Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В. Регулирование количества обращающихся (предлагаемых) на рынке товаров



2015-12-04 973 Обсуждений (0)
В. Регулирование количества обращающихся (предлагаемых) на рынке товаров 0.00 из 5.00 0 оценок




Регулирование рыночного предложения возможно посредством количественных ограничений обращаемых товаров (путем лицензирования и квотирования).Как правило, такой способ госу-дарственного регулирования используется при проведении экспортно-импорт-ных операций и заключается в установлении максимально возможных количеств покупаемых или про-даваемых на рынке товаров. Очевидно, что они должны быть меньше, чем равновесные количества на свободном рынке (QE1 < QE). Иначе ограничения не оказали бы никакого влияния на рыночную ситуацию. Графическая интерпретация описанной ситуации представлена на рис. 1.13.

В этом случае кривая предложения квотируемого товара приобретает вид ломаной линии (с вертикальным участком при достижении объема квоты), а цена, устанавливающаяся на таком рынке, возрастает по сравнению с равновесной ценой свободного рынка (P1 > PE). В конечном итоге потребители получают товар в меньшем количестве и по более высокой цене, чем в условиях свободного рынка.

 

Практическое применение теории эластичности

 

Теория эластичности имеет практическое значение. Показатели (коэффициенты) эластичности позволяют количественно оценить связь между разными экономическими явлениями и процессами.

· Во-первых, на основе значений эластичности может быть сделан прогноз относительно того, как изменится выручка продавца (расходы покупателя) при увеличении или снижении цены данного товара.

В ситуации неэластичного спроса при росте цены выручка увеличивается, а при снижении – падает (однонаправленное изменение цены и выручки). При спросе с единичной эластичностью выручка не изменится ни при росте, ни при падении цены. В случае, когда спрос эластичен, при росте цены выручка будет сокращаться, а при ее снижении – увеличиваться.

Следовательно, при неэластичном спросе продавцам выгодно повышение цен (выручка увеличивается), а покупателям выгодно их снижение (расходы сокращаются). При эластичном спросе получается обратная ситуация: продавцам выгодно снижать цены (выручка растет), а покупателям, как ни странно, на руку повышение цен (тогда их расходы понижаются).

· Во-вторых, теория эластичности имеет значение для определения экономической политики государства. Это наглядно видно на примере его налоговой политики.

Предположим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения вверх (см. рис. 2.10).

Сумма налога распреде-ляет­ся между потребителями и производителями, а также включает в себя избыточное налоговое бремя (омертвленные издержки), так называемую чистую потерю для общества. Эластичность позволя­ет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели (производи­тели), а какую – потребители.

1. Влияние эластичности спроса. В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса – потребителем. Объясняется это явление тем, что в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать намного сложнее.

2. Влияние эластичности предложения. Если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично – то на производителей. Действительно, эластичное предложение означает, что производители без труда смогут переключить ресурсы на производства других товаров или услуг. При неэластичном предложении переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, так что от налога больше пострадают производители.

 

 

Решите задачи:

Задача 1

Спрос и предложение на рынке описываются следующими уравнениями: QD = 200 – 2·P и QS = – 50 + 2·P.

1) Определите, как изменятся параметры рыночного равновесия, если государство вводит субсидии на 1 шт. товара в размере 10 денежных единиц.

2) Рассчитайте изменения излишков фирм и излишков потребителей в результате введения субсидии.

 

Задача 2

Спрос на товар на внутреннем рынке описывается уравнением QD = 90 – 2·P. Предложение отечественных фирм описывается уравнением QS = – 40 + 3·P. Мировая цена на данный товар установилась на уровне 18 денежных единиц.

1) Определите размер импорта в страну, если государство не прибегает к таможенным пошлинам и квотам.

2) Определите, как изменятся предложение отечественных производителей и импортные поставки:

– при введении таможенных пошлин в размере 5 денежных единиц за единицу товара;

– при введении таможенной квоты в размере 30 шт.?

 

Задача 3

Спрос на некоторый товар задан уравнением QD = 100 – 0,5 · P. Определите, при каких значениях цены спрос на данный товар эластичен, а при каких – нет.


[1] См. об этом более подробно: Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2‑е изд. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова: Дело и Сервис, 1999. С. 64–73.



2015-12-04 973 Обсуждений (0)
В. Регулирование количества обращающихся (предлагаемых) на рынке товаров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В. Регулирование количества обращающихся (предлагаемых) на рынке товаров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (973)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)