Б. Древнекитайская философия
В Книге Перемен (самая древняя из сохранившихся ныне книг-канонов древнекитайской философии) есть такая фраза: «Маленький человек маленькое зло за зло не держит, и потому никогда не удерживается от маленького зла, а маленькое добро и добром-то не считает, потому маленького добра не делает». Поэтому в Китае рано встают и делают маленькие дела помаленьку. Первую классификацию философских школ провел Сыма Тань (II – I вв. до н.э.) в трактате «Основные указания о шести школах». Сыма Тань называет шесть школ: «натурфилософов», «конфуцианцев», «моистов», «имен», «законников», «даосистов». Классификацию школ продолжил Лю Синь в «Истории ранней династии Хань». К числу названных он добавил еще четыре школы: «дипломатов», «эклектиков», «аграрников», «литераторов». Последняя не имела самостоятельного значения, и общее число школ сводилось к девяти. Б1. Даосизм. Дао – Путь. Основатель даосизма - Лао-Цзы - жил примерно в VI —V вв. до н. э. Даосы в отличие от западных философов предлагают со-бытие вместо бытия, то есть мы не должны зацикливаться на своем Я и стараться быть в гармонии с миром, с Дао, с Путем. С точки зрения даосизма: «Только Дао сохраняет и поддерживает потоки жизни, будучи бескрайним в своей обширности».
И кроме того: Лучший воин не похож на воина; Лучший боец не впадает в ярость; Лучший завоеватель не принимает участия в походе; Лучший работодатель держится скромнее своих работников. Можно сказать, что дэ есть природная добродетель, основанная на внутреннем чувстве и тем самым отличающаяся от искусственной добродетели, основанной на выполнении заповедей. Однако те, кто этого не понимают, пытаются достичь гармонии с Дао путем выражения его в словах, а затем следования им как законам. Еще раз о невыразимости Дао-Пути. Пребывающий в потоке не сидит на берегу и не блуждает в полях словесности. Представления о совершенстве. Здоровых и стройных, с общепринятой точки зрения, молодых людей набирают и армию, прямые и ровные деревья срубают на древесину, тогда как мудрец остается совершенным в обличии несовершенства, подобие которому мы видим в сучковатых соснах и скалистых холмах на китайских пейзажах. "Великие дела в Поднебесной обязательно начинаются с мелочи». Например, если вы не делаете зарядку, попробуйте начать с одной минуты. Это не покажется сложным. Существует японская методика кайдзэн, в которую заложен принцип одной минуты. Суть ее в том, что человек занимается определенным делом ровно одну минуту, но изо дня в день и в одно и то же время. Одна минута времени — это совсем мало, а значит легко выполнимо для любого человека. Лень не встанет на вашем пути. Сегодняшнее малое и слабое победит большое и крепкое. Даосы практикуют Принятие, Путь воды и говорят: «Вода с вещами не борется». Тогда приходит смирение и радость. «Не боритесь», значит, вы меняетесь сам, а внешние обстоятельства изменятся сами. И даосизм формулирует: "крепкое и сильное – слуги смерти", "мягкое и слабое – слуги жизни". «Благородный правитель должен именно Путь вмещать своим пространством души, которое называется сердцем». Дао-Дэ Цзин (перевод Е. А. Торчинова) 45 Великое совершенство подобно ущербности, но использование его не знает ограничений. Ци – энергия. 5 элементов китайской медицины
Вовне осознавай все сущее, внутри исследуй и проникай в единое сердце. Обретая ясность и тишину становишься Просветленным, спокойствие и суетливость исчезают. Мысль следует за мыслю – корень и основа находится в предельной Тишине и Покое. Постоянно пребывай в глубоком Покое и Безмятежности (и перед тобой откроется) глубокое и неясно-сокрытое, непостижимое и неизмеримое. Заботы и огорчения рассеются, правильное и неправильное не нужно будет распознавать. (фрагмент трактата "Канон Тайшан Лао Цзюня о внутреннем созерцании".перевод с китайского - Виталий Лищина). Б2. Конфуций. Главное – гармония в обществе. Общество должно быть построено по модели семьи. Во главе социума должен быть благородный муж (ц____-ц___) как отец, заботящийся о детях. Человек должен преобразовать самого себя, стать благородным мужем. «Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается». «Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен». Основные принципы, структурирующие образ идеального человека «Жэнь» («человеколюбие», «гуманность»), «вэнь» («духовная культура», образованность) и «хэ» («самостоятельность мышления», «активность») Жень Главное качество благородного мужа жень – человеколюбие, выражающееся в «золотом правиле нравственности»: «не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего бы хотел достичь сам». "Тот, кто способен проявлять в проявлять в поднебесной пять (качеств), является человеколюбивым:
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |