Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


современные теории конфликтов



2015-12-06 2330 Обсуждений (0)
современные теории конфликтов 4.75 из 5.00 4 оценки




После некоторого ослабления интереса к теоретическим исследованиям конфликтов, которое наблюдалось в 30 - 40-х годах XX в., в 50-е годы вновь появляются многочисленные исследования.

Проблема конфликтов изучается в рамках различных научных школ и направлений: социалдарвинизма, психоанализа, когнитивизма, математического моделирования, научного управления, административного управления, человеческих отношений и др.

В ранних трудах по управлению у сторонников веберовской административной школы (М.П.Фоллет, Ц.Л.Аустин) наблюдается стремление устранить условия, вызывающие конфликты в организациях. Представители научного управления придерживались точки зрения, что правильное распределение задач, процедур управления, правил взаимодействия должностных лиц устраняет причины, приводящие к конфликтам.

Оппонентами данного направления выступили представители школы «человеческих отношений» (Ф.Ротлисбергер, В.Диксон, В.Скотт), которые также рассматривали конфликт как признак неэффективной организационной деятельности, но признавали возможность появления противоречий между целями личности и организации, между группами лиц.

Начиная с середины ХХ века, происходит активное развитие собственно теорий конфликтов.

Вначале была предложена равновесная модель общества, связанная с методологией структурно-функционального анализа. Общество рассматривалось как целостное образование, в котором гармонически взаимодействовали отдельные части и элементы. Представители данного направления (наиболее известный из них — американский социолог Т.Парсонс) подчеркивали роль саморегулирующих механизмов общественной жизни, которые поддерживают устойчивость всей системы, конфликт они рассматривали как перманентно присущее человеческому существованию; основное внимание уделяли проблемам достижения согласия, равновесия и стабильности в обществе.

Проблеме конфликтности были посвящены работы З.Фрейда, К.Юнга, Э.Берна.

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856 -1939 гг.) создал одну из первых концепций человеческой конфликтности — теорию психоанализа. Согласно его теории появление и развитие внутриличностных конфликтов определяются столкновением внутри личности бессознательных психических сил, главной из которых является либидо (сексуальное влечение), и необходимостью выжить во враждебной индивиду социальной среде. Запреты со стороны последних, нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которые прорываются по обходным путям в виде невротических симптомов. З.Фрейд указывал на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного.

Последователь Фрейда швейцарский психолог Карл-Густав Юнг(1875 - 1961 гг.) основал школу аналитической психологии, выдвинул положение о существовании коллективного бессознательного, предложил типологию характеров личности, во многом объясняющую поведение личности в конфликте. В 60-е годы были опубликованы труды американского психотерапевта Эрика Берна (1902 - 1970 гг.), который на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма (Г.Мида) создал теорию трансактного анализа. По Э.Берну структура личности включает в себя три компонента-состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрассудкам, поучению) и «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В процессе взаимодействия людей осуществляется трансакция. Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то процесс общения нарушается и может возникнуть конфликт.

В середине 50 - 60-х годов в странах Западной Европы и США кризисные явления, которые стали значительно усиливаться, привели к развитию «конфликтной модели общества» (Р.Дарендорф), общей теории конфликта (К.Боулдинг), концепции позитивно-функционального конфликта (Л.Козер).

Авторы «конфликтной модели общества» стремились найти и показать общие для всех общественных систем причины конфликта, а также обрисовать пути оптимизации конфликтного процесса. Вместе с тем Р.Дарендорф выделял не только отрицательные факторы конфликта, но и положительные: конфликт, по его мнению, является источником инноваций, социальных перемен. Тему соотношения «полезности» и «вредности» конфликта развил в дальнейшем американский ученый М.Амстути. Согласно его учению конфликт и полезен, и вреден. Конфликт полезен, поскольку:

· может предотвратить более серьезные конфликты; исследователи заметили, что группы и общества, в которых часто происходят незначительные конфликты, избегают большого насилия и деструкции. Маленькие конфликты разряжают накалившуюся атмосферу и формируют умение решать спорные проблемы цивилизованным путем;

· поощряет творчество и инновации. Некоторая дисгармония в правильно организованном обществе или группе стимулирует их лучшую жизнеспособность, динамизм, восприимчивость к прогрессу;

· проясняет позиции и интересы его участников, представляет собой способ измерения силового потенциала конкурентов и помогает установить среди них неформальную иерархию, что также сдерживает более серьезные конфликты.

Конфликты вредны, поскольку нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, замедляют и затрудняют принятие решения.

В 1956 г. Л. Козер опубликовал книгу «Функции социального конфликта», в которой он дал новое определение конфликта, утверждал, что не существует социальных групп без конфликтных отношений и что конфликты имеют позитивное значение для функционирования общественных систем и их смены. Стабильность всего общества, по его мнению, зависит от количества существующих в нем конфликтных отношений и типа связей между ними. Чем больше конфликтов пересекается в обществе, тем более сложным является его деление на группы, тем труднее создать единый фронт, делящий членов общества на два лагеря, следовательно, чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.

Основные тезисы теории Л.Козера демонстрируют научно обоснованную концепцию построения общества «конфликтного функционализма», пути ухода от насильственного разрешения противоречий. Рассмотрим основные положения предложенной теории:

чем сильнее неимущие группы усомнятся в законном характере существующего распределения недостающих ресурсов, тем выше вероятность того, что они станут зачинщиками конфликта;

чем больше лишения, которые испытывают группы, из абсолютных превращаются в относительные, тем выше вероятность того, что эти группы станут инициатором конфликта;

чем больше группы вступают в конфликт из-за своих объективных интересов, тем легче конфликт, и наоборот, чем больше конфликт связан с ложными интересами, тем он острее;

чем более жесткой является социальная система, тем меньше институционализированных средств для погашения конфликта и снятия напряжения окажется в ее распоряжении, тем острее конфликт;

чем меньше у участников конфликта согласия по поводу его целей, тем продолжительнее конфликт;

чем меньше поддается интерпретации символический смысл победы или поражения противной стороной, тем продолжительней конфликт;

чем лучше лидеры конфликтных групп сумеют понять, что полное достижение целей обходится дороже, чем победа, тем короче будет конфликт;

чем острее конфликт, тем больше вероятность, что в конфликтных группах сложатся централизованные структуры принятия решений, и тем лучше он будет способствовать укреплению структурной и моральной сплоченности;

чем больше отношения между главными конфликтующими группами носят первичный характер, тем острее конфликт, тем больше он приводит к подавлению инакомыслия и отклонений в каждой группе и усиливает подчинение основополагающим нормам и ценностям;

чем чаще происходят конфликты, тем ниже вероятность того, что они отражают разногласия по поводу основных ценностей, тем в большей мере их функциональное значение состоит в том, чтобы поддерживать равновесие;

чем чаще и слабее конфликты, тем выше вероятность, что они будут содействовать созданию средств нормативного регулирования конфликта.

Даже простое перечисление основных положений теории Л. Козера показывает, что и до сих пор многие из них актуальны и вызывают значительный интерес. В частности, эти тезисы подтверждают, что в основе практически любого конфликта лежат личные интересы индивидов, облеченных правом принимать решения ни макроуровне.

В 1957 году в Париже состоялось заседание социологической ассоциации при ЮНЕСКО, обсудившее проблемы социальных конфликтов. По результатам работы конференции вышел сборник «О природе конфликтов». В 1966 г. в одном из университетов Англии был проведен симпозиум «Конфликты в обществе». В это же время в США создается Центр по исследованию конфликтных ситуаций, начинают выпускать ежеквартальный журнал «Проблемы разрешения конфликтных ситуаций».

Однако, начиная с 70-х годов, усиливается практическое направление по регулированию конфликтов на уровне организации. В США получает распространение движение под названием «Альтернативное решение споров» (вместо судов), создаются небольшие фирмы по разрешению мелких споров, конфликтов. В 80-е годы было создано более 180 таких центров, в которых менеджеры по конфликтам способствовали анализу конфликтных ситуаций самими конфликтующими сторонами, помогали найти возможные решения и преодолеть последствия конфликтов.

Кроме перечисленных направлений теории конфликтов, в послевоенный период начинают развиваться исследования с применением математического аппарата. Первыми были Дж. фон Нейман и О.Моргенштерн, выпустившие работу «Теория игр и экономическое поведение», в которой был предложен математический аппарат описания ряда конфликтных ситуаций. После первой работы появилось значительное количество публикаций, в которых авторы применяли методы теории игр для описания и решения конфликтных ситуаций в различных областях: праве, социологии, экономике. Описание одной из ситуаций — «дилемма заключенных» — встречается более чем в 400 последующих публикациях: двое заключенных, сидящих в разных камерах, должны так согласовать стратегию своих показаний, чтобы каждый получил минимальный срок.

Попытка создать единую теорию конфликтов с использованием математического аппарата была предпринята и в нашей стране (В.В.Дружинин, Д.С.Конторов), однако до настоящего времени большого практического применения пока не нашла.

Теория игр, которая лежит в основе математического аппарата, применяемого для описания конфликтов, все-таки не позволяет отразить в полном объеме все многообразие конфликтов, возникающих на практике, их причины, а главное — психологические особенности участников конфликтного взаимодействия, что не всегда позволяет найти правильное решение. Традиционное представление о конфликте состоит в том, что конфликт всегда имеет некоторое логически объяснимое противоречие, рациональную составляющую. Такое понимание и было заложено при использовании математического аппарата. Однако существует множество примеров, свидетельствующих о сложности причин конфликта, об отсутствии строгой логической их конструкции, о том, что причины нагружены «неустранимой иррациональной составляющей», которая образует индивидуальное своеобразие конфликта и не позволяет разрешить его простыми средствами.

На протяжении ряда лет тема социальных конфликтов в Советском Союзе была закрыта в силу расхождения выводов, которые были сделаны из теории марксизма специалистами на Западе и у нас. Западные специалисты, признавая учение Маркса как законченную теорию конфликта, считали невозможным построение бесклассового и бесконфликтного общества. Отечественные специалисты доказывали, что с исчезновением частной собственности исчезает и объективная база для классов, поэтому мы строили бесконфликтное и бесклассовое общество.

В начале 20-х годов конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практические правила поведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и ненависти достаточно глубоко прорабатывается в религиозных учениях, находит отражение в искусстве и культуре. С середины 30-х до начала 50-х годов публикации по исследованию конфликтов прекратились. Первые публикации о наличии в нашей стране социальных конфликтов появились в начале 80-х годов, а с середины 80-х годов появились публикации по проблеме «конфликтологии» (Ф.М. Бородкин, Н.М.Коряк, Л.А.Нечипоренко и др.). В работе А.И. Пригожина был выдвинут тезис, что «само развитие демократии есть постоянный регулируемый конфликт».

В настоящее время в РФ вопросами конфликтов на различных уровнях (макро- и микроуровне) занимается достаточно много организаций: созданы кафедры конфликтологии при ведущих вузах страны (Санкт-Петербургском госуниверситете, МГУ, Институте Молодежи в г. Москве), школа конфликтологов при Калужском институте социологии, научно-экспертный совет по конфликтологии при Институте социологии РАН. Наблюдается оживление интереса к математическому моделированию конфликтов. Выпускается журнал «Конфликты и консенсус», проводятся российские и международные конференции по вопросам решения конфликтных ситуаций.

В последние годы опубликовано множество теоретических и прикладных работ по конфликтологии в самых разных областях исследования: история, математика, педагогика, правоведение, психология, социология, философия, военное дело.

Несмотря на различие подходов к определению конфликта в них можно выделить единые сущностные свойства:

наличие противоречия, во всяком случае, различия между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;

противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту;

негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

В современных западных исследованиях конфликтов проявляется два основных направления: первое — изучение собственно конфликтов (Западная Европа), второе — изучение мира, путей достижения согласия (Р.Фишер, У. Юри из США), результатов военных действий («Если хочешь мира, изучай войну»).

В нашей стране в 90-е годы сложилось понимание конфликтологии как науки, изучающей появление, развитие и разрешение конфликтов, которая имеет несколько направлений: философско-социальное (охватывающее общие тенденции развития конфликтов на макроуровне), организационно-социологическое (изучающее причины и динамику конфликтов организаций, групп, коллективов) и индивидуально-психологическое (изучающее психофизические особенности и характеристики отдельных личностей, их поведение в конфликте).

Организационно-социологическое направление в развитии конфликтологии тесно переплетается с рядом управленческих дисциплин: управлением персоналом, управлением поведением, организационным поведением и т.д.

Управление персоналом — комплексное воздействие на работников для обеспечения адаптации организации к внешней среде существования за счет согласования интересов работника и организации, в котором выделяются стратегическая и тактическая составляющие. Управление поведением — система мер по формированию принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет достичь поставленных целей в заданные сроки и с допустимыми затратами. Организационное поведение — систематический научный анализ индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации.

Общим у этих направлений исследования выступает предмет изучения — поведение личности, хотя конфликтология изучает преимущественно изменение поведения в условиях конфликтов. Специфика конфликтологии заключается в том, что она больше внимания уделяет причинам формирования и развития противоречий в системе отношений индивидов и групп, их перерастанию в конфликты, изучает пути предупреждения и методы управления возникшими конфликтами,

 



2015-12-06 2330 Обсуждений (0)
современные теории конфликтов 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: современные теории конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)