Тема 2. Средства общения
Задание 1. Вербальные и невербальные средства общения. Вспомните каждого из участников тренинга и подробно опишите наиболее характерные вербальные (тембр и интонацию голоса, наиболее часто встречающиеся словесные обороты, скорость и эмоциональность речи) и невербальные (мимика, жесты, положение и пластика тела при общении) средства общения. Опишите: 1. Каким средствам общения, используемым другими участниками, вы хотели бы научиться? 2. Какие чувства у вас вызывают специфические средства общения: употребление в речи слов–паразитов, чрезмерная жестикуляция или отсутствие прямого взгляда? 3. Каково соотношение в вашей речи вербальных и невербальных средств общения? 4. В каких ситуациях те или иные средства общения помогают или мешают цели общения? Задание 2. Развитие невербальных средств общения. Включите телевизор и выключите в нем звук. Попытайтесь понять, о чем говорят участники телепередачи. Через 5 минут включите звук и сравните ваши предположения с произносимым текстом. Опишите: 1. Легко ли вам удалось выполнить задание? 2. Что помогло, а что осложнило ваше понимание? 3. Какие невербальные приемы использовали участники телепередачи для установления контакта? 4. Какие индивидуально–психологические особенности вам удалось заметить в процессе наблюдения? 5. Какие чувства у вас вызывает ситуация вынужденного невербального общения? 6. Вспомните собственные наиболее характерные невербальные средства общения? Помогают или мешают они вам и в какой ситуации? 7. Какие ваши личностные особенности способствуют, а какие препятствуют достижению цели?
Тема 3. Виды слушания. Задание 1. Анализ содержания сообщения и эмоциональных проявлений собеседника. Вспомните недавний разговор с другом, родителем, начальником, преподавателем и др., который вы оцениваете как конфликтный. Опишите поведение каждого участника диалога. 1. Какие приемы активного слушания (уточнение, парафраз, отражение чувств, резюмирование) применял каждый из вас? 2. Какие из них помогали, а какие мешали достижению цели диалога? 3. Как вы чувствовали себя в процессе диалога? 4. Что мешало взаимопониманию с обеих сторон? 5. Какой мотив в общении преследовал каждый участник беседы? 6. Какого опыта не хватило вам в общении с «трудным» собеседником? Задание 2. Формулирование условий и правил хорошего слушания. Составьте список необходимых правил эффективного общения, включающих основные установки активного слушания. Напишите: 1. Какие ошибки в общении чаще всего совершаете вы? 2. Какие приемы пассивного слушания вам знакомы? 3. Какие приемы активного и пассивного слушания необходимы в работе психолога (безмолвное слушание, подтверждение, перефразирование, уточняющие вопросы, вербализация, дальнейшее развитие мыслей собеседника)? 4. Вспомните ситуации, в которых навыки активного и пассивного слушания помогли вам в достижении цели общения. Задание 3.Формирование навыков эффективного слушания. (Упражнение выполняется в паре с партнером по группе). Каждый из партнеров по группе по очереди рассказывает о своей проблеме. Задача другого – понять суть проблемы, разобраться в ней, используя при этом только определенные приемы: o безмолвное слушание; o уточнение; o пересказ; o дальнейшее развитие мыслей собеседника. Напишите: 1. Какие впечатления возникли у вас в ходе беседы? 2. Какие приемы вы использовали чаще, а какие – реже? 3. Использование каких приемов вызывало у вас затруднение? 4. Что давало использование приемов активного и пассивного слушания?
Тема 4. Обратная связь в общении. Задание 1. Развитие перцептивных и сензитивных способностей. Оцените свои способности давать обратную связь по 10–балльной шкале по следующему списку правил ее предоставления. Обратная связь: 1. относится к поведению, а не личности адресата; 2. формулируется в терминах чувств и отношений коммуникатора, а не свойств личности реципиента; 3. дается по поводу происходящего "здесь и теперь" в группе, а не "там и тогда", в прошлой жизни участников группы; 4. используется в виде "Я–высказываний" вместо "Ты–высказываний"; 5. предоставляется непосредственно адресату, а не через третье лицо; 6. исключает советы; 7. предоставляется сначала с "положительным" содержанием, и только потом – с "отрицательным". Напишите: 1. С какими правилами вы согласны в большей степени? 2. Какие не принимаются? 3. Можно ли пополнить перечень этих правил? 4. Каков ваш опыт использования этих знаний в жизни, в межличностном общении в группе? Задание 2. Осознание индивидуальных способов предоставления обратной связи адресату. Напишите: 1. Вспомните, чья обратная связь в группе запомнилась вам больше всего? 2. Каково было ее содержание? 3. Какие способы и стили общения были применены? 4. Какие чувства у вас остались? 5. Как это повлияло на ваше общение с этим человеком в группе? 6. Какие правила предоставления обратной связи были нарушены? 7. Какие из них вам самим сложно выполнять в условиях групповой работы?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |