1
До 0,75
Буксируемые АТС – прицепы
O2
Св. 0,75 до 3,5
Буксируемые АТС – прицепы и полуприцепы
O3
От 3,5 до 10*4
Буксируемые АТС – прицепы и полуприцепы***
O4
Более 10*4
* Специальное оборудование, устанавливаемое на специальных АТС, рассматривают как эквивалент груза.
** Сочлененный автобус состоит из двух или более нераздельно скрепленных секций, в которых размещены пассажирские салоны, связанные между собой проходом для свободного перемещения пассажиров; нераздельные секции постоянно скреплены друг с другом и могут быть разделены только с помощью специального оборудования, имеющегося обычно только в мастерских. Сочлененный автобус, состоящий из двух или более нераздельных, но сочлененных секций, рассматривают как одно транспортное средство.
*** Для седельных тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство, а также, в случае необходимости, максимальной массы груза тягача.
*4 Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси(ей), когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.
АТС категорий М2, М3 дополнительно подразделяют на:
класс I — городские автобусы — транспортные средства, оборудованные сиденьями и местами для перевозки стоящих вне проходов пассажиров;
класс II — междугородные автобусы — транспортные средства, оборудованные сиденьями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров;
класс III — туристские автобусы — транспортные средства, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.
Прицепы (полуприцепы) категорий О2, О3, О4 дополнительно классифицируют по типам:
- полуприцеп — буксируемое АТС ось(и) которого расположена(ы) позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованное седельно-сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на тягач. Одна или более осей полуприцепа может быть ведущей с приводом от тягача;
- прицеп — буксируемое АТС, оборудованное по меньшей мере двумя осями и тяговосцепным устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и управляет направлением передней(их) оси(ей), но передает незначительную статическую нагрузку на тягач. Одна или более осей полуприцепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
- прицеп с центральной осью — буксируемое АТС, оборудованное тягово-сцепным устройством, которое не может двигаться относительно тягача в вертикальной плоскости.
Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая 10 % массы прицепа или 10 кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу. Одна или более осей могут быть ведущими с приводом от тягача.
Приложение 14
Шкала шумов (уровни звука, децибел)
Децибел, дБа
Характеристика
Источники звука
Ничего не слышно
-
Почти не слышно
-
Почти не слышно
Тихий шелест листьев
Едва слышно
Шелест листвы
Едва слышно
Шепот человека (на расстоянии 1 метр)
Тихо
Шепот человека (1 метр)
Тихо
Шепот, тиканье настенных часов.
Допустимый максимум по нормам для жилых помещений ночью, с 23 до 7 ч.
Довольно слышно
Приглушенный разговор
Довольно слышно
Обычная речь. Норма для жилых помещений днем, с 7 до 23 ч.
Довольно слышно
Обычный разговор
Отчетливо слышно
Разговор, пишущая машинка
Отчетливо слышно
Верхняя норма для офисных помещений класса А (по европейским нормам)
Шумно
Норма для контор
Шумно
Громкий разговор (1 м)
Шумно
Громкие разговоры (1 м)
Шумно
Крик, смех (1 м)
Очень шумно
Крик, мотоцикл с глушителем
Очень шумно
Громкий крик, мотоцикл с глушителем
Очень шумно
Громкие крики, грузовой железнодорожный вагон (7 м)
Очень шумно
Вагон метро (внутри вагона)
Крайне шумно
Оркестр, вагон метро (прерывисто), раскаты грома, выстрел. Максимальное допустимое звуковое давление для наушников плеера (по европейским нормам)
Крайне шумно
В самолете (до 80-х годов ХХ столетия)
Крайне шумно
Вертолет
Крайне шумно
Пескоструйный аппарат (1 м)
Почти
невыносимо
Отбойный молоток (1 м)
Децибел, дБа
Характеристика
Источники звука
Почто
невыносимо
Работа реактивного двигателя.
«Книга рекордов Гиннесса». 125 децибел – такую силу голоса продемонстрировала на соревнованиях 14-летняя шотландская школьница, перекричав взлетающий самолет «Боинг».
Болевой порог
Самолет на старте.
Условный порог, когда наступают болевые ощущения просто от громкости
Контузия
Взрыв
Контузия
Звук взлетающего реактивного самолета
Контузия
Старт Ракеты
Контузия, травмы
Контузия, травмы
Шок, травмы
Ударная волна от сверхзвукового самолета
Разрыв барабанных перепонок и легких
Более 200
Смерть
Приложение 15
Допустимые уровни шума выпускной системы двигателей автомобилей, находящихся в эксплуатации
Тип ТС
Уровень шума, дБа
Автомобили легковые категории M1 и грузопассажирские и грузовые категории N1
Автобусы категории M2 и автомобили грузовые категории N2
Автобусы категории M3 и автомобили грузовые категории N3
Приложение 16
Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств
Автотранспортное средство
Допустимые уровни звука, ДБ А
Автомобили и автобусы для перевозки пассажиров
Категория М1
Категория M1 (вагонная или полукапотная компоновка кузова)
Категория М2, М3:
на рабочем месте водителя
в пассажирском помещении автобусов классов В, II и III
в пассажирском помещении автобусов классов А и I
Категории М2, М3 с расположением двигателя спереди или в зоне рабочего места водителя, в том числе вахтовые и другие специальные автобусы, изготовленные на шасси грузовых автомобилей
Автомобили для перевозки грузов
Категория N1 полной массой до 2 т
Категория N1 полной массой от 2 до 3,5 т
Категории N2, N3
Категории N2, N3 (седельные тягачи, грузовые автомобили (при наличии спального места)
Полуприцепы, предназначенные для перевозки пассажиров
Троллейбусы
на рабочем месте водителя
в пассажирском помещении
Транспортные средства с пневматическим приводом управления тормозными системами при истечении воздуха из пневмоаппаратов в кабину (пассажирское помещение) после их срабатывания
Примечание:
1. Для автотранспортных средств повышенной проходимости категории М1G по ГОСТ Р 52051 допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБA.
2. Для полноприводных автотранспортных средств повышенной проходимости категорий М2G, М3G, N1G, N2G, N3G по ГОСТ Р 52051 допускается с 01.01.2014 превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБA.
3. При проведении инспекционных испытаний сертифицированного типа автотранспортного средства допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБА.