Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия эффективности учения как воспитательного средства



2015-12-06 654 Обсуждений (0)
Условия эффективности учения как воспитательного средства 0.00 из 5.00 0 оценок




Подводя итоги всему написанному об учении как деятельности ученика и обучении как двустороннем процессе, в котором учащие­ся осваивают знания, умения и навыки, следует отметить следующее очень важное положение: как ни велики возможности учения и обучения в формировании личности учащегося, они реализуются в положительном направлении лишь при соблюдении определенных условий. Перед тем как назвать эти условия, укажем, что в обуче­нии воспитывающее влияние на учащихся оказывают:

- содержание усваиваемого материала;

- формы и методы учебной работы;

-личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету, всему миру;

-вся обстановка в классе и в школе.

Кроме этих внешних по отношению к ученику и его деятель­ности условий воспитывающее влияние оказывают и мотивы учения - побудительные стимулы, причины, заставляющие уче­ника учиться. Их разделяют на социальные, коммуникативные, познавательные, личностные (стремление к самоусовершенство­ванию, самоутверждению). Они возникают сами, проявляясь в виде интереса к новым знаниям, потребности в освоении новых умений и навыков: изменяющиеся условия жизни, растущие воз­можности развивающегося организма неизбежно толкают ре­бенка к необходимости приобретения новых способов освоения и изменения окружающих его условий, приспособления к ним и их для себя. В то же время целенаправленное воспитание фор­мирует и развивает интерес к знаниям и потребность в них: учи­теля так организуют процесс обучения, чтобы возбудить у уча­щихся интерес к учению, вызвать потребность в новых знаниях. В одних случаях потребность осознается на основе интереса и практической необходимости новых знаний, умений и навыков. В других же - на основе чувства ответственности, долга или даже страха перед наказанием за невыполнение заданий. Обыч­но это не один, а достаточно сложная комбинация нескольких или даже многих мотивов.

Естественно, что в этих неодинаковых случаях и воспитательное влияние деятельности учения, а значит, и всего процесса обучения будет неодинаковым по своей направленности. Одно и то же со­держание усваиваемого материала может, таким образом, оказать и положительное, и отрицательное воспитательное влияние на уча­щихся в зависимости от мотивов выполнения ими деятельности учения.

Эти побудительные стимулы (мотивы) - интерес, необходи­мость, потребность, долг (ответственность), страх - могут иметь личностно-индивидуалистическую или общественно-альтруисти­ческую направленность. Противопоставлять их, конечно, не сле­дует, но важно достаточно определенно представлять негатив­ные последствия развития крайних направлений. Как одностороннее развитие эгоистических мотивов, так и полное подавле­ние мотивов личностно значимых не приводит к гармоничному развитию личности, оптимально сочетающей личные и общест­венные интересы. Достижение такого положения, когда в про­цессе обучения целенаправленно формируется личность в нрав­ственном, эстетическом и интеллектуальном отношениях, обес­печивается при соблюдении следующих условий:

-в учении усваиваются необходимые, связанные с жизнью учащегося знания;

- усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляются в реальной деятельности самих учеников, которая осозна­ется учащимися как личностно значимая;

- процесс обучения способствует развитию и совершенствова­нию психических процессов учащихся;

-в обучении проявляется забота об укреплении здоровья уча­щихся;

-обучение осуществляется в положительной эстетической об­становке;

- отношения между учащимися имеют гуманистический харак­тер;

- отношения с учителем имеют личностный характер: учитель
заинтересован не только в том, чтобы ученик знал его предмет, но
и в его судьбе.

О том, каким должно быть учение, формирующее морально ценную автономную личность, очень хорошо сказал еще в 1915 г. П.П.Блонский в своей работе «Задачи и методы новой народной школы»: «Будущая народная школа должна быть ярко гумани­тарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова. Ее задача - создать чуткого к человеческой жизни челове­ка, человека, который хотел бы и умел бы видеть жизнь своих братьев. Она должна человеку говорить о человеке». И далее: «Цель воспитания - развитие мысли ребенка, исходная же точка -его наличное состояние... И наша ошибка в том состоит, что, по­глощенные вопросом о цели воспитания, мы забыли, из чего должны исходить. Обучать ребенка - это значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного на­шей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосред­ственно очевидный чувственный мир».

Нужно только помнить, что в реальной жизни нет учения во­обще, есть учение конкретного ученика, его деятельность в конкретных условиях. Не бывает учения вне возраста, вне индивиду­альных особенностей учащегося. Соответственно не должно быть и обучения вообще, оно должно быть направленно на каждого учащегося, учитывать его возможности, мотивы учения и потреб­ности.

 



2015-12-06 654 Обсуждений (0)
Условия эффективности учения как воспитательного средства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия эффективности учения как воспитательного средства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)