Принцип деятельностной направленности образования 8 страница
Провозглашая лозунг «Школа готовит к жизни», как уже говорилось выше, тем самым мы декларируем, что ученик, студент и в общеобразовательной, и в профессиональной школе не живут полноценной жизнью, а только существуют в свое-
образном инкубаторе в ожидании предстоящей «настоящей жизни». Но, приходя в эту «настоящую жизнь» — приступая к трудовой деятельности, выпускник оказывается к ней неподготовленным — он что-то знает* в одних областях, что-то умеет делать — в других, что-то проектировать — в третьих. Он не приучен делать что-либо целиком и целиком нести отвствен-ность за свои дела. Он не научен общению в коллективе, он не умеет получать наслаждение от своего труда. И поэтому ему приходится действовать не так, как следовало бы, а так, как получится, как сложатся внешние обстоятельства и условия его работы, по знаменитому принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». Это — крупнейший недостаток всего нашего образования на всех уровнях. В конечном итоге, он проявляется и в том, что большинству российских заводов и фабрик для освоения выпуска какой-либо новой продукции, для переналадки производства требуются многие годы — чему удивляется весь мир. Таким образом, деятельностный подход к образованию, в частности, подразумевает, что ребенок, подросток, юноша, девушка в школе должны не только играть (в раннем возрасте) и учиться, но и что-то делать сами. Эффективного образования не может быть без организации их личного опыта продуктивной деятельности. Но для этого необходим поиск путей организации опыта учащихся, студентов в осуществлении интег-ративной деятельности, определяемой полнотой своего содержания в процессуальном аспекте (целеполагание — целевы-полнение) и в видовом аспекте — в ней должны быть достаточно выражены познавательная, ценностно-ориентировочная, преобразовательная, коммуникативная и эстетическая деятельности. Реализовать это требование в учебно-воспитательном процессе возможно, очевидно, в двух направлениях: 1. В теоретическом обучении — усилением ценностно-ориентировочных, преобразовательных, коммуникативных, эстетических компонентов учебно-воспитательного процесса за счет включения в него подготовки устных и письменных докладов и сообщений учащихся и студентов; введения лабора-торно-исследовательских практикумов вместо наборов примитивных лабораторных работ по готовым образцам; привлече- ния обучаемых в предметные кружки (факультативы, научные семинары и т.д.), применения деловых игр, игрового имитационного моделирования и других игровых форм учебных занятий, выполнения междисциплинарных исследовательских работ, развития компьютерного творчества учащихся и студентов, которое сегодня возможно во всех без исключения учебных циклах и курсах и т.д., а также значительным усилением эмоциональными компонентами всех форм учебных занятий. 2. В практическом обучении и учебном проектировании (которые в принципе должны были бы составлять единое целое) — организацией собственного опыта обучаемых в осуществлении интегративной трудовой, профессиональной деятельности. Для этого учащиеся и студенты должны выполнять практические работы (задания), выбираемые ими самостоятельно (лучше) или предлагаемые учителями, преподавателями (хуже), которь!е отвечают следующим требованиям: — имеют общественно-полезную значимость, рыночную — посильны для учащегося, студента, но отличаются вы — задания сформулированы в самом общем виде, требуют — предусматривают возможности коллективной производ Причем основная суть заключается в том, чтобы учащийся, студент самостоятельно проделал полный производственный цикл: от. поиска соответствующей «ниши» на рынке товаров и услуг, замысла до изготовления продукта и его реализации. Естественно, организовать такую учебно-производственную деятельность обучаемых, которая отвечала бы одновременно всем этим условиям, весьма непросто. Тем не менее, эти тен-
7-1045 денции активно развиваются в практике. Например, в школе № 215 г. Москвы школьники уже с пятого класса сами с помощью родителей, знакомых и т.д. находят, что они могут в соответствии с их наличными умениями сделать в школьных мастерских такое, что потом они смогут продать (через финансовый счет школы) в хозяйственных магазинах, заводам и т.д., затем конструируют, изготавливают и продают эти изделия. В профессиональной школе это такие формы, как: организация производственного обучения студентов профучилищ на выпуске сложной продукции (в ее лучших вариантах), деятельность опытнических учебных хозяйств сельских профучилищ; так называемое реальное курсовое и дипломное проектирования в ССУЗах и ВУЗах, когда проект реализуется студентом «в металле»; включение студентов ССУЗов и ВУЗов в самостоятельное выполнение исследовательских, конструкторских, проектных и технологических разработок на кафедрах, в НИИ, в научно-прикладных фирмах, научно-технологических парках и т.д. Главное заключается в том, что при реализации деятельно-стной направленности образования циклы теоретического обучения должны быть, с одной стороны, связаны с личностными ценностными ориентациями обучающихся, их личностными интересами; с другой стороны — цикл практического обучения, тесно связанный, а возможно, и интегрированный с учебным проектированием, вместо хотя и обязательной, но довольно рутинной и примитивной практической деятельности учащихся и студентов должен стать по сути высшим, интегрирующим, завершающим звеном в образовательном процессе.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |