Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья. ( Древнегреческая теория, Древнекитайская, Древнеиндийская, Теологическая). 2) Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства. В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства. (Патерналистская теория, Патриархальная теория) 3) Органические концепции происхождения государства. В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения. (Теория Огюста Конта, Теория Герберта Спенсера). 4) Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства. В основе данных концепций лежат естественно-правовые представления о договорном происхождении государства. Согласно Эпикуру — «справедливость, происходящая от природы, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Следовательно государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Плюсы данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Минусы в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические). (Теория Гуго Гроция, Теория Томаса Гоббса, Теория Джона Локка, Теория Жан-Жака Руссо). 5) Насильственные концепции происхождения государства. В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические. (Теория Евгения Дюринга, Теория Карла Каутского). 6) Психологические концепции происхождения государства. В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям — это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т. д. (Теория Николая Коркунова и т.д.) 7) Марксистская концепция происхождения государства. Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. (Государство по Энгельсу, Государство по Ленину и т.д.) 8) Иные концепции. Сущность государства. Под государством подразумевается политическая общность, политическое единство людей, организованное под началом государственной власти. Сущность — главное, основное в понятии или явлении. Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность. Различают два основных подхода к сущности государства: · классовый; · общесоциальный. При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах. При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план. При рассмотрении государства в развитии прослеживается закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной. Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы. Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу. Другие утверждали, что государство является носителем политической власти. Отдельные ученые сводили сущность государства к разновидности органов управления обществом. Распространена также точка зрения, что государство выступает прежде всего как средство социального компромисса, как механизм управления делами общества. В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества. Иногда государство изображают как надклассовое образование. Государство на самом деле выступает как инструмент решения общих дел, как организация всего общества. Это организующая сила общества, которая выражает и охраняет личные и общественные интересы всех граждан общества (общесоциальная функция). Именно в этом плане государство как историческое явление имеет двойственную природу. Этот момент подчеркивал К.Маркс. Он писал, что государство выступает: как политическая форма организации общества и как орудие элитарно-классового господства. Следовательно, существуют социальная, общечеловеческая и классовая стороны государства. В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает перерастание государства в организацию всего общества, в полностью правовое государство (например, в некоторых передовых странах Запада). Исходя из сказанного, при определении понятия государства необходимо учитывать как классовые элементы и соответствующие признаки, так и общечеловеческие, внеклассовые черты и признаки. Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что: · это территориальная организация людей; · им преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения; · создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (735)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |