1. Абсолютные величины
2. Относительные величины, их виды и расчет
3. Виды средних и их расчет.
4. Структурные средние (мода, медиана) и их расчет в рядах распределения
5. Показатели дифференциации и концентрации (децильный коэффициент дифференциации доходов, коэффициент фондов, кривая Лоренца, коэффициент Джини)
6. Показатели вариации
7. Решение задач по теме.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Что такое абсолютные статистические величины и каково их значение? Приведите примеры абсолютных величин.
- В каких единицах измерения выражаются абсолютные статистические величины? Приведите примеры.
- Всегда ли для анализа изучаемого явления достаточно одних абсолютных показателей?
- Что называется относительными величинами?
- Каковы основные условия правильного расчета относительной величины?
- В какой форме могут быть выражены относительные величины? От чего она зависит?
- Какие виды относительных величин Вы знаете? Приведите примеры.
- Дайте определение средней величины.
- Какова роль средних в регулировании действия случайных причин и определении среднего уровня явления?
- Какие виды средних величин применяются в статистике? Какие средние величины используются чаще всего?
- Как исчисляются средняя арифметическая простая и взвешенная и в каких случаях они применяются?
- Для чего служит средняя гармоническая? Чем она отличается от средней арифметической?
- Как исчисляются средняя гармоническая простая и взвешенная и в каких случаях они применяются?
- Как исчисляется средняя геометрическая? Где она применяется?
- Какие показатели относятся к структурным средним и как они рассчитываются?
- Как графически можно определить моду и медиану? Поясните ответ.
- Поясните принцип расчета порядковых статистик – децилей, квинтилей и квартилей. Поясните, в каких случаях эти показатели применяются и что характеризуют.
- Поясните, что означает децильный коэффициент дифференциации и что он характеризует?
- Поясните, как рассчитывается коэффициент Джини, что он характеризует
- Поясните, как строится кривая Лоренца, что она характеризует.
- Что представляет собой вариация признака, от чего зависят ее размеры?
- Что такое размах вариации, по какой формуле он исчисляется, в чем его недостаток как показателя вариации?
- Какой показатель вариации называется дисперсией? По каким формулам она рассчитывается?
- Почему дисперсия и среднее квадратическое отклонение не всегда являются достаточными для характеристики вариации признака в изучаемых совокупностях?
- На какие две большие группы делятся причины, факторы, вызывающие вариацию признака?
- Что собой представляет коэффициент вариации как показатель? Каковы формула для его вычисления и значение для экономического анализа?
- Что называется эмпирическим коэффициентом детерминации?, Каков его смысл?
- Что называется эмпирическим корреляционным отношением? В чем его смысл?
ЛИТЕРАТУРА:
- Гусаров В.М., Кузнецова Е.И. Статистика: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М.Гусаров, Е.И.Кузнецова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 479 с.
- Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007
- Коваленко, Н.В. Общая теория статистики: учебно-методическое пособие / Н. В. Коваленко; ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд – во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. – 140 с.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – решение задач
Задача 1.
По данным переписи населения 2002 года в РФ проживало 2,7 млн. человек в возрасте 80 лет и старше. Из них мужчин 0,5 млн. чел., женщин – 2,2 млн. чел. Определите структуру долгожителей по полу и относительную величину координации, приняв число мужчин за базу, равную 100.
Задача 2.
Имеются данные о ценах на ткани за отчетный период, руб. за метр:
Вид товара
| Отечественное производство
| Зарубежное производство
|
Ситец
| 17,0
| 35,0
|
Бязь
| 60,0
| 138,0
|
Трикотаж
| 120,0
| 380,0
|
Определите относительный показатель сравнения цен по каждому виду ткани.
Задача 3 .
Имеются следующие данные:
Урожайность озимой пшеницы по бригадам фермерского хозяйства в 1998 году
Номер бригады
|
|
|
|
|
Урожайность, ц /га
| 22,6
| 31,0
| 24,5
| 21,1
|
Посевная площадь, га
|
|
|
|
|
Определите среднюю урожайность озимой пшеницы по хозяйству.
Задача 4.
По данным таблицы определите удельный вес женщин по трем фабрикам
Численность работников трех фабрик на 1.01.2004 года
Номер фабрики
| Всего работников, чел
| Из них удельный вес женщин, %
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
Задача 5.
По данным таблицы рассчитать средний возраст студентов вечернего факультета вуза
Возраст студентов вечернего факультета
Возраст в годах
| Число студентов
|
До 20
|
|
20 – 24
|
|
25- 29
|
|
30 – 34
|
|
Старше 35
|
|
Итого
|
|
Задача 6.
Распределение населения РФ по размеру среднемесячного душевого денежного дохода в апреле 1993 года характеризовалось данными, приведенными в таблице:
Среднемесячный душевой доход, тыс. руб
| Численность населения, млн. чел.
|
До 5
| 6,6
|
5 – 10
| 39,8
|
10 – 15
| 45,6
|
15 – 20
| 33,4
|
20 – 25
| 21,6
|
Свыше 25
| 1,7
|
ИТОГО:
| 148,7
|
- Определите среднемесячный душевой доход в апреле 1999 года на основе средней арифметической, моды и медианы
- Рассчитайте коэффициент Джини и постройте кривую Лоренца
- Сделайте выводы по задаче.
Задача 7.
По данным таблицы рассчитать все доступные показатели вариации: