Налоговое бремя. Показатели, характеризующие налоговое бремя
Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом или отдельного налогоплательщика. Налоговое бремя определяют на макроуровне и микроуровне. Макроуровень — исчисление размера налогового бремени на экономику и население всей страны. Микроуровень — расчет налоговой нагрузки на конкретные организации, а также исчисление налоговой нагрузки на работника. Налоговое бремя на экономикупредставляет собой отношение всех поступивших налогов от юридических и физических лиц к валовому внутреннему продукту (ВВП).Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределяемой с помощью налогов. Данный показатель рассчитывается по формуле: Бр = Нюф : ВВП,
где Бр — уровень налогового бремени; Нюф— все налоги, уплаченные и юридическими, и физическими лицами; ВВП — стоимостное выражение количества произведенных товаров (выполненных работ, оказываемых услуг) в стране. Недостаток данного показателя заключается в том, что он определяет уровень налогового гнета среднестатистического налогоплательщика без учета индивидуальных особенностей конкретного хозяйствующего субъекта. Налоговое бремя на населениев целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны. Этот показатель рассчитывается по формуле Бр = (Нн:Чн):(Д:Чн),
где Нн — все уплаченные населением налоги; Чн — численность населения страны; Д — сумма полученных населением доходов. Недостаток этого показателя состоит в его неточности, связанной с невозможностью учета суммы налогов, уплачиваемых населением, в стоимости приобретаемых товаров (работ и услуг). Налоговое бремя на работникафактически равно ставке налога на доходы физических лиц — единственного налога, взимаемого с доходов работников. Расчет данного показателя осуществляется по формуле Бр = Нр:Др где Нр — налог на доходы физических лиц, удерживаемый из дохода работника; Др — доход работника. Для расчета налогового бремени на организацию используются четыре показателя. Расчет первого показателяосуществляется по формуле БР = НП:В, где Нп — налоги, уплачиваемые организацией; В — выручка организации. Данный показателей отражает долю выручки организации, направляемую на погашение налоговых обязательств. Недостаток этого показателя заключается в том, что выручка является более емким показателем, чем доход организации. Таким образом, доход — часть выручки организации. Второй показательисчисляется по формуле Бр = Нч: П„ где Пч — чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов. Данный показатель отражает часть чистой прибыли, которая изымается у организации в форме налогов. Недостаток данного показателя состоит в том, что чистая прибыль представляет собой лишь часть дохода, оставшуюся у организации после уплаты всех налогов. Третий показательопределяется по формуле: Бр = Нп : Дс, где Дс — добавленная стоимость, которая, в свою очередь, может быть представлена в следующем виде: Дс = Ам +3П + Нп (А — амортизационные отчисления; Зп — затраты на оплату труда). Данный показатель характеризует то, какая часть добавленной стоимости направляется организацией на погашение ее налоговых обязательств. В целях исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки используют четвертый показатель,и котором фискальные изъятия соизмеряются с вновь созданной стоимостью. Вновь созданная стоимость исчисляется путем вычета из добавленной стоимости сумм амортизационных отчислений. В этом случае налоговое бремя определяется по формуле: БР = НП : Св,
где Св — вновь созданная стоимость.
При этом: Св = ВР + НДС + Ак + ДВ-РВ-Мз-Ам,
где Вр — выручка от реализации; НДС — налог на добавленную стоимость; Ак — акцизы; Дв — внереализационные доходы; Рв — внереализационные расходы; Мз — материальные затраты; Ам— амортизационные отчисления. Достоинство последнего показателя заключается в том, что налоговое бремя при его расчете определяется относительно реального дохода организации. Ни один из представленных показателей налоговой нагрузки на организацию не является универсальным, так как бремя прямых и косвенных налогов распределяется между продавцом и покупателем в зависимости от конъюнктурных колебаний рынка. Однако каждый из этих показателей может быть применен организацией для анализа возможных финансовых последствий при внесении государством изменений в налоговую систему, увеличении числа налогов, налоговых ставок пли налоговых льгот. Многовековая практика построения налоговых систем в странах с цивилизованной рыночной экономикой свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% дохода — это та черта, за которой невозможна эффективная предпринимательская деятельность, результатом чего становится сокращение сбережений и инвестиций в экономику. Иными словами, государство не должно изымать у налогоплательщика более его доходов. Вместе с этим предельно допустимые показатели налогового бремени и на микро-, и на макроуровне зависят в первую очередь от уровня обязательств, которые берет на себя государство в отношении конкретного жителя страны и экономики в целом. Иначе говоря, уровень налогового бремени зависит от доли участия государства в расходах населении на оплату образовательных, коммунальных услуг, а также и научно-исследовательских, инвестиционных, социальных и других программах.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |