Очень важен психологический анализ объектов и субъектов процесса, их связей, мотивов, и положений их дел
Это следственное действие, в ходе которого получают устные показания об известных свидетелю (потерпевшему) обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу.
Это следственное действие, в ходе которого получают устные показания лица по поводу возникших в отношении него подозрений, а равно по поводу иных, известных ему обстоятельств дела.
Это получение устных показаний обвиняемого по поводу предъявленного ему обвинения, и равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
1) вступительной; 2) свободного рассказа допрашиваемого; 3) вопросов следователя.
Свободный рассказ обвиняемого при первом его допросе начинается с ответа на поставленный следователем вопрос о том, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении.
Направляющая роль следователя на этом этапе допроса заключается в определении последовательности изложения следователем обстоятельств дела во время свободного рассказа; без особой необходимости он не должен прерывать допрашиваемого, торопить его, высказывать свое мнение о показаниях.
По окончании свободного рассказа следователь задает вопросы допрашиваемому. Очень важно путем постановки необходимых вопросов не только восполнить и уточнить полученные показания, но и получить данные, с помощью которых они могут быть проверены, подтверждены иными доказательствами. Это необходимо в силу того, что признание обвиняемого, не подтвержденное иными доказательствами, не может явиться основой для вынесения обвинительного приговора.
Особенно тщательно продумывается последовательность выяснения и исследования обстоятельств дела на допросе обвиняемого. Следователь, исходя из общей тактической линии, заранее делит предмет допроса этих лиц на определенные части. Он решает, в какой последовательности (в хронологическом порядке или в разбивку, переходя от частного к общему или наоборот, начать с цели преступных действий, а затем переходить к выяснению фактических обстоятельств или наоборот) следует выяснять интересующие обстоятельства. Если допрашиваемый может уклониться от дачи правдивых показаний или дать заведомо ложные показания, то в первую очередь целесообразно выяснить обстоятельства, наиболее полно и достоверно исследованные в деле. В первую очередь допрашиваемому ставятся вопросы более общие, а затем частные, которые подразделяются на основные (относящиеся ко всему предмету допроса), дополняющие (для восполнения пробелов свободного рассказа), контрольные (проверка достоверности сообщения).
Допрос обвиняемого проводится по пунктам предъявляемого ему обвинения. Положительный ответ обвиняемого на поставленный в начале допроса вопрос о том, признает ли он себя виновным, не должен влиять на необходимость полного всестороннего и объективного расследования уголовного дела.
Принуждение обвиняемого к даче показаний карается законом.
Дискуссионным в науке и практике остается вопрос о допустимости тактических приемов или так называемых «следственных хитростей», их соответствие с понятием обман. На наш взгляд, обман это сообщение допрашиваемому ложной информации [10, с. 106]. Например, если следователь заявляет подозреваемому, что сообщник задержан и дает правдивые показания, в то время как это не так, то в данном случае такое сообщение необходимо рассматривать как обман.
Рассмотрим их более подробно.
1. Индивидуальный подход. (Дедуктивное мышление с элементами психологического анализа)
Индивидуальный подход – это знание, учет конкретных индивидуальных особенностей данного человека (его характера, темперамента, возрастных свойств, мировоззрения, способностей, навыков, умений и т.п.), то есть учет черт его личности, которые делают ее неповторимой.
2) тщательное, доверительное разъяснение обвиняемому доказательственного значения предстоящего допроса; 3) стимулирование эмоциональной активности обвиняемого в качестве участника предстоящего допроса; 4) разъяснение обвиняемому положительных последствий чистосердечного признания; 5) разъяснение обвиняемому отрицательных последствий отказа отдачи от дачи показаний; 6) предъявление обвиняемому уличающих его доказательств (но не всех) и разъяснение их значения; 7) ускорение или замедление темпа допроса.
Допрашиваемые с холерическим темпераментом обидчивы, из-за мелочей могут нарушить контакт с оперативным работником, нередко склонны к пререканиям на допросе.
1) сензитивность (чувственность) – минимальная величина воздействия, достаточная для возникновения психологических реакций;
(Я бы еще использовал менталитет и степень информированности и образованности индивида с целью выбора подходящего лексического инструментария и других способов индивидуального воздействия)
Главное во взаимоотношениях между следователем и допрашиваемым – возбудить у него доверие к себе, желание дать правдивые, исчерпывающие показания. Этому способствует надлежащая обстановка допроса, деловитость, внимательность и корректность следователя, его требовательность и настойчивость в сочетании с чутким отношением к искренним переживаниям допрашиваемого, готовность в любой момент обеспечить реализацию предоставленных допрашиваемому законных прав. (Я бы проявил особое внимание к причине толкнувшей личность на преступление с целью создания у преступника иллюзии, что он может переложить или облегчить тем самым свою ответственность)
Каждый допрос должен быть подчинен достижению определенной конкретной цели. Общая цель любого допроса – получение от допрашиваемого полных и правдивых показаний. Но эта цель достигается не во всех случаях и не сразу. Поэтому следователь перед каждым допросом приходится нередко ставить более узкую, частную цель, подчиненную общей цели допроса.Чтобы достичь общей цели допроса, необходимо всегда ставить реально достижимую частную цель. При определении предмета допроса следователю, кроме уголовного дела, необходимо также изучить оперативные материалы, архивные дела и т.д. [34, с. 66]. Если допрашиваемый может уклониться от дачи правдивых показаний или дать заведомо ложные показания, то в первую очередь целесообразно выяснить обстоятельства, наиболее полно и достоверно исследованные в деле.
1) вступительной; 2) свободного рассказа допрашиваемого; 3) вопросов следователя [42, с. 33].
Стимулирование эмоциональной активности обвиняемого в качестве участника предстоящего допроса;
Назначение вступительной стадии – выполнить соответствующие требования уголовно-процессуального закона, получить от допрашиваемого необходимые данные о его личности, создать условия для свободного изложения им своих показаний об обстоятельствах, входящих в предмет допроса, глубже изучить личность допрашиваемого и создать наиболее благоприятные условия для осуществления намеченной тактики допроса.
Таким образом, последовательность и определение первоочередности задаваемых вопросов дали положительный результат при расследовании уголовного дела.
5. Критичное отношение к познаниям допрашиваемого. Выслушивая свободный рассказ и ответы на вопросы, следователь критически анализирует показания, допрашиваемого путем выявления их соответствия или несоответствия законам диалектической и формальной логики, сопоставления их с имеющимися доказательствами и оперативными данными, а также сравнения отдельных частей показаний между собой. Критическое отношение к себе требуют показания, которые полностью совпадают с показаниями ранее допрошенных лиц, поскольку такое совпадение могло явиться результатом предварительного сговора.
Особо тщательно необходимо анализировать признаки, указывающие на заведомо ложь допрашиваемого, например, ссылки на плохую память. Прежде чем вывести суждение о показаниях, необходимо тщательно выяснить, откуда известны допрашиваемому сообщаемые им сведения и кто их может подтвердить. При анализе показаний необходимо также учитывать внешние реакции допрашиваемого и его поведение в процессе допроса [33, с.15].
По криминалистической классификации допрос входит в группу вербальных следственных действий, предусмотренных УПК. Поэтому общие положения (приемы, рекомендации) подготовки и производства данной группы действий выступают в качестве базы, опираясь на которую производятся подготовка и осуществление допроса. Вместе с тем, будучи адаптированным применительно к указанному следственному действию, эти положения должны реализовываться в комплексе с теми приемами и рекомендациями, которые характерны только для допроса.
Подготовка к допросу включает: получение и анализ исходных данных, определение предмета допроса и изучение относящихся к нему материалов; изучение личности допрашиваемого; выбор места, времени допроса и способа вызова лица на допрос; составление плана и прогнозирование результатов допроса; обеспечение нормальной обстановки допроса. Рассмотрим эти положения более подробно.
1. Получение и анализ исходных данных, определение предмета допроса и изучение относящихся к нему материалов.
Предмет конкретного допроса – совокупность фактов, обстоятельств, действий или эпизодов, о которых предполагается получить показания или объяснения допрашиваемого.
2. Изучение личности допрашиваемого. Следователь, едва увидев переступившего порог человека, вызванного на допрос, решает вопрос выбора варианта модели своего поведения, который позволит достичь ожидаемого результата от данного следственного действия. Этому способствует криминалистическое распознавание образа допрашиваемого лица. Речь идет не о внешнем, поверхностном, видимом, не о мнимом, кажущемся, зачастую намеренно навязываемом образе, а о подлинном, внутреннем, сущностном социально – психологическим облике партнера следователя по информационному взаимодействию [38, с. 41]. При предварительном изучении личности обвиняемого следователь выявляет социальный статус лица, выполняемые им социальные роли, социально-значимые личностные качества, психические возможности индивида в ситуациях, имеющих значение для расследования [16, с. 45].
Для установления психологического контакта с допрашиваемым и решения тактических задач допроса следователю нужны сведения о свойствах и качествах личности допрашиваемого. Эти сведения могут содержаться в материалах уголовного дела и оперативной разработки.
1) является ли допрашиваемый тем, за кого он себя выдает, соответствует ли его реальный облик тому, что демонстрируется внешними аксессуарами;
2) каковы его нравственный потенциал, увлечения, намерения, планы, целостные ориентации, образовательный, интеллектуальный, профессиональный уровни, социальный статус, характер, темперамент, образ жизни, степень притязания на лидерство, жизненные перспективы;
3) каково его отношение к факту совершения расследуемого преступления, к правопорядку, к ведению следствия по данному делу, к лицу, его осуществляющему, к своему процессуальному положению, является ли он законопослушным, имеет ли уголовное прошлое, попадал ли ранее в поле зрения правоохранительных органов, чем для него это закончилось;
4) как давно, при каких обстоятельствах, в каком физическом, физиологическим и психическом состоянии, в каких условиях воспринимал события, обстоятельства по поводу которого дает показания, имеет ли психические и физические недостатки в данный момент.
Распознавание образа допрашиваемого создает предпосылки для решения ряда важных тактических задач при производстве анализируемого действия и последующих действий[30, с. 87].
Их можно получить путем истребования и обобщения характеристик и иных документов, бесед с соседями, его сослуживцами, командованием и т.д. Желательно, чтобы сведения, о личности допрашиваемого исходили из разных источников и были получены несколькими методами: процессуальные (гласные меры); непроцессуальные (оперативные методы).
К гласным методам относятся: обобщение независимых характеристик; анализ результатов деятельности; проведение беседы; особое место занимает криминалистическое наблюдение как универсальный, самый распространенный, доступный и продуктивный метод следственного познания.
Криминалистическое наблюдение – это не пассивное созерцание окружающего мира, а активная, целенаправленная, часто напряженная мыслительно-конструктивная деятельность. Выделим следующие признаки:
1) до начала процесса наблюдения необходимо получить как можно более полное представление об объекте познания, ориентируясь на другие источники;
2) в процессе наблюдения исходить из сформулированных целей и задач, реализуя при этом мысленный план наблюдения;
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |