Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров
Тема: «Лидерство, стиль и эффективность». 1. Понятие лидерства. Подход к лидерству с позиции личных качеств. 2. Поведенческий подход к лидерству. 3. Ситуационный подход к лидерству (адаптивное руководство).
1. «Понятие лидерства. Подход к лидерству с позиции личных качеств».
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, основанный на наиболее эффективном в данном случае сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Лидерство - естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности. Неформальное лидерство – это процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям. Неформальное лидерство в большей степени обусловлено использованием личностной основы власти. Идеальным лидерством считается использование этих двух основ вместе - должностной и личностной основ. Лидер – это человек, эффективно осуществляющий формальное руководство и неформальное лидерство. Согласно теории личных качеств: лучший из руководителей обладает определенным набором качеств, которые наука должна выделить, а люди в себе их воспитывать и становиться эффективными лидерами. В 1948 г. Ралф Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и высоким социально-экономическим статусом. Однако Стогдилл так же отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали, разные личные качества. Затем он сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые-бихевиористы: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств». Так же Стогдилл заключает , что «структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных». Ральф Стогдилл заключает, что «структура личных качеств руководителя должна соотносится с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных». Стогдилл выделил 5 основных качеств, которые помогут стать Вам лидером: 1. ум и интеллектуальные способности; 2. господство и преобладание над другими; 3. уверенность в себе; 4. активность и энергичность; 5. знание дела.
Изучение лидерских качеств было продолжено. Наиболее интересный результат был получен Уорреном Беннисом. Он обследовал 90 успешных лидеров и выделил 4 группы лидерских качеств: 1. управление вниманием – способность так представить сущность результата, цели, чтобы это было привлекательно для последователей. 2. управление значением – способность так передать значение созданного образа, идеи, чтобы они были поняты и приняты последователями. 3. управление доверием – способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных. 4. управление собой – способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон уметь привлекать ресурсы других людей. Теория лидерских качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а, следовательно, заложить какие-то основы теории. Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего. Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства. В таблице 21 представлены лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров, однако это не означает, что успешному лидеру необходимо обладать всеми этими качествами. Однако важно подчеркнуть, что многие из этих качеств можно развить с помощью целенаправленной работы. Основное условие при этом овладение навыками самоанализа, который позволяет определять области самосовершенствования. Таблица 21. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров
2. «Поведенческий подход к лидерству».
Согласно этому подходу эффективность определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненному, т.е. стилем руководства. Существует несколько концепций данного типа: 1. Три стиля руководства. 2. Исследования университета штата Огайо. 3. Исследования Мичиганского университета. 4. Системы управления Лайкерта. 5. Управленческая сетка Блэйка и Мутона.
Рассмотрим подробнее 1. Американский ученый бихевиорист Курт Левин разработал и сравнил эффект от использования трех лидерских стилей: а. Демократический; б. Авторитарный;
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (837)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |