Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание на основе потребностей человека



2015-12-06 857 Обсуждений (0)
Воспитание на основе потребностей человека 0.00 из 5.00 0 оценок




(Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина).

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Основные ее положения изложены авто­ром в методическом пособии «Организация воспитательной работы в классе», опубликованном в издательстве «Педаго­гический поиск» в 2000 году.

Понятие «воспитание».В.П. Созонов выступает против суще­ствовавшей многие годы социоцентрической модели воспита­тельной деятельности. Он пишет: «Предлагаю другой подход к воспитанию: не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потреб­ностей, а от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и стра­стно стремится познать себя, непонятного и непокорного, най­ти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого. И не надо его "формировать", пытаться сделать из маленького человека — вселенского чуда — болванку, унылый стандарт, повторяю­щий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе».

В своих представлениях овлиянии воспитания на разви­тие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он убеж­ден, что успех работы воспитателя во многом обусловлен поиском и установлением взаимосвязи процессов реализа­ции базовых потребностей растущего человека и воспита­тельной деятельности педагога. Базовые потребности, по его мнению, есть главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из та­кого понимания воспитательного процесса и вытекает опре­деление воспитания как деятельности педагога, направлен­ной на создание психолого-педагогических условий для удов­летворения базовых потребностей школьника:

1)в творческой деятельности;

2)быть здоровым;

3)в защищенности, безопасности;

4)в уважении, признании, необходимом социальном статусе;

5)в смысле жизни;

6)в самореализации (самоосуществлении);

7)в удовольствии, наслаждении.

Цель и принципы воспитания. Рассматривая человека как
существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок — существо не самодоста­точное для саморазвития в силу возраста, малых знаний,
слабости физических и духовных сил. Отсюда становится
очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать
необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.

Воспитание, в основе которого лежат потребности человека, может базироваться, по мнению В.П. Созонова, на
таких принципах:

1. Принцип природосообразности. Давайте откажемся от
переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет
доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом,
имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.

2.Принцип целостности в подходе к ребенку. Будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

3.Деятелъностный принцип. Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не столько нравоучениями сколько организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества.

4.Эгоцентрироеанный принцип: обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я». Критерии успешности воспитания - здоровая «Я-концепция», гармония внутреннего мира ребёнка, чувство собственного достоинства.

5. Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм
деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей
разного возраста.

6.Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей;

Содержание воспитательного процесса. Оно должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. К числу основных направлений воспитательной дея­тельности Валерий Петрович относит следующие:

—организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляются развитие и благополучная социализация воспитанника (реализация потребности в творческой деятельности);

—создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников (реализация потребности быть здоровым);

—формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена (реализация потребности в защищенности, безопасности);

—создание условий для успешного самоутверждения каж­дого воспитанника в формах общественно полезной дея­тельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде свер­стников (реализация потребности в уважении, признании);

— обеспечение условий и оказание помощи ребенку (в том числе собственным примером и образом жизни) в по­исках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания (реализация по­требности в смысле жизни);

— психолого-педагогическое просвещение воспитанни­ков; обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации);

-воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и собственным приме­ром) радостному проживанию жизни, каждой ее минуты (реализация потребности в удовольствии, наслаждении).

Механизм воспитания. При осуществлении процесса воспи­тания педагогу необходимо знать и учитывать закономернос­ти, логику и стадии развития личности ребенка, осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствуют:

а) определенная общность людей, в которой ребенок пребывает и осваивает социальный опыт;

б) определенная ведущая деятельность, благодаря которой происходит психическое и социальное развитие школьника;

в)определенные психические новообразования, которые как краеугольные камни ложатся в основание личности растущего человека.

Имея отчетливые представления о половозрастных особенностях становления личности ребенка, этапах развития
его мотивационно-потребностной сферы, педагог должен соблюдать следующие требования:

1) учитывать, какие потребности для данного возраста воспитанников являются ведущими: младший школьник нуждается в психологическом комфорте, игре, участии в деле любимого учителя, который поможет, похвалит и т. д.; подросток жаждет самоутверждения, он хочет состязаться, испытывать себя в трудных, иногда экстремальных ситуациях; юноша занят поисками себя, он любит помечтать, пофилософствовать, «поиграть умом» и совершить нечто романтическое и высокое;

2) готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы ребенок знал его цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой;

3)опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имеющимся нравственным ценностям и эмоциональной памяти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что способно убедить в своей правоте, нарисовать новые перспективы, порепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение;

4)мобилизовать, укрепить волю участников, веру в ус­пех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию;

5) обеспечить успех, получение ожидаемого удовольствия,
достижение общей «завтрашней радости» от самопроявления, преодоления трудностей; все это развивает, повышает
самооценку; увеличивает духовные силы.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Испытывая чувство неудовлетворения от существующих в педагогической науке и практике подходов и технологий определения эффективности процесса воспитаниям В.П. Сезонов предлагает два пути оценивания результатов воспитательной детальности.

Первый путь— это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности вос­питанников. В роли критериев оценки результативности мо­гут выступить такие параметры, как психологический кли­мат коллектива, интеллектуальный и эмоциональный фон жизни, уровень психологической защищенности и свободы каждого ребенка, характер взаимоотношений ученика и учи­теля, детей между собой, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничество всех членов школьного со­общества; возможность самопроявления, самоутверждения, самореализации каждого ребенка в формах жизнедеятельнос­ти данного коллектива.

Второй путьсвязан с поиском неких глубинных основа­ний и признаков для оценки личности воспитанника, ког­да характеризуются не поступки, не внешние формы пове­дения (их можно имитировать), а внутренний мир, отно­шения, установки. К числу свойств (качеств) внутренне свободного, здорового человека, способного к саморазви­тию и самоактуализации, целесообразно отнести:

—самоприятие (подтверждение перед собой ответственности и законности собственного бытия), гармония и со­гласие внутренних «образов Я»;

—способность к рефлексии, умение оценивать и владеть
своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой;

—знание себя, своих психофизиологических особеннос­тей: реакций, функций, влечений, способностей, темперамента, а в итоге — особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;

—Признание и принятие окружающей среды, бытия других, внешнего «образа мира»; позитивное мироощущение
(уверенность в том, что окружающий мир целесообразен,
гармоничен, гуманен);

—способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому (эмпатийность);

—чувство собственного достоинства, самоуважение (вы­сокая оценка себя вне зависимости от особых личных до­стижений и приобретений);

— активность, поиск новых способов отношений с дру­гими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению, поставленных целей;

—признание и готовность к постоянному поиску целей жизни, идеалов, высших надличностных ценностей и смыслов жизни;

—эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору;

—включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.

Таким образом, перечисленные качества личности и комплекс необходимых условий для их развития должны нахо­диться, по мнению В.П. Созонова, в поле зрения того, кто оценивает результаты воспитательной деятельности педагога.

 



2015-12-06 857 Обсуждений (0)
Воспитание на основе потребностей человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание на основе потребностей человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (857)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)