Кто, что, где, когда, как конкретно?
Использование: когда информация в сообщении клиента отсутствует (стерта) или когда была им не определена или обобщена. ПРИМЕР: «Все говорят, что мой успех ненадолго» — «Кто это говорит? И что конкретно говорит?» Можете ли вы сказать это о самом себе? Использование: когда клиент говорит что-либо о ком-то или чем-то, что может быть отнесено к нему (проецирует на других свое отношение). ПРИМЕР: «Все врачи не любят таких как я, простых больных» — «Можете ли вы сказать: я не люблю всех врачей?» РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ 3. Что останавливает вас? Что вам мешает? Что Использование: когда клиент говорит такие слова, как «не могу», или «следовало бы» и «должен». ПРИМЕР: «Я не могу стать вашим пациентом» — «Что останавливает вас? И что случилось бы, если бы вы им стали?» 4. Можете ли вы вспомнить о моменте ситуации, ПРИМЕР: «Я никогда не шел ни на какой риск» — «Можете ли вы вспомнить хотя бы одну ситуацию, когда действительно рискнули? » ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ Как вы об этом узнали? Использование: когда оппонент считает, что может читать чужие мысли, утверждает наличие причинно-следственного эффекта или выражает комплексный эквивалент. ПРИМЕРЫ:«Это глупо\» «Вы заставляете меня\» — «Как вы об этом узнали?» Как именно? Использование: когда клиент выражает отношение причины-следствия вместе с другими эмоциями. ПРИМЕР: «Это сделает меня несчастными — «Как именно?* 7. По отношению к кому или чему? Использование: когда клиент сообщает неподтвержденное мнение. ПРИМЕР: «Глупо у вас лечиться*. — «Глупо по отношению к кому?* «И по каким критериям?». Пожалуйста, как следует разберитесь с мета-моделью. Потренируйтесь в ее использовании. Но ни в коем случае не злоупотребляйте вопросами М-М, так как уже известно, что при неумеренном использовании они оказываются способными довести до состояния «белого каления» даже самого уравновешенного человека. Ориентируйтесь здесь на то, что один М-М вопрос следует задавать в перебивку с двумя-тремя обычными. Преодоление комплексной эквивалентности Однако, мы несколько погрешили против истины, сообщив о том, что вся мета-модель сводится к семи вопросам, включенным в вышеприведенный краткий перечень. Но погрешили только в одном — в части комплексной эквивалентности (см. последнюю строку «Схемы метамодели»). Под этим высоконаучным термином в нейро-лингвистическом программировании понимаются любые связки типа А = В, например, «Тот, кто рекламирует себя, не достоин внимания», что в виде комплексного эквивалента можно представить как Рекламировать себя значит быть недостойным внимания Люди просто обожают создавать комплексные эквиваленты — в основном для того, чтобы «рационально» объяснять свои глупости. «Ты меня не любишь. Потому что не говоришь об этом» — кто из мужчин хотя бы раз (на самом деле — десятки и сотни раз!) за свою жизнь не слышал подобных утверждений из уст любимых (и не очень) женщин? В основе — все та же комплексная эквивалентность «Не говорить о любви — значит не любить». А = В. Не правда ли, интересное умозаключение? Но если вы вспомнили аналогичный случай из вашей собственной биографии, скорее всего в вашей голове всплыло и другое: то, что вам так и не удалось (или удалось с громадным трудом) переубедить вашего оппонента в юбке... Грешат комплексными эквивалентами и наши клиенты — в основном, когда объясняют свою позицию или отказ: «Я не согласен, потому что...» Конечно, как это и указано в вышеприведенном тексте, комплексную эквивалентность можно раскрыть с помощью универсального вопроса метамодели «Как вы узнали, что...» Раскрыть, но не всегда преодолеть. Ибо преодоление это заключается в разрыве, уничтожении связки А = В. В исключении знака равенства между двумя суждениями. А этот самый разрыв, уничтожение или исключение должно совершаться в бессознательном (а далее — в сознании) вашего оппонента. Что возможно, если вы воспользуетесь разработанной в НЛП техникой «логического квадрата». Согласно этой технике, любые два выражения А и В могут быть «раскручены» по следующей схеме: АиВ А и неВ неА и В неА и не В, что может быть представлено в виде условного квадрата
Возьмем для примера исходное выражение «Не говорить о любви — значит не любить» (неА = неВ) и распишем его по квадрату (см. далее). Скорее всего, если вы последовательно прочитали все четыре выражения, записанные в секторах логического квадрата, у вас в голове явно поубавилось уверенности в том, что не говорить о любви — это значит не любить. Слишком уж много вариантов связок между А и В вы внезапно обнаружили, чтобы продолжать упорно утвер- ждать, что А = В. Именно этой множественностью обнаруживающихся вариантов и пользуются в Нейролингвистическом программировании для того, чтобы преодолеть комплексную эквивалентность — но более элегантно и эффективно. Достаточно просто быстро, почти без пауз — так, чтобы сознание клиента не успевало обработать информацию, — задать ему вопросы, отражающие соотношение А и В в предложенном комплексном эквиваленте: «Итак, А значит В. А было ли так, чтобы не А значило В? Или А значило не В? И, наконец, не А значило не В?»
Приведем пример вышесказанного. Предположим, ваш клиент говорит вам: «Она не любит меня. Потому что не пишет». В основе этого выражения — комплексный эквивалент «Не пишет, потому что не любит» (неА = неВ). Быстренько раскрутим его по схеме логического квадрата. «Итак, она не любит, потому что не пишет. А было ли так, когда она любила, но не писала? Любила и писала? Не любила, но все равно писала? А бывает ли так, что люди не пишут и не любят? Пишут, но не любят? Не пишут, но любят? Пишут и не любят?» Если вы произнесете эти фразы достаточно быстро — разумеется, демонстрируя вдумчивое, внимательное и серьезное отношение к вашему клиенту — скорее всего, в его мозгу произойдет нечто вроде «короткого замыкания», и комплексный эквивалент, который так мешает прийти к истине, окажется разрушенным. Фрактальная модель языка Помимо мета-модели, для анализа работы с вербальной информацией, сообщаемой клиентом ПК (да и просто — партнером по общению), в Нейролингвистическом программировании так же существует и так называемая базовая фрактальная модель языка, созданная Дж. Ма-вертером. В этой по своему очень оригинальной, но недостаточно популярной в силу малоизвестное™ модели (так же, как и М-М ориентированной ца анализ процессов фильтрации информации и, конечно же, восстановления информации утраченной) главными элементами являются следующие три: рамки, связи, и детали. Дело в том, что упоминаемые в начале этой главы основные нарушения в процессе создания человеческих карт (обобщение, искажение и опущение) могут рассматриваться как размывание границ или рамок (обобщение), установлении неверных связей (искажение) и уничтожение деталей (опущение). Соответственно, для восстановления утерянного, можно применять вопросы относительно рамок («Меня никто не любит!» — «Кто именно вас не любит?»); связей («После того, как она меня бросила, вся моя жизнь пошла наперекосяк!» — «Как связано то, что она вас бросила, с тем, что ваша жизнь пошла наперекосяк?») и деталей («Я глубоко и безнадежно болен!» — «Чем конкретно вы больны?»). Собственно же «фрактальность» базовой модели языка Дж. Маквертера заключается в том, что внутри каждого из вышеописанных элементов так же могут быть рассмотрены «нижележащие» рамки, связи и детали, что позволяет осуществить действительно глубокий, но при этом весьма структурированный анализ проблемной области. То, как именно это делается на практике, можно понять из нижеприведенной схемы.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |