Стиль управления и элементы его определяющие
Тема 11 Лидерство и руководство Понятие лидерства и руководства Проблема использования категорий «лидерство» и «руководство» состоит в том, что в английском языке эти термины являются синонимами, в то время как в русском языке эти понятия употребляются как самостоятельные. При этом они обозначают два различных явления, которые отличаются по содержанию. Исследования российских ученых по вопросу различия понятий лидерства и руководства представлены в таблице.
Анализ указанных различий позволяет сделать следующие выводы:
- Являются субъектами управления социальной общности; - Реализуют процессы социального влияния в группе; - Имеют определенную субординацию отношений;
- Руководство есть социальный феномен; руководитель призван осуществлять регулирование официальных отношений; - Лидерство есть психологический феномен: лидер осуществляет регулирование межличностных отношений (неформальных) в группе. Безусловно, идеальной ситуацией было бы совпадение в одном лице в организации лидера и руководителя. Однако в реальной жизни любого коллектива лидер может оказаться совершенно непригодным для выполнения функций руководителя, а также возможно в социуме существование нескольких лидеров, выделяющихся в различных личностных проявлениях.
Стиль управления и элементы его определяющие Стиль управления – это устойчивая система средств, методов и форм взаимодействия руководителя, направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными и субъективными факторами протекания управленческого процесса. Данное определение позволяет выделить наиболее существенные компоненты рассматриваемой категории: · Во-первых, стиль управления характеризуется системностью, т.е. представляет собой совокупность отдельных элементов действий, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное единство и устойчивую целостность; · Во-вторых, стиль управления выступает формой взаимного воздействия руководителя и подчиненных, что определяет систему выбираемых средств и методов руководства; · В-третьих, использование руководителем системы средств и методов имеет целенаправленный характер, обусловленный миссией и задачами предприятия; · В четвертых, стиль управления определяется как индивидуально-типичными характеристиками руководителя, так в особенности производственного коллектива, а также ситуационными факторами. Стиль формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному понятию среды, условий деятельности. Преодоление противоречий в процессе постановки и достижения целей. Итак, стиль – это качественная характеристика взаимодействия субъекта и объекта управления. Анализ теоретических и практических исследований позволили выявить основные элементы, формирующие тот или иной стиль руководства: · Распределение полномочий; · Установление ответственности; · Характер процесса принятия управленческого решения; · Используемые методы руководства; · Осуществление контроля за деятельностью подчиненных; · Отношение к самостоятельности и инициативности подчиненных; · Уровень сотрудничества и доверия между руководством и подчиненными; · Отношение к нововведениям; · Заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных. Исходя из сложности и разнообразия перечисленных элементов существует и высокая вариативность конкретных стилей руководства. Мы разделяем мнение российских социологов, что стиль руководства – не частная характеристика руководителя, а интегральное системное качество, в котором проявляются следующие факторы: · Институциональные (характер организации, ее особенности); · Функциональные (производственно-экономические, социально-демографические, социально-психологические особенности коллектива); · Индивидуально-психологические свойства руководителя (профессиональный уровень, образование, нравственные качества); · Ситуационные (характер работ, экономическое и финансовое положение).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |