Психолого-педагогическая диагностика терпимого отношения к детям
Методика наблюдения внешних проявлений уровней и индивидуально-типических проявлений терпимого, толерантного, нетерпимого отношения к детям Цель — получение объективной информации о внешних проявлениях уровней и индивидуально-типических особенностей терпимого, толерантного, нетерпимого отношения. Методика проводятся с каждым замещающим родителем индивидуально. Проведение и обработка методики. Специалист службы сопровождения замещающих семей наблюдая за поведением замещающего родителя в ситуациях взаимодействия с детьми, фиксирует определенным образом способы толерантного, терпимого, нетерпимого отношения с указанием эмоционального отношения взрослого. Фиксируются следующие девять пар воздействий: 1 - разрешает – 2 - запрещает; 3 - поощряет – 4 - наказывает; 5 - хвалит – 6 - ругает; 7 - обращает внимание на ребенка – 8 - игнорирует его; 9 -организует – 10 - дисциплинирует; 11 - помогает – 12 - не оказывает помощи; 13 - предоставляет самостоятельность – 14 - контролирует; 15 - просит – 16 - требует (приказывает); 17 - заинтересовывает ребенка – 18 - не заинтересовывает. Фиксируемые данные заносятся в специальную таблицу:
Проявление того или иного воздействия отмечается слэшем (/), модальность отношения: ласковый или безразличный взгляд, теплый или холодный тон, улыбка или сердитое выражение лица — обозначается знаками (+) или (-). Например, замещающий родитель похвалит ребенка, улыбнулась (лся) ему, в графу «хвалит» ставится слэш со знаком ( + ) — ( / + ). Если же он (она) похвалил (а) его, но сделал (а) это формально, с безразличным видом, в эту же графу ставится слэш, но со знаком минус — ( / — ). Цифрами обозначены следующие формы воздействия: 1. разрешает; 2 – поощряет; 3 – хвалит; 4 – обращает внимание; 5 – организует; 6 – помогает; 7 – предоставляет самостоятельность; 8 – просит; 9 – заинтересовывает; 10 – запрещает; 11 – наказывает; 12 – ругает; 13 – игнорирует; 14 – дисциплинирует; 15 – не оказывает помощи; 16 – контролирует; 17 – требует (приказывает); 18 – не вызывает интереса. Обрабатываются результаты следующим образом. Подсчитывается общее число воздействий (число слэшей). Затем подсчитывается число того или иного воздействия отдельно со знаком (+) и со знаком0 (-), Каждое число по каждому типу воздействий делится на общее число воздействий и округляется до сотых долей. Например, в ходе наблюдения было зафиксировано 100 воздействий, из них 21 раз замещающий родитель помогал детям и делал это охотно, с улыбкой, а 4 раза оказывал помощь, но раздраженно, без особого желания. Следовательно, внизу таблицы под графой «помогает» пишем число со знаком (+)— 17: 100 = 0,17, а со знаком (-) —4: 100 = 0,04.1 -же делается по всем остальным параметрам. После этого складываются все числа со знаком плюс по параметрам: разрешает, поощряет, хвалит, обращает внимание, организует, помогает, предоставляет самостоятельность, про сит, заинтересовывает (параметры с 1-го по 9-й включительно). Получаем итоговое число, например, 0,89. Затем складываются все числа со знаком минус по этим же параметрам, получаем итоговое число, например, 0,02. То же делается по параметрам: запрещает, наказывает и т.п. (параметры с 10-го по 18-й) со знаком плюс получаем, например 0,06, и со знаком минус, например 0,03. В сумме все четыре числа должны составить единицу: 0,89 + 0,02 + 0,06 + 0,03 = 1. После чего из первого полученного числа (0,89) вычитаем последнее (0,03), получаем итоговое число, которое и характеризует оптимальный уровень терпимого отношения руководителя. 0,86 — 1,00 — оптимальный уровень; терпимое отношение к ребенку; преобладающая форма отношений к детям: «сотрудничество», «уступчивость», «снисхождение»; 0,85 — 0,62 — ситуативный уровень; толерантное отношение к детям; преобладающая форма отношений к детям: «снисхождение», «терпеливость», «высокомерие», «беспомощность»; 0,61 и ниже — низкий уровень; нетерпимое отношение к детям; преобладающая форма отношений к детям: «пренебрежение», «импульсивность», «отстраненность». Дополнительно для большей надежности фиксируются девять форм отношений замещающего родителя к ребенку «снисхождение», «сотрудничество», «уступчивость», «высокомерие», «терпеливость», «пренебрежение», «отстраненность» «импульсивность», «беспомощность» — по следующим параметрам: - позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «сверху», «на равных», «снизу»; - внешний вид замещающего родителя: поза, тон голоса, содержание общения. Фиксируемые данные заносятся в таблицу.
Проявление того или иного воздействия отмечается слэш (/), модальность отношения, занимаемая к детям, позиция; поза («доминантная», «приноравливающая», «сотрудничающая»); внешний вид (агрессивный, неуверенный, ассертивный); тон голоса (властный, помогающий, конформный), содержание обращения: преобладание требовательности либо доверия, равное соотношение названных характеристик — обозначается знаком (+) или (-). Например, если замещающий родитель сделал замечание ребенку с отстраненным видом, то в соответствующие графы ставятся определенные знаки (+) или (-). Обработка результатов осуществляется по аналогии с предыдущей методикой стандартизированного наблюдения. Далее проводится беседа с замещающим родителем, ее целью является диагностика особенностей проявления уровней терпимого отношения к ребенку и индивидуально-типических особенностей терпимого отношения к детям у замещающего родителя. Вопросы, которые следует задавать в ходе беседы с замещающим родителем: 1. Что такое для Вас терпимое отношение к детям (конкретному приемному ребенку)? 2. 0т чего зависит Ваше терпимое отношение к детям (конкретному ребенку)? З. К кому Вы более терпимы, почему? 4. К кому Вы испытываете менее терпимое отношение, почему? 5. Как Вы проявляете терпимое отношение к детям? 6. Как другие замещающие родители (Ваш супруг, как замещающий родитель) проявляют терпимое отношение к детям? 7. Как Вы выражаете нетерпимое отношение к детям? 8. Как другие замещающие родители (Ваш супруг, как замещающий родитель) выражают нетерпимое отношение к детям? 9. Как Вы думаете, как называют ребята между собой терпимого и нетерпимого замещающего родителя ? 10. А как лично Вас называют приемные дети? Почему именно так? Вам нравится Ваше «прозвище», почему? 11. Вы себе больше нравитесь в состоянии терпимого или нетерпимого отношения? Почему? 12. Как Вы полагаете, окружающие предпочитают видеть Вас в каком больше состоянии (терпимом или нетерпимом)? Почему? 13. Можно про Вас сказать, что «И. О. терпимая» или «И. О. нетерпимая»? Кто может так сказать про Вас?
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2257)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |