Инфляция:причины возник-я, виды, методы измер-я, соц-экон.послед-я
Инфля́ция— повыш-е общего уровня цен на товары и услуги. Это процесс обесценив-я денег(сниж-е покуп-ой способ-ти денег) Причины возник-я: -несбалансир-ть гос-х дох-ов и расх-ов -измен-е струк-ры рынка в 20-21 вв., струк-ра олигополистич-я→рост цен -рост «открытости» эк-ки страны вызывает опасность «импортируемой» инфляции. -инфляцион-е ожидания Виды инфляции: -Инфл-я спроса— порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара) -Инфл-я предложения (издержек)— рост цен вызван увелич-ем издержек произв-ва в условиях недоисполь-х производств-х ресурсов. Повыш-е издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен. -Сбалансир-ая инфляция— цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга. -Несбалансир-ая инфляция—цены различных товаров измен-ся по отношению друг к другу в различ. пропорциях. -Прогнозируемая инфляция— это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов. -Непрогнозируемая инфляция— становится для населения неожиданностью, так как фактич-ий темп роста уровня цен превышает ожидаемый. -Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распр-я информ-ии о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар. В зависимости от темпов роста различают: -Ползучую (умеренную) инф-ю (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассмат-ют её как элемент норм-го развития эк-ки, т.к. по их мнению, незнач-ая инфл-я (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие произв-ва, модернизацию его структуры. Рост денеж. массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способ-ет активизации инвестиц-ой деят-ти и росту произв-ва. Рост произв-ва, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денеж. массами при более высоком уровне цен. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под гос-го контроля. Она особенно велика в странах, где отсут-ют отработанные механизмы регулир-я хоз-ой деят-ти, а уровень произв-ва невысок и характериз-ся наличием структур-х диспропорций; -Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для эк-ки, требует срочных антиинфляц-ых мер. Преобладает в развивающихся странах; -Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточ-е кол-во денеж. знаков. Парализует хоз-ый механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды. Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляция-спад произ-ва и одноврем-но повыш-е ур-ня цен в эк-ке.Стагнация – спад произв-ва в эк-ке. Наиболее распр-ым методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду. Помимо индекса потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Темп инф-ии(темп прироста индекса цен)-темп прироста общего ур-ня цен за опред-й период.(ур.цен дан.г.-ур.цен.пред.г)/ур.цен пред.г*100. Как правило, используются несколько основных методов: Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себест-ть произв-ва без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI. Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повыш-я дох-ов и роста расх-ов. Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребит-х товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют. Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчит-ся как изменение в цене на группы одинаковых товаров. Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют. Индекс Пааше— показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода. Социально-экономическиепоследствияинфляции:1.Инфл-я приводит к тому, что все денеж-е доходы (как населения, так и предпр-ий и гос-ва) фактически уменьшаются. Это опред-ся различиями м/у номинальным доходом и реальным. Именно поэтому от инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами.Если же рост дохода опережает темпы инфляции, то фин. состояние(семьи, фирмы) улучшается.2. Инфл-я перераспред-ет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причём выигрывают дебиторы на всех уровнях, так как ссуда берётся при одной покупательной способности денег, а возвращаются, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Так, от инфл-ии выигрывают люди, которые получили кредит на освоение дачных участков, и предпр-я, у которых имеет место превышение дебиторской задолженности над кредиторской.3. В период инфл-ии растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предпр-я стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денеж. ср-в у населения и предпр-ий результатом ажиотажной закупки материалов является усиление инфл-ии спроса.4.подрываются стимулы роста эк-ки на базе НТП5.ослаб-ет мотивация к труду6.повыш-ся % ставки за польз-е заем-ми ср-ми.Антиинфляционная политика - система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |