Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Схема 1. Механизм выдвижения в позицию лидера



2015-12-06 1657 Обсуждений (0)
Схема 1. Механизм выдвижения в позицию лидера 0.00 из 5.00 0 оценок




Таблица 3. Типология лидерства

 

Лидер может быть Основание для типологии
· Формальный (официальный) · Неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций) · Смешанный Сфера взаимоотношений
· лидер по определению путей к достижению групповой цели · лидер по оптимальному решению технических задач · лидер по установлению психологического климата · лидер по содержанию групповой атмосферы Признак формирования межличностных отношений и распределение функций в группе
· лидер-инициатор · лидер-организатор (деловой лидер) · лидер-эрудит · лидер-генератор эмоционального настроя (эмоциональный лидер) · лидер-умелец Функции, реализуемые лидерами
· инструментальный лидер (функциональный лидер) · эмоциональный лидер · универсальный (сочетает оба типа в определенных пропорциях) Типы групповой деятельности: инструментальная и экспрессивная
· лидер-организатор (лидер-созидатель) · лидер-дезорганизатор (лидер-разрушитель) С позиции организованности
· универсальный лидер (лидер в любой обстановке) · ситуативный лидер Характер деятельности
· авторитарный лидер · демократический · смешанный По стилю руководства

Лидер организации – это личность, эффектно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе. Между понятиями «лидер» и «руководитель» можно выделить следующие различия (Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Парыгин Б.Д.):

1. Лидер выполняет функцию регулятора межличностных отношений в группе; руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением.

2. Лидерство – феномен микросреды (внутригруппового взаимодействия); руководство – феномен макросреды (внегрупповых, общественных взаимодействий).

3. Лидерство устанавливается стихийно, руководство – организованно.

4. Феномен лидерства по отношению к феномену руководства менее стабилен, более зависим от настроения личности.

5. Руководитель производит санкционированные действия согласно своим должностным инструкциям, действия лидера неформальны.

6. Лидер принимает решения, обобщая и участвуя в коллективном обсуждении, непосредственно во время возникновения проблемы, решения руководителя опосредованы множеством внешних обстоятельств.

7. Сфера деятельности лидера – малая группа, первичный коллектив; сфера руководителя – шире, так как он формально представляет группу в обществе.

Следовательно, лидер – это субъект социальной деятельности группы, за которым общество признает право на специфическую роль в конструировании эмоциональных (экспрессивных) и деловых (инструментальных) взаимоотношений в обществе, в творческой интеграции общих усилий, в координации процессов соорганизации и совместного принятия решений. Руководитель же чаще осуществляет строго нормативную деятельность, благодаря реализации полномочий в качестве представителя власти или формальных структур.

Как видно из следующей таблицы, руководство (или управление) – это попытка направлять действия людей извне. Напротив, лидерство – это стремление дать людям возможность самим управлять собой.

 

Управление и лидерство
Управляющие группой: Лидеры группы:
ü подражают ü поддерживают статус-кво ü руководят ü ограничивают выбор ü видят целесообразность ü реагируют ü скрупулезны ü говорят «как» ü недальновидны ü основное внимание уделяют правилам ü проявляют инициативу ü вводят новшества ü помогают раскрыть потенциал ü создают возможности ü честны ü инициируют ü эффективны ü спрашивают «что» ü мечтатели ü основное внимание уделяют людям

 

Хватит управлять

«Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед» (Софокл). Слышал ли кто о мировом управляющем? О мировом лидере – да. Лидер в образовании. Политический лидер. Религиозный лидер. Молодежный лидер. Профсоюзный лидер. Лидер местного самоуправления. Лидер в бизнесе. Они ведут за собой. Они не управляют. Пряник всегда действеннее кнута. Спросите об этом у лошади. Вы можете привести лошадь к водопою, но не можете заставить ее пить. Если хотите управлять, то управляйте собой. Когда это станет у вас хорошо получаться, вы сможете перестать управлять и начать вести за собой.

Выдвижение в позицию лидера может происходить на основе механизма ценностного обмена (Р.Л. Кричевский, Н.С. Жеребова, Е.М. Зайцева).

Схематически это выглядит так:

Схема 1. Механизм выдвижения в позицию лидера

 

Ценностный обмен межличностное процесс лидерства

взаимодействие

 

Психологически суть ценностного обмена состоит в следующем: ценностные характеристики индивидов (значимые свойства лидерства, направленность, умение, опыт и т.д.), актуализируемые ими в ходе групповой деятельности с пользой для других членов группы и группы в целом, как бы обмениваются на авторитет и признание (ключевые компоненты статуса лидерства) в группе, также являющиеся важными человеческими ценностями.

Очень важны при этом следующие факторы, являющиеся необходимыми и обязательными для лидерства (Е.М. Зайцева):

1. Высокий уровень активности индивида по отношению к группе вообще.

2. Способность отражать групповые психологические образования (групповые нормы и ценности).

3. Восприятие членами группы лидера, как человека, способного повести за собой.

Следует отметить, что более высокий уровень участия и влияния, то есть более высокий ценностный вклад лидера в жизнедеятельность группы, обменивается на высокий статус в группе.

Аналогом механизма ценностного обмена является механизм идентификации (который чаще встречается в работах по детскому лидерству).

Реализация механизма идентификации, как механизма выдвижения в позицию лидера в подростковых коллективах, связана со следующими фактами:

1. Лидеру приписывается наибольшее число идентификационных качеств, которые в данном коллективе составляют для работы особую ценность.

2. Идентификация с лидером у конкретного члена группы идет по тем качествам, которые у него отсутствуют, но которые он считает для себя важными.

Следовательно, посредством механизма идентификации во многом реализуется взаимное влияние общающихся членов группы, влияние лидера на остальных членов.

Динамика процесса лидерства не отделима от проблемы развития группы.

Уровень развития группы (А.В. Петровский. Теория деятельности опосредования межличностных отношений) можно определить при помощи двух основных критериев:

1. Наличие (или отсутствие) межличностных отношений, опосредованных содержанием групповой деятельности. Этот критерий дает возможность отделить диффузные группы от более высокоразвитых групп;

2. Общественная значимость групповой деятельности позволяет вычленить коллектив среди других высокоразвитых групп, поскольку в коллективе взаимодействие и взаимоотношения людей опосредовано реальным содержанием социальной деятельности, выступающей в качестве определяющей.

Следует, однако, помнить, что в подростковом и юношеском возрасте активизируется ценностно-ориентированная деятельность: познание собственных качеств, усвоение новых знаний, важность отношений со сверстниками и значимыми взрослыми, стремление строить свое поведение на основе сознательно выбранных или усвоенных норм и критериев. Поэтому принцип опосредования межличностных отношений приобретает несколько иной акцент.

Другой подход к проблеме развития группы был предложен Л.И. Уманским. Рассматривая процесс группового развития он выделяет и характеризует стадии развития группы, придерживаясь классификации К.К. Платонова (группы-ассоциации, группы-корпорации и коллективы). Л.И. Уманский предлагает выделять такие стадии группового развития:

1. группа-конгломерат;

2. номинальная группа;

3. группа-ассоциация;

4. группа-кооперация;

5. группа-автономия;

6. коллектив.

Коллектив Л.И. Уманский определяет как высший уровень развития реальной контактной группы, отличающейся интегративным единством ценностно-интеграционной направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникабельности.

В более развитых коллективах создается определенный эмоциональный настрой, при котором происходят некоторые изменения в сфере межличностного общения: возрастает взаимное доверие в области внутренних переживаний, ослабевает самоконтроль, устанавливается естественность и непринужденность общения. В такой атмосфере ребята охотнее принимают более высокие жизненные эталоны, носителем которых для них выступает лидер.

С позиции ролевой дифференциации лидерства (инструментальный и экспрессивный лидер) можно утверждать, что в группах более высокого уровня развития наблюдается выраженная тенденция сближения эмоциональной и деловой структур лидерства и появление универсальных лидеров (см. Таблицу 4).

 

Таблица 4. Зависимость ролевой дифференциации лидерства от уровня развития группы

 

Стадии развития коллектива Стиль лидерства Доминирующий тип лидерства
Начало формирования коллектива Авторитарный Чаще инструментальный, или деловой
Сформированный коллектив Демократический Универсальный

 

При формировании детского коллектива следует учитывать выявленные в работах Г. Стенфорда, А. Роарка характерные для группы подростков следующие стадии развития:

1. Ориентация. Образование диад, вожатый или педагог – основной авторитет.

2. Формирование групповых норм, начало складывания группового самосознания. В дальнейшем изменение групповых норм, заложенных на этой стадии, будет почти невозможно. Например, если не достигнут необходимого уровня дисциплины, наводить ее, когда групповые нормы уже сложились, во много раз труднее. Основные задачи педагога-организатора программы «Лидер» на этом этапе развития группы: 1-организовать деятельность, выдвигающую лидеров; 2-обеспечить ситуацию, в которой выдвинутся в лидеры ребята с наиболее высокими морально-интеллектуальными ценностями. Тем самым эти ценности станут более привлекательными для всего коллектива.

3. Стадия конфликта. Переоценка своих возможностей, стремление решать все проблемы самостоятельно, без помощи взрослого.

4. Переход от конфликта к сбалансированности, более открытое общение, появление элементов групповой солидарности и сплоченности.

5. Чувство «Мы», забота всех о коллективе, сплочение. Интеграция индивидуальных и групповых целей, причем ведущими становятся познавательные интересы. Деловая сфера преобладает над эмоциональной.

6. Преобладание эмоциональной сферы. Тесные межличностные контакты. Переоценка групповых норм.

7. «Актуализация». Развитие эмоциональной и деловой сфер гармонизируется, возникают высокая сплоченность, открытость к проявлению и разрешению конфликта. Расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработан общий взгляд на проблему.

Следует отметить, что пройти все семь стадий удается далеко не каждой группе. Большинство «зависает» на промежуточных стадиях, например, на стадии конфликта. В значительной мере это зависит от взрослого.

 

В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:

1. своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;

2. учением как преобладающим видом деятельности школьника;

3. ситуацией лидерства (формальное / неформальное, временное / постоянное, одно / разновозрастная группа);

4. заданностью отношений с педагогами.

Многие проблемы группового лидерства остаются по-прежнему открытыми и для детских и юношеских коллективов. Хотя они играют большую роль: ведь то влияние, которому подвергается ребенок в этих группах, во многом определяет формирование его личности, жизненных позиций. Перенесение фактора социализации из семьи в подростковую среду приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.).

Поэтому при формировании лидерских позиций у детей и подростков очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.

 

В ходе личностного продвижения в позицию лидера необходимо поэтапное прохождение фаз:

- личностное определение (позиционное и деятельностное);

- проблематизация в позиции лидера (какую проблему будет решать лидер);

- построение программы личностного продвижения;

- овладение элементами деятельности и личной рефлексии.

Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, с другой – личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении – появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства.


РАЗДЕЛ 3

Искусство эффективного

общения


 

Обзор теорий лидерства. – Понятия лидерства и лидера. – Роли и аспекты работы лидера. – Типология лидерства. – Лидерство и руководство. – Механизмы выдвижения в позицию лидера. – Влияние параметров группы на процесс лидерства. – Особенности лидерства в детском и подростковом коллективе.

 

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Страдающие от холода, замерзающие дикобразы хотят согреться и сбиваются в тесную кучку. Они пытаются поплотнее прижаться друг к другу, но мешают колючки. Изранив друг друга, несмотря на стужу, они вновь разбегаются на некоторое расстояние… Для того, чтобы через какое-то время возобновить свои попытки согреться. И так без конца.

Этот образ использовал немецкий философ Шопенгауэр для иллюстрации процесса человеческого общения.

В самом деле – как часто мы, возможно, того не желая, раним друг друга своими «колючками». Как часто потом жалеем об этом и пытаемся восстановить несложившиеся отношения. Как часто эти .намерения все равно заканчиваются неудачей.

Лидер – человек, желающий и умеющий вести за собой, – начинается с умения устанавливать отношения с другими, вступать в эффективное общение. Почему? Казалось бы, лидерство – это прежде всего борьба за власть. Бороться – и общаться? Бороться – и договариваться? Несовместимо! Но при более внимательном взгляде оказывается, что основная проблема власти (и, соответственно, лидерства) – это понять, когда именно драться, а когда – договариваться. (Впрочем, это вообще одна из основных проблем жизни. И потому вся эта глава будет посвящена проблемам общения и взаимодействия.)

Трудно, чтобы не сказать – невозможно, представить себе нашу жизнь без общения. Оно занимает более 80% нашего времени. Но даже когда мы на первый взгляд не говорим ни с кем, общение все равно происходит. Прекратив спор, мы продолжаем мысленно убеждать своего собеседника, находя все новые и новые аргументы в доказательство своей правоты; расставшись с кем-либо, ведем порой бесконечные внутренние беседы с этим человеком; даже в своих снах мы убеждаем, оправдываемся, признаемся в любви, взаимодействуем – короче, общаемся. Вот и получается, что речь-то, по сути, должна идти о всей человеческой жизни.

В психологии общения это отдельная большая область – восприятие и познание людьми друг друга. Известно, что этот процесс может протекать с большими искажениями. Так, психологи выделяют эффект ореола: когда мы склонны оценивать те или иные черты личности человека под влиянием какого-то одного его качества, как бы «в ореоле» определенной, нередко

 

Общение – это взаимодействие между людьми, в процессе которого формируются, проявляются и видоизменяются их межличностные отношения. Общение – обмен действиями и поступками, мыслями и чувствами людей, их взаимовлияние друг на друга, а также процесс самосовершенствования каждого человека.

Для человека, занимающего роль лидера, важно, какой из типов общения он выбирает в той или иной ситуации.

Понимающее общение – стремление понять собеседника, проявление уважения к личности, состоящее из неоценочных реакций на его высказывания и эмоциональное состояние.

Директивное общение – целенаправленное взаимодействие, ориентация на оказание прямого психологического воздействия для достижения своих целей, состоящее из реакций, выражающих собственные оценки, взгляды, стремления и цели. Взаимоотношения с целью взаимовыгодных соотношений с партнером.

«Принижающе-уступчивое» общение – целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника, на содержание реакции неуместного принижения своих чувств, стремлений и целей, а также неоправданные уступки собеседнику.

Каждый из нас выступает в той или иной позиции, использует разные типы общения. Но предпочитаем мы все же какой-то из них.

Любое общение проходит через ряд стадий.

Первая стадия – ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия – пространственная ориентировка. Не менее важна ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени выделите на общение) и социальная ориентировка (каковы взгляды и ценности участников общения, каковы могут быть цели общения).

Вторая стадия – привлечение внимания собеседников. Привлечь (завоевать) внимание слушателей – первый ответственный момент в речи лекторов, самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым, интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверное, переживал или испытывал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны привлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» вступления может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.д. Большинство людей заняты пустой болтовней или легкими мыслями. Переключить их внимание на себя всегда можно.

Чтобы открыть (найти) такое начало, надо узнать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть с какой-нибудь стороной с речью.

Третья стадия – поиск совместимости собеседников по объему общения (кто и сколько говорит), по темпам общения (частота слов, быстрота смены тем, мыслей, образов), по настроению, по позициям и дистанциям общения. По определению К.С. Станиславского, и на этой стадии происходит «зондирование души объекта щупальцами глаз, подготовка этой души для наиболее легкого и свободного восприятия мыслей, чувств и видений».

Напряженность прежней стадии сменяется расслабленностью. На этой фазе путем выжидания и маневрирования идет поиск согласия. Это подготовительная стадия.

На четвертой стадии идет обмен и оценка фактов, идет поиск общей, совпадающей точки зрения, обнаружения приемлемой для обеих сторон темы общения. Пробуждается взаимный интерес. Идет демонстрация ожидаемых собеседником черт личности, своих привычек, мнений, настроении.

На пятой стадии возникает проблемная ситуация, конфликт, столкновение мнений. У собеседников появляется желание решения. Это в высшей степени творческое взаимодействие, поиск нового взгляда, решения, не существующего ни у одного из собеседников.

На шестой стадии собеседники принимают решение на основе разработок пятой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, происходит фиксация результата общения, собеседники выходят из контакта.

 

 


Содержание

 

Дорогие друзья!..................................................................................................................................................................... 3



2015-12-06 1657 Обсуждений (0)
Схема 1. Механизм выдвижения в позицию лидера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Схема 1. Механизм выдвижения в позицию лидера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1657)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)