Социальные выступления народных масс в России
В XVII-XVIII вв. Вопросы: 1. «Бунташный век»: особенности социального протеста посадского и крестьянского населения в России. 2. Феодально-крепостнический строй и положение податных сословий и социальных групп российского общества в XVIII в. 3. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва (1773-1775 гг.).
Время: 4 часа. Методические рекомендации При подготовке ответа на первый вопрос семинара в первую очередь необходимо изучить содержание событий, вошедших в российскую историю как «Соляной бунт» (1648 г.), восстание в Новгороде и Пскове (1650 г.), «Медный бунт» (1662 г.), «Стрелецкий бунт» (1682 г.). Особое внимание следует уделить изучению восстанию под предводительством И.И.Болотникова (1606–1607 гг.) и С.Т.Разина (1670-1671 гг.). При рассмотрении данных событий следует иметь ввиду, что как и прежде, социальные выступления в XVII в. часто обрекались в форму, соответствующую уровню общественного сознания масс. Тем не менее, народные движения в «бунташный век» заметно отличались от борьбы, которую вели трудящиеся классы России в предшествующее время. К их особенностям можно отнести: ярко выраженный антикрепостнический, антифеодальный характер и значительные масштабы социальных выступлений, более высокая степень организации народных масс и др. Всё это предопределило их своеобразие и уникальность в истории Российского государства и общества. Уяснить данные особенности необходимо на базе фактологического материала. При этом целесообразно стремиться к обобщению материала, изучая социальные выступления по следующему алгоритму: - выделить предпосылки и причины социальных выступлений, внутренние и внешние факторы, повлиявшие на данные события; - проанализировать социально-правовое положение различных классов и социальных групп российского общества, в первую очередь крестьян, казачества, посадских людей, боярства, дворянства, духовенства, а затем попытаться прояснить мотивы и цели их выступлений против власти и режима (характер движения); – исследовать территориальные границы народных движений, численность и контингент восставших; - уяснить организацию повстанческих войск, элементы военного и государственного управления; – разобраться с формой, которую принимали социальные выступления в условиях феодально-крепостнического строя России, а также причины поражений восставших масс. Предварительно стоит поразмышлять над содержанием и соотношением понятий «бунт», «восстание», проанализировать ЧС (чрезвычайные ситуации), имевшие место в XVII в. и их связь с социальными проблемами общества. При изучении исторических фактов и событий необходимо акцентировать своё внимание не на отдельных событиях, а стремиться к обобщению материала, уяснению важнейших, сущностных аспектов проблемы. Второй вопрос семинарского занятия требует знания проблемы становления и эволюции феодально-крепостнического строя в XVII - XVIII вв. Для понимания того, что изменилось в положении податных сословий и социальных групп российского общества в XVIII столетии, целесообразно проштудировать реформы Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II в области социально-экономической политики. В ходе данных преобразований изменилась социальная структура, социально-правовое положение сословий и социальных групп российского общества, произошло ужесточение крепостного права. Рост товарно-денежных отношений, производства товаров для рынка во второй половине XVIII в. стимулировали предпринимательскую деятельность помещиков и крестьян, попутно способствуя увеличению объёма феодальных повинностей податных сословий и социальных групп российского общества. Всё это в конечном итоге привело к мощным социальным протестам населения в той или иной форме в период правления Елизаветы Петровны и Екатерины II. В целом, изучив учебный материал, обучаемые должны знать: - содержание понятий «феодально-крепостнический строй», «крепостное право», «барщина», «оброк», «месячина»; - социально-правовое положение дворянства, духовенства, купечества, городских жителей и крестьян в России; - характер и формы крепостного права в России в XVIII в. При подготовке к третьему вопросу семинарского занятия необходимо обратить внимание на следующие аспекты проблемы: - основные причины крестьянской войны и её характер; - периодизация восстания под предводительством Е.Пугачёва и содержание основных периодов войны; - мотивы социального протеста; - причины поражения восставших и армии Е.Пугачева; - оценки восстания среди современников, потомков и в отечественной историографии.
На семинаре можно выступить с докладом (сообщением) по следующим, рекомендуемым темам (по согласованию с преподавателем 1-2 сообщение на занятие): 1. Эпидемии и природные бедствия в России в XVII - XVIII вв. 2. Личность С.Разина и Е.Пугачёва в отечественной и зарубежной историографии. 3. Быт и условия жизни российских крепостных крестьян (казачества, городских жителей) в XVIII столетии. При подборе литературы и определении содержания сообщения курсантам (студентам) следует в обязательном порядке проконсультироваться с преподавателем.
Вопросы для самоконтроля: 1. Чем были вызваны социальные выступления народных масс в XVII в.? Каковы их причины и предпосылки? 2. Что представлял собой феодально-крепостнический строй в России в XVIII столетии? Какие новые черты в нём проявились по сравнению с предыдущим временем? 3. Какие изменения происходили в социально-правовом положении основных классов, сословий и социальных групп российского общества на рубеже XVII - XVIII в.? 4. Какой характер и формы принимали социальные выступления в России в указанное время? 5. Каковы причины, основные этапы, итоги и причины поражения восстания под предводительством Е.Пугачёва.
Рекомендуемая литература: Инв. 1717у. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 (2008). Инв. 1408у, 578у. Мунчаев Ш.М. История России: учеб. для вузов. 4-е изд. М.: Норма, 2000(2006,2007). Инв. № 1693у. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / ред. А. Н. Сахаров. – М, 2008. Инв. № 2082у. История России с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. Т. 1. – М., 2010. Инв. № 1777у. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов-9-е изд., М.: КДУ, 2008. Инв. 1924у. Фортунатов В.В. Отечественная история: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. Инв. № 1744у. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М, 2008. Инв. № 1746к, 1747к. Виноградов А. В. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. – Новогорск, 2001. Инв. № 2138у. Жукова Л.В. История России в датах: справочник / Л. В. Жукова, Л. А. Кацва. – М., 2011. Инв. 26315. Каппелер А. Россия – многонациональная империя. Пер. с нем. М.: Прогресс–Традиция, 2000. Ключевский В.О. Русская история. Полн. курс лекций в 3 кн. М., 1993. Кн.2. Инв. 1269к7. Москалев Ю.А. Крестьянские войны в России в XVII - XVIII вв. Учебное пособие. Новогорск, 1997. Инв. 1927к. Москалев Ю.А. Методика изучения «Отечественной истории». Новогорск, 2003. С.39-61. Инв. 28249. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552-1917). М., 2000.
Занятие 5/5. Семинар
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (844)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |