Педагог дополнительного образования выступает главным субъектом-организатором
Профессионально значимые личностные качества Педагога дополнительного образования Личные качества, необходимые педагогу дополнительного образования: · быть доброжелательным и чутким; · разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и интересы; · иметь широкий круг интересов и умений; · быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей; · иметь живой и активный характер; · обладать чувством юмора (но без сарказма); · проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; · иметь творческое, возможно нетрадиционно, личное мировоззрение Профессиональные качества, необходимые педагогу дополнительного образования, проявляются в умении: · строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования обучающихся; · модифицировать образовательные программы; · стимулировать творческие способности обучающихся; · работать по специальному рабочему плану; · консультировать обучающихся; Педагог дополнительного образования выступает главным субъектом-организатором дополнительного образования детей, способным на: · самооценку; · самопознание; · саморегуляцию; · самоопределение; · саморазвитие; · самоутверждение и проявляющий ответственность, активность. Без этих свойств не может быть личности педагога как субъекта педагогической деятельности. Специфика труда педагога дополнительного образования заключается, прежде всего, в творческом характере профессиональной деятельности. В то же время педагог не выполнит своей функции в обновлении образования, если не будет профессионально подготовлен к элементарному исследованию, осмыслению и коррекции своего опыта. Поэтому педагогу дополнительного образования необходимо владеть: · знанием психолого-педагогических основ теории творчества; · знанием современных методов исследования, умением проводить творческий анализ литературы, организовать и осуществить собственный эксперимент, обобщить и оценить его результаты; · умением анализировать учебную и воспитательную работу с детьми; · умением находить в ней свои оригинальные подходы, обоснованно и компетентно вносить усовершенствования в уже имеющуюся технологию, формы, методы, средства обучения и воспитания детей; · умением управлять своим психическим состоянием, находить оптимальные решения, рационально использовать индивидуальный стиль, эрудицию, воображение, импровизацию; · умением видеть в ребёнке творческое начало, оригинальность видения мира, его интересы, особенности и увлечения, тактично направлять их творческое развитие. Таким образом, важное значение в непрерывном процессе образования выступает повышение профессиональной и научной квалификации специалистов дополнительного образования детей. Всемерно стимулируя на учебных занятиях детское творчество, сам педагог должен быть, как минимум творческой личностью. В противном случае образование творчески ориентированной личности ребёнка становится более чем проблематичным. Высшим уровнем совершенства педагогической деятельности называют педагогическим искусством-это синтез определённых профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса. Педагогическое искусство-это, совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенных с профессиональной увлечённостью, развитым педагогическим мышлением и интуицией. Существенной стороной педагогического искусства является педагогическое творчество, хотя, строго говоря, педагогический труд нетворческим не бывает, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество при всей специфике имеет много общего с деятельностью артиста, писателя, учёного. Сущность педагогического творчества одни исследователи видят в сочетании умения педагога действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях. Другие исследователи считают, что специфика педагогического творчества всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведёт к развёртыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой - педагог сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития.
Творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности педагога по преобразованию ,,педагогической” действительности, в центре которой стоит ребёнок ( ученик, воспитанник ). При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность педагога характеризуется такими показателями, как: · систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний; · создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции в конкретный момент деятельности. К внутренним предпосылкам творчества педагога относится взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов и индивидуально-психологических свойств личности (интуиция, воображение, осознаваемая и неосознаваемая самокритичность, трудолюбие, высокая языковая культура). Внутренние предпосылки способствуют формированию компонентов творчества: · знания; · мировоззрение; · педагогическая техника; · педагогическая культура (мышление и самосознание) · самостоятельная профессиональная позиция. Компоненты творчества-содержательные элементы личности педагога,продукты отражения педагогической действительности в чувствах, сознании, памяти результатах творческих сил и возможностей педагога. Компоненты творчества приобретаются педагогом в течение всей профессиональной деятельности. Через психическую деятельность происходит их совершенствование, на их базе формируется самостоятельная профессиональная позиция педагога: от профессионализма к мастерству, от мастерства к подвижничеству. Отсюда напрашивается вывод: при слабом функционировании хотя бы одного из компонентов творчества невозможно рассчитывать на значительные успехи. Творческий потенциал педагога дополнительного образования – это своеобразная характеристика степени его готовности к профессионально-творческой деятельности в условиях непрерывных педагогических инноваций в образовании. Чем выше потенциал, тем более сложные социально и лично- значимые проблемы и творческие задачи, способен решать педагог дополнительного образования. Педагог- исследователь А.И.Щетинская выделяет и обосновывает уровни развития творческого потенциала педагога: · Очень низкий уровень.У педагога периодически прослеживается стремление к изучению и фрагментарному применению передового опыта, т.е. он имеет низкую мотивацию и часто недостаточную профессионально-педагогическую культуру и низкий уровень творческих способностей, которые в совокупности не позволяют ему самостоятельно овладеть передовым педагогическим опытом в полном объёме. · Низкий уровень. Педагог включен в коллективную инновационную деятельность по решению локальных творческих задач и проблем. · Высокий уровень.Педагог вовлечён в коллективную инновационную деятельность по решению как локальных, так и стратегически значимых для коллектива инновационных задач и проблем. · Высокий уровень. Педагог самостоятельно организует собственные локальные дидактические и педагогические эксперименты и параллельно овладевает методологической культурой исследовательской деятельности. · Очень высокий уровень.Педагог способен к разработке авторской концепции и её эффективному применению и распространению. Творческий потенциалпедагога проявляется через: · высокий уровень мотивации к творческой инновационной деятельности; · рост профессиональной компетентности; · методологическую культуру педагогического мастерства; · степень включённости в инновационную деятельность; · конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Степень развитиятворческого потенциала педагога зависит от следующих факторов и условий: · от актуализации приоритетных педагогических проблем для отдельно взятого учреждения дополнительного образования детей, которые одновременно были бы актуальны для конкретного педагога; · от степени интегрированности, вовлечённости педагога в коллективную инновационную деятельность; · от стремления и способностей педагога к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию; · от степени вовлечённости педагога в методическую деятельность; работу методических объединений от степени участия в эксперементальных площадках, семинарах, конференциях и в индивидуально-личностных контактах с учёными и т.п. Творческий потенциал педагога проявляется в умении создать ситуации успеха для ребёнка, что в свою очередь влияет на эффективность деятельности педагога. Это умение: · помочь ребёнку раскрыть его способности, нацелить на личностное саморазвитие; · перевести педагогическую цель в личную цель ребёнка, заинтересовать его; · подобрать соответствующие средства и способы, адекватные конкретному моменту, конкретному ребёнку; · создать педагогическую поддержку каждому ребёнку на общечеловеческом и профессиональном уровне; · определить этапы совместной деятельности педагога и ребёнка и продиагностировать каждый из них; · работать в поисковом режиме и стремиться к его совершенствованию. Всё выше сказанное подводит к пониманию выражения ,, профессиональная культурапедагогадополнительного образования”,которая естественнобазируется на знании закономерностей педагогики как науки, возрастной психологии и физиологии, основ гигиены и медицины, этики и эстетики, практической экономики и экологии, социологии и философии образования. Профессиональная культура педагога интегрирует общую и специальную культуру личности и представляет непрерывный процесс, протекающий в системе педагогического последипломного образования в традиционных и инновационных формах.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1634)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |