Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 7 страница



2015-12-07 534 Обсуждений (0)
Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 

со временем, то он пойдёт по стопам своих предков и предшественников, не утруждая себя размышлениями о договоре и попытками понять его,и удовольствуется для себя религией-обычаем. И если шайтан увидит, что это — предел его стремлений и решимости,то подтолкнёт его к племенному фанатизму и слепой приверженности отцам и предкам и приукрасит ему то, что он делает, внушив ему, что это и есть истина, а то, что противоречит этому — ложь. Он

покажет ему верное руководство в образе заблуждения и  
заблуждение — в образе верного руководства с помощью  
этого фанатизма, в основу которого не было положено  
знание, и он удовольствуется тем, что он будет во всём со  
своей роднёй и соплеменниками,разделяя с ними права,  
обязанности [и участь]. И Всевышний Аллах оставит его без  
помощи. Он лишится верного руководства, и Аллах позволит  
ему направиться туда, куда он сам себя направит. И если к  
нему будет приходить верное руководство, противоречащее  
тому, чего придерживаются его родственники и
соплеменники, то он будет считать его не иначе как  
заблуждением.                
Если же устремления его более возвышенны, а душа  
более благородна и положение выше, то он направит  
усилия на соблюдение и понимание договора и он будет  
размышлять над его содержанием. Такой человек  
понимает, что Заключивший договор с ним отличается от  
всех остальных. Такой человек   берётся познавать  
Всевышнего через этот договор и обнаруживает, что договор  
этот знакомит его с Ним Самим и повествует о Нём , Его  
качествах и именах, Его действиях и законах.И из этого  
договора следует, что Он существует Сам по Себе и  
поддерживает существование всего остального,и не  
нуждается ни в ком и ни в   чём,тогда как всё сущее нуж-  

374 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

дается в Нём. Он — над Своим Троном, над всеми Своими

 

творениями, видит и слышит, проявляет довольство и
гневается, любит и ненавидит,распоряжается Своим
царством, пребывая над Троном Своим,и Он говорит,
отдавая веления и устанавливая запреты, направляет Своих
посланников в разные концы своего царства со Своими
словами, которые слышат те Его творения, которым Он даёт
их услышать. Он беспристрастен и справедливо воздаёт за
благие и скверные деяния.И Он — Выдержанный,

Прощающий, Благодарный, Щедрый, Благодетель, Которому свойственно всё совершенство и Который свободен от любых изъянов и недостатков. Нет никого подобного Ему. Мудрость Его проявляется в Его управлении Своим царством и в том,

 

как Он предопределяет всё по воле, не Своей противоречащей Его справедливости и Его мудрости.

Разум, Шариат и естественная изначальная природа

согласуются у него друг с другом и подтверждают друг

 

друга. И [заключающий договор] понимает описания,

 

которые Всевышний Аллах дал Себе в Своей Книге, включая Его имена, с которыми Он ниспослал Писание,которые произнёс, утвердил и претворил в жизнь.Через них Он познакомил с Собой Своих рабов, так что разум подтвердил это и естественная природа человека засвидетельствовала.

 

Узнав сердцем своим Того, Кто предлагает ему договор, и обретя достоверное знание о Его качествах, сердцем, озарённым их светом, он начинает как будто видеть воочию то, как они присущи Ему.

Так, он видит связь этих качеств с творением и распоряжением и их следствия в мире осязаемом и мире

духовном.      
И он видит их воздействие на творения — общее
и конкретное . Они приближают и отдаляют , дару-

Когда раб Аллаха достигает совершеннолетия, ему вручается завет Творца 375

 

ют и лишают.И он видит сердцем своим проявления справедливости Всевышнего, Его беспристрастности, милости и милосердия. И он верит в обязательность Его довода и в то, что предопределённое Им непременно сбывается,

 

совершенство Его могущества наряду с совершенством Его справедливости и милости,а также в Его предельную возвышенность над творениями — и при этом Он объем лег их Своим знанием, и Он — с ними, а также в Его величие и величественность, гордость, воздаяние и мщение, и милость, и доброту, заботу, щедрость, прощение и снисходительность.

 

И он видит обязательность довода и непреодолимость предопределения92, за рамки которого творения не способны выйти. И он видит, как Его качества согласуются друг с другом и свидетельствуют в пользу друг друга. И он видит мудрость, которая является конечным пределом и целью предопределения, которое является началом. И он видит связь ответвлений с основами и начал — с завершениями, и он как будто видит начала мудрости и то, как предопределение создаётся в соответствии с мудростью, справедливостью, благом, милостью и благодеянием. И предопределение не

выйдет за эти рамки до разрушения миров и
исчезновения законов в день, в который будет вершиться

Суд над рабами, и проявятся Его справедливость и

мудрость, и станет очевидной для всех творений— людей и
джиннов, верующих и неверующих— правдивость Его
посланников и правильность того, о чём они сообщали. Тогда
для них станут очевидными те Его величественн
             

 

 

92 Речь идёт о том , что ничего не происходит против воли Всевышнего Аллаха.


376 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

качества и совершенные описания,которых они не знали

 

прежде, Даже лучший из творений будет в этот день
восхвалять Его таким восхвалением, какого не знали в этом  
мире. Творениям откроется не только это, но и причины, по  
которым отклонились от прямого пути отклонившиеся, впали  
в заблуждение заблудшие и не достигли конца пути
сошедшие с него. И знание об истинной сущности имён и  
качеств в этот День будет отличаться от знания в этом мире
так же, как знание об Огне и Рае отличается от созерцания
их, и даже больше.      
Также он понимает из договора,как Его имена и
качества предполагают существование пророчества и
           

законов, и то, что Он не оставил Свои творения просто так, не предоставил их самим себе,и как они предполагают содержащиеся в договоре веления и запреты, также награду, наказание и воскрешение, и всё это — следствия Его имён и качеств. И Он превыше того, о чём утверждают Его враги, отрицая эти истины.

 

И он видит, что Его могущество объемлет все Его творения, и от Него не способна ускользнуть даже мельчайшая частичка. Он понимает, что если бы наряду с Ним существовал ещё какой-то бог, то весь этот мир пришёл бы в расстройство и упадок. Воцарился бы хаос на небесах и на земле и плохо пришлось бы их обитателям. И если бы к Всевышнему были применимы такие понятия,как сон и смерть, то весь этот мир распался бы и разрушился и не просуществовал бы и мгновения ока.

 

И вместе с тем Он видит покорность[ислам] и веру, посредством которых Ему поклоняются все Его рабы.Он видит, как они исходят из Его святейших качеств и как они предполагают награду и наказание в этом мире и в мире вечном.


Когда раб Аллаха достигает совершеннолетия, ему вручается завет Творца 377

 

И вместе с тем он видит,что не способен принять и соблюдать этот договор тот, кто отрицает Его качества и Его возвышенность над творениями и то,что Он изрекал Свои Писания и заветы. И не способен принять его , тотко отрицает истинность Его слуха,зрения, жизни, воли и могущества. Это те, которые отвергли Его договор и отказались принять его, а те из них, кто всё-таки принял этот договор, не приняли его полностью со всем, что в нём.

А Аллах — Тот, кто оказывает помощь и содействие.


Раздел

 

Лёгкость и тяжесть духа — результат лёгкости или тяжести тела

 

 

ело потомка Адама создано из земли,а дух его имеет
Тнебесную природу. Они были объединены.  
И если человек заставляет тело своё голодать и
бодрствовать и побуждает его к служению[Ему], то дух его
ощущает лёгкость и отдохновение, и стремится туда, где его
источник, и тоскует по своему высшему миру.Если же

человек насыщает тело своё, обеспечивает ему блаженство и продолжительный сон и занят служением ему и заботами о нём, то тело его будет стремиться к тому,из чего оно было создано, и оно будет тянуть дух за собой и тот окажется в заточении. И если бы не привычка к своей темнице,он кричал бы и звал бы на помощь из-за боли разлуки с этим своим миром, из которого дух был сотворен, и отделения от него, подобно тому, как кричит и зовёт на помощь тот, кого истязают и подвергают мучениям.

 

В общем, когда тело облегчается, дух оживляется и стремится к своему высшему миру, а когда тело тяжелеет и устремляется к страстям и отдыху,дух становится отяжелённым, опускается из своего возвышенного мира и становится земным и низшим.

 

Ты видишь человека, дух которого пребывает в высшем небесном обществе, тогда как тело его — с тобой.


Лёгкость и тяжесть духа — результат лёгкости или тяжести тела

 

Он спит в своей постели,а дух его — у Лотоса крайнего

 

предела, летает вокруг Трона.А другой пребывает в
служении телом своим, однако дух его при этом внизу и

кружит он вокруг низших вещей.

 

Расставаясь с телом, дух соединяется со своим миром — либо высшим, либо низшим. Соединяясь с высшим миром, он обретает всю возможную радость,наслаждение, блаженство и благую жизнь. А соединяясь с низшим миром, он встречает всевозможные тревоги,печали, страдания, скорби, и там его ждёт скверная, жалкая жизнь.

 

Всевышний Аллах сказал: «А того, кто отвернётся от Моего Напоминания, ожидает тяжкая жизнь»(сура

20 «Та Ха», аят 124). Его поминание — это Его слова, которые Он ниспослал Своим посланникам. А отвернуться от него — значит отказаться размышлять о нём и поступать согласно ему. А тяжкая жизнь толкуется по-разному. Большинство толкователей считают, что подразумеваются мучения в могиле. Ибн Мае'уд, Абу Хурайра, Абу Са'ид аль-Худри и Ибн'Аббас придерживались такого мнения,и

существует возводимый к Пророку хадис,
подтверждающий это толкование.Слово «данк»,

употреблённое в аяте, несёт в себе значение стеснённости и тягот, и это слово употребляют, говоря, например, о жилище или о жизни.Эта тяжкая, жалкая, стеснённая жизнь противопоставляется жизни [в этом мире], в которой человек не ограничивал свою душу и тело в удовлетворении страстей, наслаждениях и отдыхе. Поистине, чем больше простора предоставляют душе, тем сильнее теснит она сердце, результатом чего становится жалкая жизнь.А когда ты стесняешь душу свою, она освобождает пространство для сердца, и у него появляется приволье и простор. Стеснённая

 

жизнь в этом мире благодаря богобоязненнос


380 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

приносит человеку простор в барзахе и в мире вечном, тогда как привольная жизнь в этом мире из-за страстей делает

жизнь человека в барзахе и мире вечном жалкой и
стеснённой.    
Выбери же лучшую, самую прекрасную и долговечную
из двух жизней. И заставь тело претерпеть трудности ради
блаженства духа и не заставляй дух мучиться ради
блаженства тела. Поистине, блаженство и мучения духа
более значимы и продолжительны,чем блаженство и
страдания тела!    
А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.    

Раздел

 

Как знающий должен призывать людей к Аллаху

 

Знающий не велит людям отказываться от мира этого, ибо поистине, они не в состоянии отказаться от мирского.

 

Вместо этого он требует от них отказаться от , грехов пользуясь при этом мирскими благами , потому что оставление мирского — достоинство, а оставление грехов — обязанность. Так как же можно требовать того, что является достоинством, от того, кто не исполняет даже обязательное?

 

Если им трудно отказаться от грехов,усердствуй, стараясь помочь им полюбить Аллаха,упоминая о Его милостях, благах, даруемых Им, Его благодеянии и Его совершенных качествах и величественных описаниях,ибо поистине, сердца изначально предрасположены к любви к Нему, и если они привяжутся к этой любви , то им будет нетрудно отказаться от грехов и прекратить упорствовать в их совершении.

 

Яхья ибн My'аз сказал: «Приобретение разумным мирских благ лучше отказа невежественного от этих благ».

 

Знающий призывает людей к Аллаху,не мешая им пребывать в этом мире, и им легко внять его призыву, тогда как аскет призывает людей к Аллаху через отказ от мира этого, и им трудно внять его призыву.Отлучение от груди

того, кто не представляет свою жизнь


382 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

нее, трудно. Однако из кормилиц нужно выбирать самую чистую и самую лучшую,потому что молоко оказывает

влияние на природу вскармливаемого.Ребёнок,
вскормленный глупой женщиной, становится глупым. А
самое полезное вскармливание — обусловленное голодом93.
И если ты уже в состоянии перенести , страдани
               

причиняемые отлучением от груди, то пройди через это, а в противном случае пей понемногу, ибо поистине, переедание способно погубить.

 

 

93 Иначе говоря, кормление в тот период, когда ребёнок не может обойтись без молока и именно им он утоляет голод.


 

Раздел

 

Мудрые изречения и полезные наставления

 

Огромны различия между соблюдением прав, когда тебя постиг вред, и между их соблюдением в период

 

благополучия.

«Поистине, истинный раб Мой,— тот, который поминает Меня, даже сойдясь в бою с равным себе противником» [Ат-Тирмизи, 3580].

«О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом, то будьте стойки и многократно поминайте Аллаха, — быть может, вы преуспеете»(сура8 «Трофеи»,

аят 45).

Не заслуживает восхищения здоровый и ничем не занятый, выстаивающий [молитвы] и служащий [Господу]. Но достоин восхищения слабый и больной, которого отвлекают разные дела и события, а сердце его при этом выстаивает, служа [Господу], не переставая делать то, что ему по силам.


Раздел

 

Познание Всевышнего Аллаха бывает двух видов: познание утверждения и познание любви и страха

 

ознание Всевышнего Аллаха бывает двух . видов
ППервый: познание утверждения, в котором люди—
соучастники, то есть в нём участвует и благочестивый,
нечестивый, и покорный, и ослушник.    
Второй: познание, следствием которого становится
           

стыдливость, любовь и сердечная привязанность к Нему, стремление к встрече с Ним, возвращение к покорности Ему после ослушания, преданность Ему и бегство от творений к Нему. Это особое познание, которое на языке у людей94 и в котором они различаются, но о степени этих различий известно только Тому, Кто знакомит их с Собой и открывает их сердцам то из знания о Нём, что скрывает от остальных. Каждый указывает [своей верой, деяниями и поведением] на что-то из этого знания в зависимости от своего положения и того, что ему было открыто из этого знания . Тот из Его творений, кто больше всех знал о Нём,сказал: «Не счесть

 

мне похвал, надлежащих Тебе, Ты такой, как Ты Сам похвалил Себя» [Муслим,№486].И он сообщил,чтоВсевышний внушит ему в Судный день такие слова хвалы, которых он не знает сейчас.

 

94 Речь идёт о равнодушных к мирским благам и много поклоняющихся Всевышнему людях.


Познание Всевышнего Аллаха бывает двух видов...................... 385

 

 

У этого познания есть две широкие двери.

 

Первая: дверь размышления и осмысления всех аятов

Корана и усвоения того,что пришло от Аллаха и Его
Посланника.          
Вторая: дверь размышления о Его осязаемых
[очевидных] знамениях и Его мудрости, которая проявилась в
них, Его могуществе, доброте, справедливости и

беспристрастности по отношению к творениям.

 

Суть этого — понимание смысла Его прекрасных имён, их величественности и совершенства, Его единственности в обладании ими и связи их с творением и распоряжением.То есть человек начинает хорошо разбираться в Его велениях и запретах, предопределении и решениях, а также в Его именах и качествах, и в религиозных [шариатских] постановлениях и в

решениях, касающихся Вселенной и относящихся к предопределению: «Такова милость Аллаха, которую Он

дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью»(сура57 «Железо»,аят21).


Раздел

 

Четыре вида дирхемов

 

ирхемы бывают четырёх видов: дирхем, приобретённый
Дв покорности Аллаху и потраченный на соблюдение
права Аллаха, — это лучший из дирхемов;дирхем,
приобретённый в ослушании Аллаха и потраченный на
         

ослушание Аллаха, — это наихудший дирхем; дирхем, приобретённый посредством нанесения обиды мусульманину и потраченный на обиду мусульманина,— этот дирхем

также скверный; и дирхем, приобретённый дозволенным
путем и потраченный на осуществление дозволенного

желания, — этот дирхем не приносит ни пользы, ни вреда. Это основа в дирхемах.И остальные дирхемы—

 

ответвления, отходящие от этой основы.Среди них есть дирхем, приобретённый по праву, однако потраченный на ложное. И есть среди них дирхем, приобретённый ложным путём и потраченный правильно,и расходование этого дирхема становится искуплением для него. Бывает и дирхем, приобретённый сомнительным путём— его искуплением является расходование его на покорность Аллаху.

 

Награда и наказание, похвала и порицание также связаны с расходованием дирхемов, равно как и с их приобретением. Человек будет спрошен о том,что он расходовал: каким путём он приобрёл его и на что потратил?


 

Раздел

 

Виды помощи верующим

 

омощь верующим может быть оказана разными
Пспособами: посредством имущества, посредством
влияния, посредством физической помощи и служения,
посредством доброго совета и наставления,посредством

обращения к Аллаху с мольбами за него и испрашивания прощения для него, а также посредством соболезнования и сострадания.

 

Эта помощь зависит от степени веры,чем слабее вера, тем слабее помощь, и чем она сильнее, тем сильнее помощь.

Посланник Аллаха больше всех людей помогал своим сподвижникам посредством всего перечисленного,и его последователи получали от него эту помощь — каждый в зависимости от степени своего следования ему.

 

Однажды люди зашли к Бишру аль-Хафи, который был в лёгкой одежде в очень холодный день и дрожал от холода. Они спросили: «Что это, о Абу Наср ?» Он ответил: «Я вспомнил о бедняках и о том, как они страдают от холода и, поскольку я не в состоянии чем-то помочь им , я решил поддержать их в их страданиях от холода таким способом».


Раздел

 

Вред и беды, которые становятся следствием незнания пути

 

езнание дороги и её ухабов и конечного пункта пути
Нстановится причиной сильного утомления при обретении
ничтожной пользы. Потому что такой человек либо
усердствует в дополнительном поклонении,при этом

проявляя нерадивость в совершении обязательного, либо он усердствует в совершении деяний органами тела, которые не сопровождаются деяниями сердца. Или же он совершает деяния внутренние и внешние,но при этом не следует [Корану и Сунне]. Или же он занимается тем, что не помогает в достижении цели, или делает что-то, не оберегая свои деяния от того, что портит их и делает их недействительным, ни во время их совершения,ни после. Или же он делает нечто, забывая при этом о милостях Всевышнего, и совершая эти деяния, он видит в этом свою личную заслугу. Или же он делает нечто, не замечая собственных упущений,и потом занимает позицию человека, за которым нет никакой вины.

Или же он совершает деяние не, кактак его следует
совершать, не проявляя достаточного чистосердечия и

благодеяния, и при этом считает, что он всё делает как надо.

 

Всё это делает плоды деятельности минимальными при больших усилиях... А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и содействие.


Раздел

 

Препятствия на пути к Аллаху и способы их преодоления

 

Когда раб вознамерится отправиться в путешествие к Всевышнему Аллаху и начинает стремиться к Нему, на его пути возникают разные обманы и препятствия.

 

Сначала он обманывается страстями, главенством, удовольствиями, женщинами и одеждами. Если всё это заставит его остановиться и задержит его, то он не достигнет конца пути. Если же он отвергнет всё это и

не станет останавливаться, и продолжит путь со всей
искренностью, то он будет испытан тем, что другие
станут следовать за ним по пятам, и целовать ему руки,
уступать ему место на собраниях, просить его
обращаться к Аллаху с мольбами за них и надеяться
           

обрести благодать с помощью него, и так далее. Если он остановится на этом этапе, то прекратит своё движение к



2015-12-07 534 Обсуждений (0)
Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 7 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)