Понятие юридической техники и ее требования
Юридическая техника - совокупность определенных правил, средств и приемов, которые используются при выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации. Под юридической техникой понимается совокупность правил, средств и приемов формулирования, вынесения и обработки индивидуальных правовых актов. В широком смысле юридическая техника - это наука законотворчества, законодательная политика и законодательная техника (А. Нашиц). В узком смысле - это технические средства и приемы построения правовых норм. Уровень юридической техники свидетельствует о правовой культуре. Важная роль в юридической технике отводится терминологии, реквизитам, структуре. К средствам юридической техники относится юридическая конструкция, т.е. построение нормативного материала (например, состав преступления). Юридическая техника имеет в основном прикладной, инструментальный характер. Виды юридической техники: 1) законодательная (нормотворческая, законотворческая техника) – особая роль; 2) правоприменительная (правореализационная или техника индивидуальных правовых актов); 3) интерпретационная или техника актов официального толкования; 4) техника систематизации и учета нормативных правовых актов; 5) техника обнародования (опубликования) нормативных правовых актов. В качестве самостоятельных видов юридической техники иногда также рассматриваются: техника судебной речи, нотариальной деятельности, следственных действий и т.д. Несмотря на различные нюансы во взглядах ученых, сложилось определенное представление об общепринятых правилах, приемах и средствах юридической техники. Основные общие правила юридической техники: 1) наиболее полное, адекватное выражение воли законодателя; 2) рациональную организацию и логическую последовательность изложения нормативных предписаний, помещаемых в нормативном правовом акте; 3) отсутствие пробелов и противоречий в нормативных правовых актах и во всей системе законодательства; 4) краткость и компактность изложения правовых норм при достаточной глубине и всесторонности отражения их содержания; 5) ясность, простоту и доступность языка нормативных правовых актов, точность и определенность используемой терминологии; 6) сведение к минимуму количества нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им; 7) своевременное обнародование и вступление в силу законов и других правовых актов в соответствии с установленным порядком. 55. Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актовСистематизация нормативных актов – это деятельность компетентных субъектов по совершенствованию законодательства, упорядочиванию НПА, приведение их в единую систему, в целях удобства пользования на практике. Цель: упорядочение правового материала; расположение его по определенным разделам и рубрикам, т.е. классификация, облегчающая поиск необходимых нормативных актов и служащая условием выполнения требований законности. В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации нормативных актов. Во внутреннем плане систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов в праве. В систематизации нормативно-правовых актов нуждаются законодатель, правоприменители и все граждане. Способы систематизации: 1) сбор гос.органами и долж.лицами норм.док-тов необходимых для их деят-сти; 2) издание сборников норм. док-тов; 3) объединение совокупности мелких актов изданных по одному или нескольким мелким вопросам в один укрупненный акт; 4) издание нового акта, кодекса или др. акта, приближающегося к кодексу путем переработки действующих норм права, а также дополнения их новыми нормативными установлениями. ВИДЫ систематизации: 1.Учет– это деят-сть по сбору, хранению и поддержанию в рабочем состоянии актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей поиск необходимой информации в массивах актов взятых на учет. Виды учета: журнальный учет; картотечный учет; автоматизированный учет. В гос. органах учетом занимается спец.служба или специально выделенный работник. 2. Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляет собой правотворческую деятельность уполномоченных субъектов, направленую на коренную внешнюю и внутреннюю переработку действующего законодательства.. В ходе кодификационных работ осуществляется не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений, отменяются устаревшие принципы и нормы, создаются новые. Она может осуществляться только правотворческими органами гос-ва и является разновидностью правотворчества. Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу норм.акты и называется кодификационным актом. Основные виды кодификации: – принятие основ и основных начал законодательства (основы лесного законодательства РФ, основы законодательства РФ об охране здоровья граждан). В будущем это могут быть основы или основные принципы российского законодательства, устанавливающие ведущие положения в той или иной области регулирования общественных отношений в пределах Российской Федерации; – принятие федеральных кодексов и уставов; – принятие кодексов Российской Федерации, например УКРФ, ГКРФ. Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида. 1) Основы законодательства – это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы гос-венного управления (используется в федеративных гос-вах). 2) Кодекс - наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности. 3) Устав, положение – это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (напр. Президентом или Правительством). 3.Инкорпорация основывается только на внешней систематизации или простой классификации нормативных актов по определенным тематическим признакам: предметному и (или) хронологическому. В результате инкорпорации норм.акты соединяются в сборник по признаку регулирования ими определенной области общественных отношений (в области пенсионного обеспечения). Инкорпорация может охватывать все законодательство по данному предмету регулирования – тогда она называется генеральной, а может относиться лишь к его части, и тогда это будет частная инкорпорация. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными органами (собрание актов Президента и Правительства РФ). Примером являются Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства РФ. Они не являются новыми нормативными актами, а служат лишь способом (формой) опубликования и переопубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Неофициальная инкорпорация проводится организациями и лицами по их инициативе. Она не является формой опубликования нормативных актов. Ее практическое значение – справочно-информационное. Признаки: 1. Не затрагивает и не меняет нормативное содержание актов. 2. Нормативные акты объединяются в первоначальной форме и подвергаются только внешней обработке (сборник законов, собрание законов). 3. Юр.сила актов сохраняется с момента их принятия и объединения. 4. Сборники и собрания законод-ва не являются самостоятельным источником права. 5. Субъектами инкорпорации могут быть органы гос-ва, общ. орган. и частные лица. 4.Консолидация - представляет собой объединение мелких НПА издаваемых по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, регулирующих общ. отнош., в единый сводный НПА без изменения содержания. Представляет собой промежуточное звено, нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. В процессе консолидации несколько норм.актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия. Возможна даже новая редакция некоторых статей.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2773)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |