Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические типы хозяйственных систем



2015-12-06 660 Обсуждений (0)
Исторические типы хозяйственных систем 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Дав анализ структуры производства, мы еще не ответили на многие вопросы. Ведь из истории мы знаем, что не везде и не всегда в одинаковой степени были развиты техника, специализация и кооперация. Более того, в разных обществах и в разное время они приобретали разные формы. Поэтому, чтобы нарисовать полную картину хозяйственной жизни общества, нам следует выделить ее наиболее типичные формы и попытаться объяснить причины разнообразия.

Традиционное хозяйство. Целью производства является обеспечение выживания. Поэтому создаются только те блага, что должны обеспечить жизненные важные потребности. Причина лежит в ограниченности ресурсов, а именно в низкой степени развития техники и технологий с одной стороны и в подозрительном отношении к новациям с другой. Поэтому производство более нацелено на простое воспроизводство, носит замкнутый характер. Иначе говоря, все основные блага коллектив стремится производить у себя, чтобы не зависеть от окружающих. Поэтому отношения обмена развиты слабо и носят в основном вынужденный характер. Если коллективы и обмениваются производимой продукцией, то не для обогащения или повышения производительности труда, а лишь для того, чтобы восполнить недостающее.

Основной задачей в таких условиях становится выживание коллектива. Поэтому конкуренция и стремление к развитию собственного хозяйства, обособленного от других, не поощряется. Преобладающими становятся отношения распределения, когда произведенный продукт распределяется главой между членами коллектива (семьи, рода, общины) с целью обеспечить выживание группы в целом.

С возникновением цивилизаций хозяйственная жизнь усложняется. Усиливается разделение труда, появляются новые виды хозяйственной деятельности: ремесло, торговля. Однако низкая производительность приводит к тому, что между всеми профессиями существуют достаточно жесткие соотношения, регулирующие численность их членов, а в первую очередь, ограничивающие возможности перехода из одной группы в другую. Действует принцип: все части общества служат для поддержания существования друг друга. Поэтому отношения обмена определяются скорее не соотношением спроса и предложения, а необходимостью обеспечить выживание каждой профессиональной группы. Это проявляется в том, что оплата труда плотников, кузнецов, парикмахеров и т.д. не зависит от количества и качества производимой ими продукции.

Поэтому взаимоотношения между участниками производственного процесса (крестьянами, ремесленниками) определяются не законами рынка, а системой традиций. В таких обществах сохраняется распределительный принцип отношения к произведенной продукции. Это особенно ярко проявлялось в восточных обществах, где группа чиновников одновременно была совладельцами всего имущества и собственности в государстве, получая основные блага от перераспределения созданного низшими классами продукта.

В результате отношения между низшими и высшими классами приобретали характер эксплуатации и угнетения. Ведь крестьяне все необходимое для жизни производили в своем хозяйстве и производили только для нужд общины, поэтому отдавали созданные блага только под давлением.

Рыночная экономика. Если основной задачей хозяйства традиционных обществ является обеспечение выживания, то целью экономики индустриальных цивилизаций становится обеспечение роста потребностей. Теперь упор делается не те блага, которые гарантируют выживание и необходимы для него, а те, что удовлетворяют многообразные человеческие желания. Поэтому решающее значение начинает играть комфортность жизни, т.е. стремление сделать ее удобной.

Ориентация людей на рост потребностей изменяет их отношения в системе производства и общества в целом. Они приобретают характер спроса и предложения. Поскольку все потребности учесть нельзя, то решающим способом регулирования спроса и предложения становится рыночный механизм. Это означает, что люди получают блага не путем распределения (государством или собранием общины) и не в соответствии с местом в сословно-кастовой структуре, а вступая в отношения обмена. Все превращаются в потребителей и производителей. Но потребности людей, как правило, неопределенны, растут и потому не прогнозируемы, поэтому возникает возможность предлагать и продавать самые разнообразные продукты.

Производство отчасти должно быть избыточным, чтобы обеспечить требуемое количество и качество. Для этого необходимо множество производителей, которые должны вступить друг с другом в отношения, позволяющие создать изобилие предлагаемых благ. Это отношение конкуренции, позволяющее решить проблему: что следует предложить и как производить, чтобы приобрели твой товар.

Чтобы конкурировать, нужен автономный индивид, способный сам ориентироваться в механике производства, сам распоряжаться ресурсами, капиталом. Возникает потребность в развитии института частной собственности, т.е. специфических отношений между людьми по поводу статуса вещей. Суть этого статуса в том, что они всегда кому-то принадлежат. Значит, индивид может в качестве собственника владеть, пользоваться (т.е. извлекать выгоду) и распоряжаться (т.е. определять судьбу вещей). Частная собственность формирует или усиливает личную заинтересованность человека, а также создает совершенно другие ориентиры его поведения: действовать, используя собственность, приумножая собственность, а не стремиться к власти, стремиться накапливать, а не раздавать.

Рынок начинает формировать новый смысл производственной деятельности. Это ответ на вопрос, с какой целью следует производить. Теперь производитель обслуживает не себя и создает не столько, сколько нужно для восстановления затрат. Он производит на продажу, а именно производит товар, причем столько, сколько могут приобрести, а именно чем больше, тем лучше. Тем самым производитель ориентируется на прибыль, получение которой становитсясмыслом хозяйственной деятельности. Чтобы победить в условиях конкуренции производитель должен соответствующим образом организовать свою деятельность. Ему следует максимально эффективнее использовать имеющиеся ресурсы. Т.е. он должен действовать так, чтобы доходы превышали затраты.

Рынок начинает определять взаимоотношения не только между производителями, но и между организаторами производства и исполнителями. Теперь требуется не любой работник, а заинтересованный и соответствующими навыками. Заинтересованность будет тем сильнее, чем менее работник связан с общиной и ее традициями и не может получить от нее поддержку. Поэтому изменяются взаимоотношения между работодателем и исполнителем. Формируется тип наемного работника, который контактирует с работодателем путем продажи своих услуг на определенное контрактом время (т.е. обменивает ее) и конкурирует с другими работниками. Возникает рынок труда, когда человек начинает рассматривать себя специфическим образом. Он развивает в себе список качеств, которые позволят ему быть конкурентоспособным (т.е. с позиции полезности).

Тем самым единственным способом, которым человек может свои потребности удовлетворить, это предлагать нечто, чтобы что-то получить. Так индивиды ставятся в зависимость от своей способности быть кому-то нужным и умения эту надобность обменять. Все члены общества попадают во всеобщую зависимость друг от друга. И потребитель становится зависимым от производителя, потому что его возможность иметь хороший доход зависит от эффективного участия в рыночных отношениях. И производитель становится зависимым от потребителя, потому что его доход зависит от доходов потребителя.

В конечном счете, процесс распределения и приобретения благ становится анонимным, лишенным персонального распорядителя благ, стихийным и игровым, поскольку в процессе производства и сбыта товаров возникает ситуация риска, непредсказуемости. Поэтому человек в системе новых экономических отношений должен стать рациональным, умеющим взвешивать свои способности и возможности, планировать последствия своих действий.

Плановая, централизованная экономика. Цели рыночной и плановой экономики совпадают, но принципиально различаются средства. Принципом организации экономики является планирование производства и потребления, т.е. стремление учесть и предусмотреть как потребности людей, так и пути их удовлетворения. Таким образом, ответом на вопрос что производить и как становится действие путем прямого приказа. Плановые экономики возникают в 20 в., позже рыночных, как реакция на трудности рыночной системы: стихийность рыночного хозяйства, кризисы перепроизводства, монополизация, эксплуатация и обнищание наемных работников в ходе монополизации.

Каковы основные черты плановой или командной экономики? Связь между производителем и потребителем, между производителями осуществляется через определенные экономические институты. Они выстраивают в своеобразную пирамиду, на вершине которой находится планирующий орган, решения которого имеют форму приказа. Сам этот орган не является ни производителем, ни потребителем. Он указывает, что и как создавать, причем диктует свои условия и силой принуждает их исполнять. Отношения частной собственности и конкуренции ликвидируются, поскольку мешают планированию. Единственным стимулом поощрения работника становится выполнение плана. Планирование распространяется на сферу распределения социальных благ: здравоохранение, образование, государственные пенсии.

Но невозможность учесть все возможные потребности приводит к их усреднению и минимизации. Кроме того, потребности населения растут, поэтому в дополнение к усреднению создается ситуация дефицита товаров, с одной стороны, и производства ненужной продукции, с другой стороны. На производстве планирование и государственный характер собственности приводит к падению стимулов для повышения производительности труда и модернизации производства. В результате возникает не только дефицит, но и падает качество продукции. То же касается качества государственных услуг населению.

У исполнителей налицо отсутствие инициативы и развитие социального иждивенчества. Люди считают, что государство вне зависимости от их личных усилий обязано гарантировать хорошую жизнь. Развитие двойной морали: равнодушие на производстве и усиление внимания к личной жизни. Организаторы производства сами оказываются винтиками всеобщего механизма планирования. Чтобы получить доступ к дефицитным благам, они должны обеспечить выполнение плана. Поэтому их благосостояние не связано напрямую с качеством продукции и не определяется спросом. Решающим становится умение получить благосклонную оценку вышестоящих социально-экономических институтов.

В результате от исполнителей наверх начинает поступать искаженная информация. Ведь для обеспечения жизнедеятельности система планирования нуждается в информации снизу: о характере ресурсов, обеспеченности населения, объеме производства. Однако те, кто находятся у подножия пирамиды, дозируют ее или искажают в соответствии со своими собственными интересами. Ведь не потребительский интерес контролирует качество и количество благ и услуг. Это усиливает искажение механизма планирования. Возникает необходимость тотального контроля над производством, что усиливает бюрократизацию общества и рост расходов на содержание контролирующего аппарата.

Плановая экономика очень похожа на хозяйство традиционных обществ. Но с двумя отличиями. Прежде всего, она строится на развитом машинном производстве, которое требует человека определенного типа, образованного, способного проявлять личную активность, готового к изменениям. Во-вторых, она нуждается в индивиде, который ориентирован на рост потребления, на качество услуг, на уровень потребляемых духовных ценностей (свобода, справедливость, предметы искусства). Причем этот тип человека порождается тоталитарной идеологией. Поэтому возникает противоречие между требованиями идеологии и планируемой экономикой, которое приводит, в конечном счете, общество к кризису.

 



2015-12-06 660 Обсуждений (0)
Исторические типы хозяйственных систем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические типы хозяйственных систем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (660)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)